Влияние минойской цивилизации

Микенский (16-12 вв.)

3. Гомеровский, «тёмные века» (11-9 вв.)

Архаический период (8-6 вв.)

Классический период (5-4 вв.)

6. Эллинизм:

А) походы Александра и становление государств (30ые годы 4 века – 80 годы 3его)

Б) функционирование государств (80ые годы 3его – середина 2го)

В) кризис и захват Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина 2го – 1 в. до).


2. Экология и население древней Греции. Их влияние на историческое развитие Греции.

1. Изрезанность береговой линии в сочетании с гористостью рельефа (80% - горы) объясняют невозможность образования на Балканах централизованного государства: в каждой маленькой долине – обособленное государство, которое, в то же время, имеет связь со всей ойкуменой посредством моря.

2. Внутреннее «безобидное» море, каботажное плавание (летом), морская цивилизация в целом. Рыба – основа здорового рациона.

3. Удобные гавани в Аттике и их отсутствие на Пелопоннесе, а также обилие плодородной земли на Пелопоннесе и ее нехватка в Аттике объясняют различные векторы развития Афин и Спарты. Особенная изолированность Мессении: с трёх сторон – горы Парнон и Тайгет, с четвёртой - Истмский перешеек. Есть, конечно, и плодородные регионы – Фессалия, Аркадия, Беотия; здесь меньше торговли, социальной жизни, поэтому общество более традиционно. Деревенщина.

4. Мягкий климат не даст помереть от голода\холода => у народа появляются свободное время и возможность изобрести философию, водоподъемный винт и пр.

5. Почва каменистая, пшеница не растёт, зато виноград и олива – да. Хлеб дешевле купить, чем вырастить на месте, а есть и продукт для обмена. Отсюда – предпосылки к морской торговле (Египте, Италия, после Колонизации - Понт и более отдаленные области). Борьба за торговые пути – частая причина войн.

6. Есть полезные ископаемые (глина, мрамор, железо, медь, серебро, дерево) => ремесло.


3. Изучение древней Греции в зарубежной историографии

Начало серьезного изучения. Конец XVIII в. Возникновение историко-критического метода в источниковедении (отцы – Нибур (Рим), Вольф (Гомер), Бентли(-VI в.)). Возможность исследовать прямо в Греции после её освобождения. Греция – это модно.

Конец XVIII – начало XIX.

Винкельман (1764). Первый труд по греческому искусству.

Бёк (экономика Афин), его ученик – Мюллер (отдельные города, мифология, археология). Дройзен (эллинизм). Курциус «Греческая история» (1867) – идеализация культуры, ничего про социальные отношения. В Англии – Митфорд «История Греции» (1794): Спарта – идеал. Грот «История Греции» (Афины – гуру. Но подход к истории более комплексный, чем у Курциуса и иже с ними). От археологии – Эванс и Шлиман. От этнологии - Морган «Древнее общество» (мучал Гомера, Греция на тыщу лет старше).

Середина XIX в.

Рост внимания к рабовладению. Маркс и Энгельс (форма собственности, рабы). Общиной и рабами занимался Фюстель де Куланж «Античная гражданская община» (1864) – община как основа цивилизации, никакого капитализма не было, рабы. Рабовладельческие отношения определяют очень много всего и у Валлона («История рабства в античном мире»).

Конец XIX в. Культура прежде всего, и там самое яркое – Буркхард («История греческой культуры») – духовная культура – это всё, особый «греческий дух» определяет всю историю. Социально-экономическая история. Мейер (помимо отдельных монографий знаменит своей теорией двух циклов развития Европы – античного и собственно европейского. По теории – капитализм XIX в. и Греция с Римом – одно и то же), Бюхер, Белох. Тенденция модернизировать историю Греции, «греческий капитализм». Благодаря папирологии с конца века-нач. 20 – куча исследований по эллинизму – Низе, Керст, Магаффи, Бивен.

XX в.

До 1920-х тухло, т. к. войны. С 20-х – новый этап: новые источники, новые методы (математика и пр.). В Германи и Италии особенно история Древней Греции используется в политцелях. ДГ перестаёт быть изолированной от остальной истории – «Кембриджская древняя история» (28-38), «Всеобщая история» под ред. Глотца. Куча всемирных историй выходит после WWII, но в них собственно греческого материала мало => переиздание кембриджской с 60-х.

