Происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию предложения.
3.3. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Давайте же рассмотрим взаимодействие потребителей и производителей на рынке. Изобразим это в виде модели пересечения графиков спроса и предложения.
рис. 3‐8
Для понимания функции предложения большое значение имеет фактор времени (то есть мы с Вами сейчас изучим предложение в виде динамической модели). Обычно различают краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В краткосрочном периоде все факторы производства постоянны (то есть их количество и состояние не меняется ‐ просто ничего не успевает измениться), в среднесрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном ‐ все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и
т. д.).
В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рисунок 1).
В условиях среднесрочного периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рисунок 2).
В условиях длительного (долгосрочного) периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном
повышении цен (рисунок 3).
3.4. РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют сопоставлению цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса предложения. Как мы с Вами уже говорили: рано или поздно потребители и продавцы в условиях рыночной экономики «договариваются» об определенной цене продажи‐покупки. И устанавливается удовлетворяющая обе стороны ‐ рыночная или равновесная цена. До следующего изменения условий, влияющих на спрос или предложение, или на оба явления вместе. Но условия равновесия в рыночной экономике рассмотрим уже на следующем занятии. А на этом поясним ситуации, когда равновесие на рынке недостижимо и рыночную равновесную цену невозможно определить. В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (см. рисунок ниже), а объем предложения не соответствовать
объему спроса:
рис. 3‐9
В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах. Согласие продавцов и покупателей на рынке о покупке‐продаже определенного количества товара за определенную цену будет определять равновесие на рынке.
Однако может быть никогда не достигнуто, если цена предложения существенно превышает возможные цены спроса, или объем спроса существенно ниже объема производства :блага для производителей.
РЕЗЮМЕ
На этом занятии мы определили поведение потребителей и производителей через функции спроса и предложения. Закон спроса гласит: чем ниже цена на товар, тем выше спрос на него и наоборот.
Кривая спроса характеризует состояние цен и объема покупок определенной продукции в определенный момент времени. Эта кривая изображается в виде графика, который имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически в виде кривой предложения, которая имеет положительный наклон.
Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одного из неценовых факторов, от которых он зависит: увеличение (или сокращение) доходов потребителя: изменение вкусов и предпочтений потребителей, ценовые и дефицитные ожидания потребителей, колебание расходов на рекламу, изменение цен товаров‐заменителей или товаров‐комплементов и т.д.
Сдвиг кривой предложения также вызывается изменениями факторов, влияющих на предложение: цены ресурсов, совершенствование технологий производства, размер налогов и субсидий и т.д.
В зависимости от того, какой рыночный период (краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный) мы изучаем, кривая предложения может иметь разный вид: от вертикального (когда производители просто не успевают отреагировать на изменения цен) до горизонтального.
Равновесие на рынке достигается пересечением кривых спроса и предложения. Мы рассмотрели варианты, когда равновесие на рынке невозможно:
1) когда минимальная цена предложения выше максимальной цены спроса или
2) когда обьем предложения не соответствует объему спроса.
В дальнейшем мы будем подробнее рассматривать достижение равновесия на рынке, а
также изменение наклона кривых спроса и предложения.
3.3. МЕХАНИЗМЫ РАВНОВЕСИЯ
3.3.1. ФОРМИРОВАНИЕ РАВНОВЕСНОЙ ЦЕНЫ
Вы уже знаете, что главная составляющая рынка ‐ сделка. В процессе сделки осуществляется обмен благ (услуг, товаров или ресурсов) на деньги. Экономическими агентами сделки являются покупатель и продавец. Покупателем может быть любой из нас, все мы в условиях рынка потребители товаров или услуг, а значит, и покупатели. Говоря «потребитель», мы имеем в виду индивидуального покупателя на рынке (то есть покупатель представлен одним лицом, одним человеком). Во избежание неверного толкования мы используем термин производитель и имеем в виду отдельную фирму,
производящую и предоставляющую на рынок свою продукцию. Объем спроса потребителя можно представить в виде графической модели ‐ функции спроса, которая показывает, сколько блага готов купить потребитель но определенной цене. Как правило, чем ниже цена, тем больше мы можем себе позволить купить этого блага ‐ и наоборот. Функция предложения, в свою очередь, характеризует интересы производителя. То есть, сколько фирма готова продать своей продукции в зависимости от цены. Значит, чем выше цена продукции, тем больше фирма хочет производить и продавать ‐ и наоборот. И,
наконец, мы помним, что в условиях рынка покупатель и продавец «договариваются» о цене сделки, то есть о том, за сколько продавец готов продать данный товар, а покупатель‐ его приобрести.
На прошлом занятии мы изучили ситуации, при которых равновесной цены быть не может. Таких вариантов может быть всего два. Во‐первых, если самая высокая цена, которую готов заплатить покупатель, не устраивает продавца, и он не собирается продавать товар по этим ценам. Во‐вторых, если количества продукции, которое предлагает производитель слишком мало для потребителя, то есть продавец не может удовлетворить запросы покупателя. В обоих случаях, если выразить их через графическую модель ‐ не происходит пересечения кривых спроса и предложения. А вот если кривые спроса и предложения пересекаются ‐ значит, данное количество товара производители готовы продать по данной цене, а покупатели ‐ приобрести. То есть возникает равновесие.
Равновесие на рынке (equilibrium) достигается при пересечении кривых спроса и предложения.
То есть происходит «пересечение» интересов продавца и покупателя, они «договариваются» о цене, по которой один готов продать свой товар, а другой ‐ купить его. Ну, а равновесная цена ‐ и есть точка пересечения кривых спроса и предложения. Давайте построим графическую модель равновесия на рынке.
Как вы помните, кривые S и D ‐ это, соответственно кривые предложения (supply) и спроса (demand). По цене Р1 потребители готовы купить меньше товара (точка С), чем предлагают производители (точка В). По пене Р2 производители предлагают намного меньше товара (точка В'), чем требуется потребителям (С) Точка А характеризует ситуацию, при которой производители продают свой товар по цене Ре, и всю предложенную продукцию приобретают потребители, потому что их полностью устраивает эта цена, которая и является равновесной. Цена Ре на рисунке ‐ равновесная. Цена Р1 (рыночная цена, которая по тем или иным причинам установилась на данный момент) выше равновесной цены и при установлении этой цены на рынке будет излишек продукции, потому что потребители не захотят (или не смогут) приобрести весь объем предложенного товара. Величину этого излишка можно посчитать, если мы вычислим площадь треугольника ABC, который образуется кривыми спроса и предложения и верхней границей‐ линией цены. Цена Р2 ‐ ниже равновесной. Значит, если эта цена господствует на рынке ‐ будет дефицит продукции, потому что потребителю необходимо больше продукции, чем готов предложить производитель. При
равновесии не наблюдается ни дефицита, ни излишка: вся производимая продукция
востребована и продается. Итак,