Методы и формы контроля достижения образовательных результатов

В соответствии с принятой в Университете балльно-рейтинговой системой (http://guu.ru/viewer.php?url=http://www.guu.ru/files/norm/2014/brs_guu.pdf) итоговая оценка по дисциплине осуществляется по 100-бальной шкале и состоит из следующих компонентов:

Вид работы студента Макс. количество баллов
Активная работа на занятии: подготовка к занятию, участие в дискуссиях, др. работа на занятии
Итоговая экзаменационная работа

Перевод оценок из 100-балльной шкалы в 4-балльную:

Отлично – 85-100 баллов

Хорошо – 70-84,9 баллов

Удовлетворительно – 55-69,9 баллов

Неудовлетворительно – 0-54,9 баллов

Календарно-тематический план

    №     Тема Академические часы
Ауд.часы Сам. работа студента Общее количество часов
лек. сем.
Институциональная экономика: становление и развитие, особенности методологии, основные направления    
Институты: функционалистский и структуралистский подход    
Экономическое поведение: институциональный подход    
Теоретические инструменты институциональной экономики: теория трансакционных издержек    
Теоретические инструменты институциональной экономики: экономическая теория прав собственности    
Теоретические инструменты институциональной экономики: экономическая теория контрактов    
Институциональная теория фирмы    
Институциональная теория государства    
Теория институциональных изменений    
Экономический анализ права и преступности    
  Всего часов    

Темы и содержание занятий

Тема 1. Институциональная экономика: становление и развитие, особенности методологии, основные направления

Эволюция экономической науки: от классической политической экономии до институциональной экономики. Отличительные особенности предмета и метода основных направлений экономической науки.

Предпосылки институционализма в экономической науке, профессиональном сообществе и хозяйственной практике.

Формирование основных научных школ институционализма: традиционный американский институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл); новый институционализм (О.Уильямсон); неоинституционализм (Д. Норт); институционально-эволюционная теория (Дж. Ходжсон).

Самостоятельная работа студента

Прочитать статьи и подготовиться по вопросам для обсуждения.

Веблен Т. Почему экономическая наука не является эволюционной дисциплиной? // http://ecsocman.hse.ru/data/988/692/1219/section2_istoki.pdf

Нуреев Р.М., 2010, Очерки по истории институционализма, Ростов н/Дону: Изд-во «Содействие - XXI век»; Гуманитарные перспективы, 415 стр. (стр. 10-68) // http://rustem-nureev.ru/wp-content/uploads/2011/01/361.pdf

Вопросы для обсуждения на практическом (семинарском) занятии

Вопросы по теме

1. Перечислите основные этапы эволюции экономической науки.

2. Перечислите основные направления экономической науки.

3. Сформулируйте 3-5 особенностей предмета и метода основных направлений экономической науки.

4. Назовите предпосылки институционализма в сфере научного знания экономической науке.

5. Назовите предпосылки институционализма в профессиональном сообществе экономистов.

6. Назовите предпосылки институционализма в хозяйственной практике.

7. Сформулируйте отличительные особенности традиционного (американского) институционализма.

8. Назовите представителей традиционного (американского) институционализма.

9. В чем сходство и различие концепций Т. Веблена и Дж. Коммонса?

10. В чем сходство и различие концепций У. Митчелла и Т. Веблена?

11. Сформулируйте отличительные особенности нового институционализма.

12. Сформулируйте отличительные особенности неоинституционализма.

13. Сформулируйте отличительные особенности институционально-эволюционной теории.

14. В чем сходство и различие концепций О. Уильямсона и Д. Норта?

15. В чем сходство и различие концепций Т. Веблена и Д. Норта?

16. В чем сходство и различие концепций Дж. Коммонса и Д. Норта?

17. В чем сходство и различие концепций Д. Норта и Дж. Ходжсона?

18. В чем сходство и различие концепций О. Уильямсона и Дж. Ходжсона?

19. В чем сходство и различие концепций У. Митчелла и Дж. Ходжсона?

20. Каково значение институциональной теории с точки зрения достижения целей и задач экономической науки?

Вопросы по статьям

1. Какой смысл вкладывает автор в понятие «эволюционная наука»?

2. Что, по мнению Т. Веблена, сближает экономистов с представителями эволюционных наук?

3. На какие понятия опирается современная автору статьи экономическая наука?

4. В чем заключается различие между доэволюционным и эволюционным подходом?

5. Как формировали новое знание об экономических явлениях представители классической традиции экономической науки?

6. Как, по мнению Т. Веблена, человек формирует знания об окружающей среде?

7. Почему и как в сознании человека происходит сдвиг от архаического мышления к реализму?

8. Как Т. Веблен оценивает экономические закономерности, выявленные средневековыми мыслителями, и экономические законы, сформулированные представителями классической политической экономии?

9. Почему выявление причинно-следственных связей важнее для экономиста, чем систематизация и таксономия?

10. Какие кумулятивные изменения должны стремиться объяснить экономисты, по мнению автора?

11. Каковы, по мнению Т. Веблена, причины неудач неоклассической школы экономической науки в объяснении природы поведения человека?

12. Что представляет собой экономическая история жизни человека, по мнению автора?

13. Каковы основные характеристики экономической деятельности людей?

14. В чем заключается взаимосвязь между экономическими и социальными институтами?

15. Что, по мнению Т. Веблена, должна изучать институциональная экономика?

16. Почему современная автору статьи экономическая наука не является, на его взгляд, эволюционной?

17. Является ли эволюционной, на Ваш взгляд, современная макроэкономика?

18. Является ли эволюционной, на Ваш взгляд, современная микроэкономика?

19. Является ли эволюционной, на Ваш взгляд, современная институциональная экономика?

20. В чем, на Ваш взгляд, преимущества и недостатки эволюционного подхода в экономических исследованиях?

Наши рекомендации