Частные исследования – активно занимаются экономикой. Концепции две – «греческий капитализм» и особый путь античности. 1) «Греческий капитализм» - М. Ростовцев (40-е), Тутен (20-е), Глотц (20-30-е). 2) Особый путь – Ч. Старр, Э. Вилль, Финли («Античная экономика», – неприменимы даже понятия спроса, капитала и т.д. Всё производство не в городах, а в замкнутых ойкосах, никакой прибыльной мотивации.

Рабством занимаются снова с 50-70-х Изначально тоже две концепции (целые школы) – Уэстерман (ант. цив. не рабовладельческая по своей сути) и Фогт (рабство играет очень большую роль). Особая позиция – Финли – рабство было и значительное, но не было класса рабов, классов вообще не было. Социальными отношениями вообще занимаются: Дж. Томпсон, Левек.

Политика. Афины – Клоше, Моссе и др. – комплексный подход без идеализации. Спарта – Митчел, Хаксли – генезис полиса (до VI в. – была какая-то динамика, потом консервация ликурговой ретрой. Митчел спарту называет феодальным обществом). Ларсен (53) и Эренберг (60-е) – обобщают политику – государство стоит над обществом и направляет его развитие.

Марксистская и около школа на западе 50-70 – Сэн Круа, Картледж, Педгаг.

80-е множество всяких конференций и симпозиумов и => издание сборников («Великая Греция»). Занимаются в основном экологией (Ракхэм), демографией (Хансен), исторической географией.

90-е. Меньше внимания соц-эк. Больше – экологии. По-прежнему политика, культура. Общие работы – 4 тома кембриджской истории Мэррей. По экологии – с/х (Мэррей, Салларес), отдельные регионы (Рэкхем – Беотия и Крит). Особо изучают Трою и Микены – раскопки Корфмана, конгрессы. 200 лет «гомеровскому вопросу» (поставил его Вольф). По прежнему занимаются колонизацией (Валле), полисом (куча конференций, 100 лет как найдена «АфПол» Аристотеля), эллинизмом.


4. Изучение истории древней Греции в отечественной историографии ХХ века

В. Ломоносов и Радищев.

19 в. Мартынов издал в 26 томах перевод на русский многих древнегреческих авторов. Гнедич и Жуковский перевели «Илиаду» и «Одиссею». Куторга М.С. – основоположник русской школы изучения Древней Греции. Изучал Аттику и афинскую демократию, проблему древнейшей племенной организации и возникновения первых сословий, социальной структуры афинского полиса.

Ученики Куторги:

1. В. Г. Василевский – проблема социальной борьбы в греческом обществе («Политическая реформа и социальное движение в древней Греции в период ее упадка»).

2. Ф. Ф. Соколов – основатель направления науки, связанного с анализом эпиграфического материала (создатель «эпиграфической школы»). Уточнял датировки событий греческой истории. Его ученики:

a. В. В. Латышев – издал в трех томах все греческие и латинские надписи из Северного Причерноморья и изучал проблему государственного управления в греч. Колониях (Ольвия,Херсонес,и тд)

b. С. А. Жебелев – проблема «темных» периодов Др. Гр.

20 в. В начале 20 века складывается несколько научных направлений, занимающихся некоторыми аспектами в изучении Ист. Др. Гр.:

- социально – экономическое (Виппер, Ростовцев, Хвостов)

- изучение политических учереждений (Жебелев, Бузескул, Кареев)

- культурология (Зелинский)+ Мищенко, переводивший Геродота, Фукидида, Страбона.

Основатели марксистской школы антиковедения (дискуссия об общественно-экономических формациях):

Тюменев – понимание соц.-эконом. отношений в Др. Гр., специфика древнегреч. экономики, классовой и социальной структуры. («Существовал ли капитализм в Др. Гр. ?», «Введение в экономическую историю Др. Гр.»)

Ковалев и Мишулин – исследование аспуктов рабовладельческой формации.

Лурье – проблемы политической истории Аттики («Демокрит», «Архимед», «Очерки по истории античной науки»).

