Модели внутреннего и внешнего равновесия
Следующий шаг нашего анализа — построение краткосрочных моделей — диаграммы Т.Свона и модели Р. Манделла. С помощью этих моделей мы попытаемся понять, каким образом при активном вмешательстве государства экономика может одновременно достичь внутреннего и внешнего равновесия при системе фиксированного валютного курса.
Диаграмма Т.Свона
Правительство, желая восстановить внешнее равновесие, то есть устранить дефицит баланса текущих операций, имеет в своем активе два инструмента. Во-первых, меры бюджетно-налоговой политики, направленные на сокращение расходов в экономике, а следовательно, на снижение выпуска и рост чистого экспорта. Во-вторых, меры, способствующие "переключению" расходов с импортных товаров и услуг на отечественные товары и услуги.
В краткосрочном периоде "переключение" расходов на отечественные товары и услуги может произойти в результате девальвации валюты или введения внешнеторговых ограничений. Однако введение внешнеторговых ограничений приводит к снижению объемов торговли и ухудшению благосостояния страны, поэтому девальвация рассматривается в качестве более эффективного средства улучшения баланса текущих операций.
Эти же инструменты макроэкономической политики могут использоваться для восстановления внутреннего равновесия.
Предположим, что правительство ставит перед собой две независимые цели. Первая цель — достижение внутреннего равновесия — совокупного выпуска на уровне "полной занятости" или потенциального выпуска, при отсутствии инфляции. Вторая цель — достижение внешнего равновесия — равенства чистого экспорта нулю.
Мы будем использовать модель внутреннего и внешнего равновесия для того, чтобы показать наиболее эффективные пути достижения обеих целей. Представленная модель разработана для малой открытой экономики, уровень процентной ставки в которой, определяется уровнем мировой процентной ставки i'. Для решения поставленной задачи политикам необходимо сочетать меры, воздействующие как на внутреннее, так и на внешнее равновесие.
Известно, что, при прочих равных условиях, увеличение государственных расходов (G) или снижение налогов (7) приводит к росту дохода (Y), но одновременно увеличивает импорт (1М), а обесценение национальной валюты (увеличение показателя реального валютного курса RER) улучшает NX u увеличивает Y. Предполагая, что i = i', У (доход внешнего мира) — заданная величина, уровни цен Р, Р* — постоянны, мы имеем два уравнения, описывающие внутреннее (1В) и внешнее равновесие (ЕВ):
1В: Y = C(Y- Т) + l(i') + G + NX (RER, Y, У) ЕВ: NX == EX(RER, У) - IM(RER, Y)
В данном случае мы располагаем двумя видами мер экономической политики, воздействующими как на внутреннее, так и на внешнее равновесие: изменением реального валютного курса вследствие девальвации или ревальвации, и изменением уровня внутренних расходов. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика правительства (рост G, например) увеличивает Y, но ухудшает NX. Девальвация валюты (рост RER) также увеличивает Y, но улучшает NX. Для того, чтобы достичь одновременно внутреннее и внешнее равновесие необходимо скоординировать бюджетно-налоговую и валютную политику.
Ниже приводятся два графика в координатах RER и G. На рисунке 9-1 построен график внутреннего равновесия (1В) для данного уровня дохода. Предположим, что экономика находится в точке А, которая соответствует "полной занятости". Увеличение G приведет к росту Y и избыточной занятости. Экономика из точки А перемещается вправо в точку F. Для того чтобы внутреннее равновесие было восстановлено, необходимо ревальвировать валюту. В результате ревальвации произойдет реальное удорожание валюты (снижение RER) и экономика из точки F переместится в равновесную точку В. Соединив точки А и В мы получим кривую внутреннего равновесия 1В, которая имеет отрицательный наклон. Все точки на этой кривой соответствуют уровню совокупного выпуска при "полной занятости".
На рисунке 9.2 представлен график внешнего равновесия (ЕВ) для данного уровня NX. Пусть экономика первоначально находится в точке А, которая соответствует внешнему равновесию. Увеличение G приведет к росту Y и избыточной занятости. Экономика переместится из точки А в точку Е. Следствием роста Y будет сокращение NX, то есть отрицательное сальдо баланса текущих операций. Для восстановления внешнего равновесия необходимо девальвировать валюту, что приведет к реальному обесценению (рост RER) и достижению нулевого сальдо текущего счета. Экономика из точки F переместится в равновесную точку В. Соединив точки А п В мы получим кривую внешнего равновесия ЕВ, вторая имеет положительный наклон.
