Пассажирский флот и береговая производственная инфраструктура
В связи с резким падением платежеспособности населения перевозки пассажиров внутренним водным транспортом резко сократились. Остались перевозки в основном на тех реках, где другие виды сообщения отсутствуют. Это в верховьях магистральных рек, на отдельных реках Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В период 2002-2010 гг. предусматривается рост пассажирских перевозок на 25,5 %, в основном за счет туристических линий. Перевозки планируется осуществлять в первую очередь судами, находящимися в эксплуатации.
В последние 2-3 года возобновляются туристические и экскурсионные маршрутные поездки как по европейским рекам, так и по рекам Сибири. За навигацию 2000 года было перевезено 386,3 тысячи туристов с пассажирооборотом 387,3 млн. пкм.
Туристические перевозки осуществляются по более 150 различным маршрутам с продолжительностью от 3 до 20 суток. Например, из Москвы теплоходы отправляются до Санкт-Петербурга, Астрахани, Ростова, Нижнего Новгорода, Костромы, Ярославля и др., из Перми до Санкт-Петербурга, Москвы, городов Поволжья, из Санкт-Петербурга на острова Кижи и Валаам; из Омска до Тобольска; из Новосибирска до Томска, из Красноярска до Усть-Порта, из Якутска до Ленских столбов, из Благовещенска до Николаевска-на-Амуре. Более 30% в общем объеме туристических перевозок приходится на перевозки иностранных граждан.
Перевозки туристов по внутренним водным путям Российской Федерации осуществляются крупными водоизмещающими судами:
· четырехпалубными теплоходами повышенной комфортабельности с системами кондиционирования воздуха в каютах и помещениях общего пользования, индивидуальных санблоков, киноконцертными залами, ресторанами, дневными и ночными барами, библиотеками, музыкальными и художественными салонами, магазинами сувениров, парикмахерскими и др.;
· двух- и трехпалубными судами с относительно невысоким по современным меркам уровнем комфортабельности.
Увеличение турпритока на внутренних водных путях России возможно только при наличии на этих маршрутах комфортабельных, отвечающих современным требованиям судов. Эта проблема может быть решена в основном путем модернизации существующего флота.
Другим направлением развития пассажирских перевозок является создание скоростных пассажирских судов, способных работать на участках с ограниченными габаритами пути, в районах с отсутствием или недостаточным развитием альтернативных видов транспорта. Для освоения этих перевозок планируется строительство судов на воздушной каверне и судов-экранопланов.
Речные порты
В настоящее время материально-техническая база российских речных портов включает 205 пассажирских причалов общей протяженностью 25,7 км, 630 механизированных грузовых причалов протяженностью причальных линий 74,3 км, оснащенных 1200 портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 40 тонн.
18 портов имеют крановое оборудование, способное перегружать тяжеловесные грузы массой до 100 и 160 т.
11 специализированных портовых комплексов включают контейнерные терминалы в Осетровском, Красноярском и Якутском портах, комплексы для перегрузки навалочных грузов в Усть-Донецком порту, в порту Поярково, Котласе, Перми, Медвежьегорске.
Порты за редким исключением имеют железнодорожные подъездные пути и осуществляют перевалку грузов с железнодорожного на речной транспорт и обратно. Балансовая стоимость федеральной собственности в портах составляет порядка 1,8 млрд. рублей и имеет около 52 % износа, в т.ч. флот, плавучие средства механизации и плавсредства -27,8%, береговые сооружения и объекты - 53,7% и объекты инженерной инфраструктуры -46,8%. Речные порты в настоящее время располагают значительными резервами, многие из них используют производственные мощности на 40-50 %.
В поисках дополнительной загрузки многие из портов пошли по пути диверсификации производства, внедрению новых форм предпринимательства - создали малые предприятия по производству металлопродукции, сапропеля, выполнению ремонтных, сварочных работ и т.п., улучшая финансовое положение и обеспечивая рабочие места.
В условиях ограниченного бюджетного финансирования особое внимание должно быть уделено состоянию причальных сооружений. Около 20% из них построены в 1937-1940 гг., выработали свой нормативный срок службы, еще около 20% построены до 1960 года, т.е. Близки к нему.
Сложное положение складывается в речных портах в связи с моральным и физическим износом перегрузочной техники. Так, в парке портальных кранов 95% - импортные машины, к 2000 году 30% из них превысили нормативный срок службы, а к 2005 году доля изношенных портальных кранов достигнет 40%. Аналогичная ситуация и по плавучей технике.
Формировать парк перегрузочной техники необходимо созданием машин, отвечающих перспективным потребностям отечественных пользователей и имеющих экспортный потенциал. Поскольку период подготовки производства портальных и плавучих кранов продолжается 1-3 года от начала проектирования, то их производство должно начинаться в настоящее время на достаточно развитых машиностроительных заводах с установлением государственного заказа. При таком решении первые образцы кранов возможно получить в 2003-2004 гг., а к 2005-2006 гг. - серийно освоенные образцы. Заметное обновление парка портальных кранов можно ожидать в период 2010-2015 годов, т.е. ко времени подъема экономики России и роста объемов перевозок грузов и их переработки в речных портах.
Объёмы перегрузки внешнеторговых грузов в устьевых и морских портах Росречфлота в Европейской части России за последние годы в основном стабилизировались, некоторое снижение является результатом выбытия из рабочего цикла судов смешанного «река-море» плавания, у которых истек нормативный срок службы.
Учитывая перспективы развития перевозок, связанные с открытием девятого международного транспортного коридора Балтика - Санкт-Петербург - Астрахань — Ростов - Новороссийск, а также развитие перевозок по маршруту Волга - Дон - Дунай - Рейн, прирост объемов перевалки грузов в портах будет, в определенной степени, обеспечиваться за счет повышения уровня использования имеющихся у них резервов производственных мощностей и развития отдельных портов.
Поскольку в условиях интермодальных перевозок значительную часть объемов будут составлять крупнотоннажные контейнеры, в ближайшей перспективе намечено создание ряда специализированных терминалов. Так, в Санкт-Петербургском порту разработаны технико-экономические обоснования и бизнес-планы реконструкции Невского и Василеостровского грузовых районов с расчетным грузооборотом 500 тыс. т.
Для обеспечения грузовой обработки флота в подпрограмме «Внутренний водный транспорт» предусматривается развитие ряда портов и, в первую очередь, расположенных на трассе Север-Юг, в том числе - транспортного коридора № 9 - Ленинградского, Подпорожского, Ярославского, Нижегородского, Самарского, Волгоградского, Усть-Донецкого, Азовского, Ейского, Астраханского портов.
Общий объем прироста перегрузочных работ по указанным портам составит 9880 тыс. тонн.
Кроме того, в ряде портов (Калининградский речной, Петрозаводск, Архангельск, Благовещенск, Поярково и др.) предусматривается техническое перевооружение причалов и складов. Прирост объемов перегрузочных работ в этих портах учетом их технического перевооружения составит порядка 3500 тыс. тонн. Таким образом, общий прирост объемов грузопереработки составит 13380 тыс. т.