Дискуссия: о сущности древнегреческого общества во 2 тыс. до н. э.

- Богаевский : наличие бесклассового общества в крито-микенском мире 2 тыс. до

- Сергеев : раннерабовладельческие отношения и наличие государственности в Греции 2 тыс. до. н. э. Позже дешифровка линейного письма 2 тыс. до. н. э. подтвердили его позицию.

Дискуссия: о проблеме эллинистического общества.

- Сергеев, Ковалев, Ранович – эллинизм – более высокий по своему соц-эк, пол. и культур. пониманию этап истории, чем предшествующий

- Зельин – эллинизм – конкретно-историческое сочетание древнегреч. и древневост. элем-ов в каждой стране эллинистического мира.

Дискуссии 60-х годов:

Проблема рабства – была дана современная трактовка различных аспектов рабовладельческих форм зависимости, в многочисленных работах была показана определяющая роль рабовладельческого способа производства в Др. Гр.

Работы: Доватур – «Рабство в Аттике в 6-4 вв. до. н. э.», Ленцман – «Рабство в микеновской и гомеровской Греции»

Проблема полиса – исследовалась с разных сторон:

- Предыстория и ранние формы полисной организации (Андреев)

- Сущность полиса, экономические, аграрные отношения (Андреев, Кошеленко)

- Рабство и полис (Казакевич - Грэйс)

- Кризис полисной организации в 4 в. (Глускина, Маринович, Фролов)

- Судьбы полиса в эллинистическом мире (Кошеленко, Маринович)

- И наконец – «Античная Греция» (1983г.) - сводный труд.

Проблемы классической Греции:

- Зельин, Казаманова

- Бергер исследовал политическую мысль др. греков

Проблема международных отношений в период эллинизма:

- Шофман – «Античная Македония»

- Гафуров, Цибукидис – «Александр Македонский и Восток»

- Жигунин, Бокщанина и т. д.

Проблемы истории и культуры греческих колоний в Сев. Причерноморье:

- Ольвия – Славин, Лапин, Марченко, Виноградов

- Херсонес – Белов, Щеглов

Общие работы:

- Жебелев, Блаватский, Дьяков, Каллистов, Шеллов


5. Геродот и его "История". Почему Геродота называют "отцом истории".

1. Исследователи Геродота. Доватур, Якоби, Лурье, Майрс и др.

2. Цель и метод. Цель труда заявлена в первой книге: «…чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности» (I, 1). И это ему удалось – по истории скифов, напр., «История» - основной источник. Геродот ставит себе задачу установить истину (VI, 82). Геродот передает все, что рассказывают. Из нескольких точек зрения выбирает на его взгляд наиболее правдоподобную. В VII 152 говорит, что «обязан передавать все то, что мне рассказывают, но верить всему не обязан».

3. Отцом истории Геродота назвал Цицерон в своем сочинении «О законах». Геродот – первый в триаде Геродот-Фукидид-Ксенофонт. Борухович: собственно история (греч. «исследование») зародилась еще до Геродота, в 6 в. в Милете (Геланик и др.), где была наибольшая потребность в ней (здесь сильна классовая борьба). Страбон: история зародилась как жанр художественной прозы. Логос противопоставлен эпосу. Аристотель (Поэтика, IX) приводит Геродота в пример как образец историка.

4. Лексика, синтаксис и стиль Геродота. Принято называть новеллистическим, но это не признак его неисторичности: у логографа Гелланика стиль куда более «наукообразный», но его труд является просто сухим переложением мифических историй. Влияние фольклора (сказка о Кандавле и Гигесе) и ионийской традиции («милетский рассказ»). Встречаются «типичные герои в типичных обстоятельствах». Геродот афористичен, любит шутить (Об этом у Пиатковского). «История» рассчитана на устное прочтение (есть соотв. обороты, см. Лурье). Хоть и дориец, но пишет свой труд на ионийском диалекте, чтобы не выпадать из традиции.