Рисунок 9.2
На рисунке 9.3 кривые внутреннего (1В) и внешнего равновесия (ЕВ) совмещены. Этот график известен как диаграмма Т. Свона.
На этой диаграмме отмечены четыре области внутреннего и внешнего неравновесия. Область 1 указывает на дефицит баланса текущих операций и неполную занятость, область II—на дефицит баланса текущих операций и инфляционный спрос, область III указывает на положительное сальдо баланса текущих операций и инфляционный спрос, область IV — на положительное сальдо баланса текущих операций и неполную занятость.
Рисунок 9.3
Из рисунка 9.3 очевидно, что имеется только одна точка общего равновесия — точка А. Необходимо использовать оба типа мер Экономической политики (изменение государственных расходов и воздействие на уровень валютного курса) для достижения общего равновесия (например, из точки Р).
Вопрос однако заключается в том, который из официальных органов — ЦБ (ответственный за поддержание валютного курса) Или Министерство финансов (контролирующее величину G) — должен отвечать за достижение внутреннего равновесия, а который — за достижение внешнего равновесия. Этот вопрос известен как "проблема распределения ролей".
" Распределение ролей" должно основываться на относительном наклоне кривых 1В и ЕВ. Одно из возможных правил заключается в следующем: ЦБ вменяется в обязанность воздействовать на валютный курс с целью достижения внешнего равновесия, а Министерству финансов — на уровень государственных расходов с целью достижения внутреннего равновесия. Это правило "работает" тогда, когда объем выпуска относительно чувствителен к G и кривая 1В — более крутая, чем кривая ЕВ (рис. 9.4).
Рисунок 9.4
Объем выпуска относительно чувствителен к G, если низка степень открытости экономики внешнему миру. В этом случае значительный рост выпуска под воздействием увеличения G будет сопровождаться крайне незначительным падением чистого экспорта, так как при относительно “закрытой” экономике, предельная склонность к импортированию мала.
Если же при данном относительном наклоне кривых восстановление внутреннего равновесия будет вменено ЦБ, а восстановление внешнего равновесия — Министерству финансов, то в этом случае экономика не сможет достичь равновесной точки (рис. 9.5)
.
Рисунок 9.5
Другое правило "распределения ролей" заключается в том, что ЦБ воздействует на валютный курс с целью достижения внутреннего равновесия, а Министерство финансов —на (7 с целью достижения внешнего равновесия. Это правило "работает" в том случае, когда объем выпуска относительно нечувствителен к G и кривая 1В пологая (рис. 9.6), то есть тогда, когда высока степень открытости экономики и рост G не приводит к значительному увеличению выпуска, поскольку при высокой предельной склонности к импортированию значительно падает чистый экспорт.
Если же при данном относительном наклоне кривых внутреннего и внешнего равновесия ЦБ будет воздействовать на валютный курс с целью достижения внешнего равновесия, а Министерство финансов —на G с целью достижения внутреннего равновесия, то экономика не придет в равновесную точку (рис.9.7).
Рисунок 9.7
Таким образом, диаграмма Свона показывает, как можно достичь внутреннего и внешнего равновесия при системе фиксированного валютного курса, если одним из инструментов макроэкономического регулирования является валютный курс. При этом предполагается, что экономика функционирует в условиях ограниченной мобильности капитала (при наличии валютного контроля, контроля за движением капитала, ограничений на конвертируемость валюты и т.п.).
Модель Р. Манделла
Одновременное достижение экономикой внутреннего равновесия (совокупного выпуска на уровне "полной занятости") и внешнего равновесия (например, равенства баланса официальных расчетов нулю) при фиксированном валютном курсе в условиях международной мобильности капитала может быть описано с помощью модели Р. Манделла. В качестве независимых инструментов экономической политики используется уровень государственных расходов (G), как инструмент бюджетно-налоговой политики, и уровень процентной ставки (i), как инструмент кредитно-денежной политики. На графике инструменты макроэкономической политики располагаются непосредственно по осям.
Выведение кривых внутреннего и внешнего равновесия представлено на рисунках 9.8 и 9.9. Предположим, что экономика находится первоначально в состоянии внутреннего и внешнего равновесия в точке А.
