СЭЗ Китая. Создание, функционирование, значение в экономике государства.
Под свободными экономическими зонами (СЭЗ) понимают участки территории страны, которые имеют выгодное ЭГП, в которых действуют особые правовые и организационные нормы, льготные или даже беспошлинные режимы внешнеторговых операций, созданы благоприятные условия для привлечения капиталовложений, прежде всего, иностранных. Непременное условие существования СЭЗ - их связь с мировым хозяйством или с соседними странами, поэтому обычно такие зоны расположены в крупных морских портах, международных аэропортах, а также в приграничных районах.
СЭЗ Китая - «Шэньчжень», «Чжухай», «Шаньтсу», «Ся-омынь» расположены на юго-востоке страны и непосредственно примыкают к Макао, Гонконгу или ориентированы на Тайвань и другие страны Юго - Восточной Азии.
Успешно привлекая инвестиции
Гонконга, Макао, Тайваня и других стран, СЭЗ Китая достигли успехов. С их помощью были утверждены почти 6000 проектов. Рост китайской экономики прямо связан с функционированием СЭЗ. Пять СЭЗ дают 10% экспорта, 8 млрд. долларов США прибыли.Таким образом, вследствие экономических и общественных реформ быстрыми темпами развивалась промышленность. Однако, не смотря на большие достижения, современный Китай по показателю ВВП на душу населения (380 ам. долл.) сильно отстает не только от экономически развитых стран, но и от некоторых развивающихся. Отстает Китай также по научно-техническому уровню производства, качеству и ассортименту продукции, а сельское хозяйство остается трудоинтенсивным.К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных(свободных) экономических зон.Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП сзарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушкеШэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась всовременный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там ужедействовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 – полностью иностранными. Главными особенностями китайских СЭЗ являются:
1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов
рыночного регулирования.
2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип
декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е
гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех
инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а
также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%,
внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.
3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до
1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в
СЭЗ).
4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение
импортного сырья.
5. Включение обширных национальных регионов.
6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.
7. Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям
СЭЗ.
Основные цели создания СЭЗ:
. привлечение иностранного капитала, передовой техники и
технологии, овладение опытом управления, подготовка
национальных кадров;
. увеличение экспортной валютной выручки;
. стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее
мероприятий;
. эффективное использование природных ресурсов;
. стимулирование развития экономики страны в целом, передача
передовой зарубежной технологии и опыта управления во
внутренние районы страны;
. создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997
г.) и Макао (1999 г.);
. мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
. обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где
находятся спецзоны всех типов
На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как
объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное
географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга,
Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для
развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные:
курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для
иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны
для развития зон.
12.Гонконг. Аомынь как специфические экономические районы Китая.Гонконг (площадь 1 тыс. км2, население 6,3 млн. чел.) -это прежде всего, крупный порт с грузооборотом 85 млн. тонн и судооборотом 20 тыс. судов в год, обслуживающий 150 судоходных линий. Как контейнерный порт, он уступает в мире только Сингапуру. «Лицо» Гонконга в международном географическом разделении труда, помимо электроники, определяет часовая, текстильная и швейная промышленности. Характерно, что маленький Гонконг по производству часов занимает первое место в мире. Правда, здесь производят, в основном, сборку часов. 60% всех механизмов часовые фирмы закупают в Японии и 5% - в Швейцарии. По выпуску джинсов (65 млн. пар в год) Гонконг уступает только США. Страна в настоящее время является важнейшим финансовым центром мира, выступает промежуточным пунктом при международных сделках. На территории Гонконга находится крупная международная туристическая база.