5. Композиция. Деление «Истории» на 9 книг по именам муз принадлежит александрийским грамматикам. Труд состоит из «логосов», соединенных затем в единое целое. Но каждый логос при этом – законченное произведение. Геродот последовательно описывает завоеванные Ахеменидами страны (от Кира до Ксеркса) – поэтому, например, из финальной редакции был исключен ассирийский логос. Якоби и Лурье полагают, что план «Истории» не был изначально продуман, а сложился по мере накопления материала. Много отступлений, но сюжетная линия есть. Весь труд делится на 2 части: до V 27 – развернутое этно-географическое введение, далее – основная часть (1. Ионийское восстание 2. Поход Дария 3. Поход Ксеркса).

6. Аргументация. Рационалистические доводы Геродот использует наравне с мифологическими, критически относясь и к тем, и к другим.

7. Тенденциозность Геродота. Про-афинская тенденция, т.к. а) Афины – вторая родина Г. и б) Галикарнас, как и Афины, - торговый город.

8. Источники Геродота: личные наблюдения, Гекатей Милетский (его цитирует не ссылаясь) и др. логографы, рассказы переводчиков, легенды и др. пестрый материал. Весь разнородный материал «Истории» объединен темой Греко-персидских войн, или (шире) – темой борьбы Запада и Востока, свободы и рабства, и др.


6. "История" Фукидида как исторический источник.

Время жизни самого Фукидида точно неизвестно, но – промежуток 456-396.

Стремится отойти от всего субъективного и дать объективную картину событий (Стратановский). Ссылается на логографов (Гелланик – I 97, 2), но вместе с тем противопоставляет себя им (у него, мол, не так приятно для слуха, но ближе к истине – I, 21).

Дата и общая характеристика. Пишется приблизительно с 420 и до смерти (400/396). Начал писать во Фракии, будучи изгнанным из Афин (т. к. позволил спартанцам захватить Амфиполь), после войны был реабилитирован и возвращён на родину. Произведение не закончено (Ксенофонт потом продолжил своей «Греческой историей», но получилось хуже). Источник в первую очередь по периоду 431-411 гг. (Пелопонесская война), косвенно – история Греции с начал.

Структура. 8 книг. Каждая книга разделена на главы. В них – подглавы. Первая книга – история Греции сначала и до войны, остальные 7 – по войне.

Метод. Новое по отношению к Геродоту – очень тщательный сбор и анализ данных. Никаких мифологем (что естественно, т. к. можно считать современник). Всё, что вызывает сомнения, отбрасывается. Рассматривает, не только военные действия, но и внутреннюю ситуацию в городах. Впервые – внимание к социальным противоречиям и т. д.

Исключительно объективен. Характер стойкий, нордический. Глубина мысли и прекрасная осведомлённость (сам принимал участие). Показывает ужасы войны – make love!

В целом труд Фукидида – нагромождение досконально проверенной фактологии, никакого мифологизма и иже. Потому и представляет огромнейшую ценность как источник.

Характерные фишки Ф.: Причину войны видит в чрезмерном усилении Афин, что не удовлетворяет Спарту. Греческую хронологию (по олимпиадам от первой в 757 г.) считает неверной, т. к. нет оснований считать дату первой игры верной. Время считает по солнечным годам (зимние и летние; т. н. «логическая хронология»), но не до конца последователен. Отсылки к архонствам и др. событиям для установления точной даты есть.


7. Биографии Плутарха, как источник по истории древней Греции.

Дата. Жил ок. 46-120

Характнеристика. 2 группы произведений – Моралии и Биографии. Биографий греческих 22 (структура биографий – по парам: грек-римлянин, сопоставление). Самые ранние – Тесей и Ликург. Охватывает ключевые периоды греческой истории, вплоть до македонского завоевания. Связь Греции и Рима. Но главное для Плутарха – морально-этический аспект, а не исторический. Отсюда некритическое отношение к источникам, использование мифов, сказок, баек и пр… Сам говорил, что пишет портрет, а не историю. Потому относится осторожно. Главное: биографии – бесконечный источник баек для всех лекторов с кафедры ДМ.

Своими биографиями фактически охватил все важнейшие этапы греческой истории. Дальше – по отдельным биографиям, кто что читал.


8. Минойская цивилизация во II тыс. до н.э. Минос - повелитель Критской державы.