Рисунок 9.8
Сначала рассмотрим график внешнего равновесия (рис. 9.8) Увеличение G, движение вправо от точки А, приводит к росту уровня дохода и, как следствие, к увеличению импорта и ухудшению счета текущих операций. В точке F сальдо платежного баланса отрицательное. Чтобы привести в равновесие платежный баланс правительству необходимо добиться улучшения счета движения капитала. Этой цели возможно достичь с помощью ограничительной кредитно-денежной политики, выражающейся в росте /. Если возросший уровень процентной ставки окажется достаточным, растущий приток капитала нейтрализует ухудшившееся сальдо счета текущих операций, и платежный баланс придет в равновесие в точке В. В результате кривая внешнего равновесия (ЕВ) будет иметь положительный наклон.
Рисунок 9.9
Теперь построим график внутреннего равновесия (рис. 9.9). Кривая внутреннего равновесия (1В) также имеет положительный наклон: увеличение G порождает избыточный инфляционный спрос в точке В, его устранение требует от органов кредитно-денежного регулирования повышения i с целью сокращения инвестиционного спроса.
Наклон кривой ЕВ зависит от степени мобильности капитала, то есть межстранового движения капиталов в ответ на изменения внутренних ставок процента. Однако при любой мобильности капитала кривая ЕВ будет более пологой, чем кривая 1В.
Рассмотрим движение из точки А в точку С. Сочетание расширительной бюджетно-налоговой политики и сдерживающей кредитно-денежной политики должно быть таким, чтобы экономика оставалась на уровне полной занятости. В точке С платежный баланс положительный: сальдо текущего счета остается неизменным, т.к. уровень (7 в точках Си С одинаков, однако уровень процентной ставки в точке С выше, что способствует притоку капитала в экономику. Только точки выше и влево от кривой ЕВ — являются точками положительного сальдо платежного баланса.
На рисунке 9.9 представлены четыре области макроэкономического неравновесия. Область 1 характеризуется неполной занятостью и дефицитом платежного баланса; область II — инфляционным спросом и дефицитом платежного баланса; область III — инфляционным спросом и активным сальдо платежного баланса; область IV — неполной занятостью и активным сальдо платежного баланса. Лишь в точке А экономика находится в состоянии внутреннего и внешнего равновесия. Чтобы прийти в эту точку из любой другой точки, необходимо использовать сочетание мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.
Находясь, например, в области II, экономика переживает инфляционный спрос и дефицит платежного баланса. Восстановление равновесия требует проведения ограничительной бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Инструменты макроэкономического регулирования находятся в руках ЦБ и Министерства финансов. Одновременно достичь внутреннего и внешнего равновесия в экономике можно в том случае, если регулирующие органы действуют независимо. Однако распределение обязанностей между Центральным банком и Министерством финансов является очень важной проблемой.
В сложившейся ситуации ЦБ вменяется в обязанность поддерживать внешнее равновесие, а Министерству финансов — внутреннее равновесие. Их независимые действия приближают экономику к точке Е. В этом случае "распределение ролей" оказалось Оптимальным (рис. 9.10).
Рисунок 9.10
Рисунок 9.11
Предположим, что политики распределили роли противоположным образом, поручив ЦБ поддерживать внутреннее равновесие, а Министерству финансов — внешнее равновесие. В этом случае экономика не сможет достичь равновесной точки Е (рис. 9.11).
В модели Манделла "распределение ролей" определяется по правилу сравнительного преимущества: достижение конкретной цели поручается тому регулирующему органу, инструменты экономической политики которого имеют относительно большее воздействие на данную цель.
Кредитно-денежная политика при фиксированном валютном курсе имеет сравнительное преимущество в достижении внешнего равновесия, поскольку изменение / влияет на платежный баланс по двум каналам. Так, рост i, во-первых, приводит к сокращению инвестиций и совокупного выпуска, что способствует улучшению баланса текущих операций, а во-вторых, вызывает приток капитала в экономику, что улучшает счет движения капитала. В связи с этим реакция платежного баланса на изменение ставки процента будет выше, чем реакция совокупного выпуска. Таким образом, согласно "правилу распределения ролей" Манделла ЦБ несет ответственность за восстановление внешнего равновесия, а Министерству финансов поручается восстановление внутреннего равновесия.