До 1997 Гонконг был владением Великобритании, 1 июля 1997 был возвращен Китаю и получил статус специального административного района КНР. Основной закон для территории был одобрен Национальным народным конгрессом КНР в марте 1990 и основан на принципе «одна страна – две системы», то есть на сохранении двух различных экономических и юридических систем в рамках единого китайского государства. Входя в состав КНР, Гонконг обладает значительной автономией, обладая собственными законами, правовой, денежной, таможенной и эмиграционной системами, а также правом участия в международных организациях. В ведении центрального правительства КНР находятся оборона и дипломатические связи. Нынешняя система законов должна сохраниться в Гонконге минимум до 2047. Быстро развивающаяся экономика Гонконга сильно зависит от международной торговли; природные богатства территории ограничены, продовольствие, топливо, воду и сырье приходится ввозить. Хотя хозяйство основано на принципах свободного рынка, власти Гонконга нередко активно вмешивались в экономическую область, регулируя продажу земли и поддерживая обменный курс валюты.
Еще до возвращения Китаю в 1997, Гонконг поддерживал интенсивные торговые и финансовые связи с КНР.
Основу экономики Гонконга составляет сектор услуг. В целом в торговле, обслуживании туристов, гостинично-ресторанном деле, операциях с недвижимостью, области финансов и страхования, сфере коммунальных и социальных услуг заняты 80% из 3,5 млн. самодеятельного населения административного района. Гонконг занимает 10-е место в мире по объему торговли и является 11-м по значению мировым банковским центром. В нем размещены азиатские штаб-квартиры многих транснациональных корпораций. Функционируют сотни лицензированных банков, банков с ограниченной лицензией, депозитных и страховых компаний. Гонконгский валютный рынок – наряду с токийским и сингапурским, один из крупнейших в Азии. Одна из самых развитых сфер услуг в Гонконге – туристическая индустрия. Туристический бизнес ведут ассоциации, имеющие представительства за рубежом. Ежегодно территорию посещают св.10 млн. туристов.
Прежде ведущее место занимало текстильное и швейное производство, но за последние десятилетия значительно выросла роль электротехнической и электронной промышленности. Сохраняют свое значение часовое производство, изготовление изделий из пластмассы и игрушек, изделий традиционного прикладного искусства, полиграфическая промышленность.
Дипломатическое представительство Гонконга за рубежом осуществляет КНР. Однако Гонконг участвует в таких международных организациях, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Азиатский банк развития, Всемирная торговая организация, Всемирная организация по метеорологии, Всемирная организация здравоохранения и др.
Макао (Аомынь) (площадь 16 км2, население 298 тыс. чел.) имеет главную статью дохода - туризм (27% ВВП),
Входя в состав КНР, Макао обладает значительной автономией, обладая собственными законами, правовой, денежной, таможенной и эмиграционной системами, а также правом участия в международных организациях.
Внешнеполитические вопросы (включая дипломатическое представительство) находятся под контролем правительства КНР.
Дипломатическое представительство Макао за рубежом осуществляет КНР. Однако Макао имеет право самостоятельно поддерживать экономические и культурные связи с другими государствами, регионами и международными организациями, а также заключать с ними соглашения. Участвует в таких международных организациях, как Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, Всемирный почтовый союз, Всемирная организация по метеорологии, Всемирная организац Экономика основана преимущественно на туризме, азартных играх, производстве текстильных изделий и фейерверков. В результате усилий по диверсификации хозяйства возникли небольшие предприятия по производству игрушек, искусственных цветов и электроники. Макао зависит от поставок продовольствия, питьевой воды и энергии из континентального
Растет роль Макао как финансового центра. Правом эмиссии пользуются Национальный заморский банк и Банк Китая. Развито промышленное производство изделий швейной и текстильной индустрии, радиоэлектроники, оптики, искусственных цветов. обуви, кожаных товаров, пищевых продуктов, а также изготовление кустарных изделий. Выращиваются рис и овощи. Значительную часть продуктов питания традиционно давали рыболовство и ловля устриц, убой буйволов и свиней
Среди отраслей промышленности развита швейная, обувная, радиоэлектронная, производство искусственных цветов, фарфора, игрушек, пищевых продуктов. Это основная экспортная продукция страны.