География. Крит – самый юг эгейского моря. Перекрёсток всех морских торговых путей восточного Срз. Главное – рядом высокоразвитые Киклады.

Хрология. Рубеж III и II тыс. до. – кон. XV в. XX-XVIII – старые дворцы, XVII-XV – новые дворцы.

Образование. С нач. II тыс – сдвиг в с/х. Начинают выращивать срз триаду (ячмень, оливки, виноград) –> урожайность растёт ну и т. д. (излишки-разделение труда-население-обмен…государство). Довольно быстро возникают первые дворцы. Влияние ДВ цивилизаций.

Социум. Аристократия – жречество (т. к. изначально земледельческое общество, без необходимости войны). Появляются рабы.

Старые дворцы. Их четыре, каждый – самостоятельное государство: Кносс, Малия, Фест, Закрос. Лучше всего постройки до 1700 сохранились в Фесте (западный двор и часть помещений), но в целом очень плохая сохранность – новодворцовые постарались. Сам план дворцов тот же, что и у новых – посередине прямоугольная площадь, вытянутая СЮ. Преобладает керамика стиля Камарес (по пещере, где первые находки) – растительный орнамент с геометрическими элементами по всему сосуду без выделения зон. Возникает письмо – сначала пиктографическое, затем – слоговое. Конец эпохи ок. 1700 – землетрясения и пожары разрушают дворцы.

Новые дворцы. Отстраиваются почти сразу на месте старых. План тот же, но намного монументальней. XVI- ½ XV – расцвет, морская держава. Возникает единое государство (дороги от Кносса по всему острову, отсутствие укреплений). Объединитель – возможно, Минос – строитель флота, при нём крит становится ведущей морской державой. Критские колонии на Кикладах, Родосе, побережье Малой Азии. Торгуют с Египтом, Сирией, Финикией. Кончилась сказка сер. XV, когда начинается очень резкий упадок – какая-то катастрофа (извержение на Фере, нашествие ахейцев (за это – возникновение нового стиля росписи, новые могилы, таблички на ахейском)).

Кносс – 16000 м2, 300 комнат. Как всё выглядит видели. В центре – двор для культа, судя по всему (тавромахия?). На западе – СЮ коридор с фресками. Нет чёткой логики строительства, но З – в основном, кладовые с пифосами; СЗ – официальная часть, мегароны царя и царицы; В – культовые сооружения; ЮВ – главное святилище; С – ремесленники и обслуживающий персонал. Канализация, водопровод, система освещения и вентиляции (световые колодцы насквозь) на высоте.

За пределами дворца. Не ясно. Но там основное население – по деревням (пример – Гурния. Дома поквартально очень плотно друг к другу. Медные и бронзовые орудия труда). Крестьяне вроде живут бедно. Единственное изображение крестьян - какая-то процессия. Это мобилизационное и податное население. Платят дворцам натурой, т. к. религиозный центр + резервный фонд.

Религия. Главное божество – «владычица». Много ипостасей, но скорее всего – божество плодородия, Великая Мама. Мужское начало, разрушение и иже – бык, иногда – человек с бычьей головой. Ему – жертвы, в т. ч. и человеческие. Особо – культ царя. Кузищин мыслит: его даже нельзя было видеть простым смертным. Теократия.

Изобразительное искусство. Видели. Фрески с тавромахией, процессиями и культовыми операциями. Статуэтки (Мама со змеями). Керамика (ритоны в виде головы быка, блюда с рыбами и осминогами, растительный орнамент).

Надо помнить. А. Эванс – первый археолог. Нашёл Кносс. Тесей – убийца минотавра – сына царицы Пасифайи и Посейдона (или быка, подаренного Посейдоном Миносу)


9. Ахейское общество во II тыс. до н.э. Троянская война.

География. Арголида. Распространение по Греции вплоть до Фессалии. Киклады.

Хронология. 16- вв.

Влияние минойской цивилизации.

Шахтовые могилы. Открыты 1876 Шлиманом. Внутри – драгоценности. На вещах – изображения сцен охоты. Много оружия. Следовательно, цивилизация воинственна.

Микенские дворцы. Фивы, Микены, Тиринф и др. Мощные цитадели с циклопической кладкой. Прекрасная фортификация. Дворец Нестора (Бледжен 1939). Четкая симметричная планировка. Канализация. Дворцовый архив.

