Инвестиции в систему образования в Российской Федерации
Еще 20 лет назад Россия была экономически закрытой страной, в том числе и для иностранного капитала. В начале 90-х, после распада СССР, в Россию буквально сразу же хлынули иностранные компании, страна стала, в каком-то роде, оживать. После довольно продолжительной «смуты» связанной с политикой Горбачева и распадом Советского Союза, привлечение инвестиций в страну стало одной из первоочередных задач правительства, поскольку это должно было сыграть огромную роль в развитии и совершенствовании страны, выхождения ее из кризиса.
Правительством России, были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Было также отменено ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли.
В 1995 — 1997 годах решающее значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей.
Как известно, образование объявлено у нас приоритетным национальным проектом, что, увы, не вполне подтверждается практикой. Посмотрим на бюджет 2014 года. В 2014 году федеральный бюджет увеличился на 40%, бюджет по разделу «Образование» - на 26%. В этих условиях трудно говорить о приоритетности. В прошлом году рост расходов на здравоохранение был около 70%. В 2015 году, ситуация лучше. Если бюджет в среднем вырастет примерно на 28%, то бюджет образования, за вычетом тех статей, которые перенесены из других разделов бюджета и не могут считаться реальным увеличением расходов, примерно 32%. То есть, в этом году бюджет образования растёт быстрее, чем бюджет страны в целом. Это позитивный шаг, хотя явно недостаточный.
Для привлечения капитала, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, также, играли немаловажную роль в формировании благоприятного инвестиционного климата регионов, посредством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления тем самым рекламно-информационной кампании в печатных изданиях.
Одним из основных средств для стабилизации развития России, является инвестиционное сотрудничество со странами ближнего зарубежья. Очень важно иметь согласованную экономическую политику, учитывающую специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.
По инициативе Правительства Российской Федерации была создана новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача — обеспечение постоянного диалог между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.
Инвестирование, в целом, имеет огромное значение для России, поскольку тем самым наблюдается рост экономики. Российская Федерация – государство скорей обновленное, чем молодое, но с новой экономикой и новой политикой, а, следовательно, и думать стоит по-новому, т.е. инвестировать, получать инвестиции и идти по пути развитых стран.
В условиях финансового кризиса происходит значительное обострение всех экономических процессов, в том числе, и инвестиционной деятельности (ИД).
Министерством Экономического Развития на базе долгосрочного прогноза до 2020-2030 гг. выявлены пределы развития, опирающегося на наращивание экспорта энерго-сырьевых ресурсов, вследствие чего обоснован стратегический выбор именно инновационного, социально-ориентированного развития российской экономики. Как отмечает Э.С. Набиуллина, время, когда конкурентоспособность поддерживалась дешевизной сырья, рабочей силы и заниженным курсом рубля уходит в прошлое[1]. Постоянное удорожание энергоносителей ведет к увеличению издержек предприятий. Эта тенденция вряд ли изменится в ближайшие годы. И единственный адекватный ответ, который наша экономика должна дать на этот вызов, - значительное повышение эффективности, что требует инвестиций и новых технологий.
Никто не оспаривает положение о том, что значительное наращивание инвестиций в экономику РФ, повышение их эффективности, а с ними и повышение эффективности народного хозяйства будут определять важнейшие акценты стратегии инновационного развития нашей страны, но реальное положение дел в экономике пока выглядит не лучшим образом. Так, по отраслям, производящим товары, объём инвестиций в основной капитал в 2007г. достиг лишь половины их физического объёма в 1990г. В обстановке острого дефицита инвестиций наблюдающееся снижение эффективности инвестиционной деятельности оказывает крайне отрицательное влияние на темпы экономического роста.
В условиях становления в экономике нового технологического уклада и сопровождающего этот процесс финансового кризиса особенно актуальна способность промышленных компаний резко наращивать свои инвестиции за счет заемного капитала. Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом зависят от того, насколько инвестиционные возможности корпорации выходят за рамки самофинансирования. Зарубежный опыт свидетельствует, что за счет выпуска акций финансируется относительно небольшая доля капиталовложений. Значение облигаций в этом плане гораздо выше, но весьма различается по странам.
Реализация в процессе инвестиционной деятельности высокоэффективных инвестиционных проектов является главным условием ускорения экономического роста. В конечном счете, эффективность инвестиционной деятельности и темпы экономического роста в значительной степени определяются совершенством системы отбора инвестиционных проектов к реализации, адаптацией её к существующим и сменяющимся во времени условиям функционирования экономики. Решения, принимаемые на основе инструментария оценки эффективности инвестиционных проектов, затрагивают не только интересы фирм, но и национальные интересы, поскольку совокупность частых решений в конечном итоге формирует облик и характеристики производительных сил страны. По мнению Э.С. Набиуллиной, «проводимая сегодня политика и те решения, которые принимаются, закладывают будущее российской экономики на 10-15 лет вперёд. От того, с какой эффективностью сработаем сейчас, зависят позиции нашей экономики в мире, и в частности то, сможет ли Россия стать к 2020г. одним из лидеров мирового процесса и инновационно-экономического развития, страной с привлекательным образом жизни и высокой конкурентоспособностью»[2].
Внедрение нововведений во всех сферах экономической деятельности хозяйствующих субъектов, модернизация и технологическое перевооружение предприятий настоятельно требуют совершенствования научно методического обеспечения определения экономической эффективности инвестиций.