Толосы (купольные гробницы). Гробница Атрея.

Расшифровка 1950-х Вентрисом и Чедвиком линеара Б. До этого – только археологический материал, теперь – и надписи.

Политика. Строгая иерирхия. Есть государство. Во главе – ванакт. У него есть темен (домен). Во гл. армии – лавагет. Бюрократия (писцы, фискалы). Вся территория – на 16 округов с коретером во главе. Под коретером – басилеи.

Социум. Есть рабство, в т.ч. государственное и храмовое, но на низкой стадии развития. Основная масса – полусвободные крестьяне-ремесленники. Над ними – гос-чиновники. Выше – военно-жреческая знать. Во главе – ванака. Систематическая эксплуатация рабов и крестьян. Непрочность структуры микенского государства.

Экономика. Земля делится на государственную и общинную. Гос-земля – аристократии за службу. Те – в аренду «рабам божьим». Гос-монополия на кузнечество.

Взаимоотношение дворцов. Постоянные войны. Редкие случаи консолидации против общего противника. Есть доказательства контактов с Месопотамией.

Троянская война.Осн. источник – Гомер. Это лишь один из примеров колонизаторской политики Микенских государств (микенские следы по всему побережью МА, в Великой Греции).

Дорийское нашествие 13-12 вв. С севера. Непоравимый удар по Микенской цивилизации. Не смогли противостоять, т.к. раннеклассовые отношения непрочны, да и Троянская война ослабила. Часть дорийцев отхлынула назад на север, часть – переселилась в МА и на Киклады.


10. Общественный строй древних греков в гомеровский период. Дискуссия о характере общественного строя.

Хронология. XI-IX

Темные века. Дорийское завоевание разрушило микенскую цивилизацию. Люди покидают крепости, поселяются в деревянных или из необожжённого кирпича домах. Исчезает письменность, торговля. Всё намного примитивней, но появляется железо (сначала оружие, потом – орудия)

Политика. Источник – Илиада и Одиссея, т. к. современную ему действительность Гомер накладывает на древнюю легенду. В основном маленькие примитивные изолированные сельские общины – демосы. Центр общины – полис (место с компактной застройкой, иногда обнесённое стенами или, скорее всего, валом с частоколом). Общин таких множество, между ними постоянно свары (из-за скота – главного богатства. Ну и подраться охота).

Социум. Вся земля принадлежит общине, распределяется жребием. Очень сильны пережитки родового строя – основные единицы – филы и фратрии. Они по сути самостоятельны, союз их только для совместной обороны. Сильна кровная месть и вражда между фратриями. Уже тогда появляются поликлеры (многонадельники) и аклеры (безземельные). Аклер вынужден становится батраком-фетом. Выделяется родовая аристократия, которая стремится сакрализировать своё господство, «роднясь» с богами. Аристократия имущественная становится аристократией военной (первые ряды в ополчении. ПрОмаха – поединки тяжеловооружённых аристократов чаще всего решала исход сражения), а потому и политической. Чем дальше, тем больше выделяются «басилеи» или «скипетродержцы» - гомеровские цари (царь – очень условно, т. к. власть басилея не настолько сильна. Нет отделения от филы или фратрии). Они – фигуры сакральные, первые воины на деревне, им обязаны преподносить дары. У совета басилеев общины – главная исполнительная власть и суд. Другая общинная власть – «старцы градские», за ними – суд.

Экономика. В основном, скотоводство и земледелие. Семья, обрабатывающая клер – ойкос. Стремится быть самодостаточным. Ремесло кустарное, профессиональные ремесленники – «демиурги» - вынуждены скитаться, т. к. живы в одной деревне подохнут с голоду. Единственная внешняя торговля – изредка наведывающиеся финикийцы – торгуют роскошью. Жизнь всех слоёв населения, включая аристократию, проста и лишена роскоши. С рабами и нищенствующими жрут за одним столом. Иногда появляются рабы, но их мало.


11. Культура архаической Греции. Религиозно-общественные празднества. Олимпийские игры и их культурное значение.

Наши рекомендации