Пол-эконом цикл. Проблема эффективности госуд вмешательства в экон

Процесс принятия полит реш может быть причиной экономи цикла. Наибольшую известность получила модель Нордхауза. Суть: популярность правящей партии непосредственно зависит от сост экономики перед выбора-ми, поэтому, стремясь к победе на выборах, партия-лидер по мере приближе-ния их срока проводит политику стимулирования экономического роста, в частности за счет активной фискальной и ден-кредитной политики, что может вызвать инфляцию. После выборов предприн меры по сокращению инфляции, снижению бюдж дефицита, перестройке аппарата управления. Эти меры носят особенно радикальный характер, когда к власти приходит оппозиционная партия. В результате снижаются темпы экономического роста. Таким образом, налицо пол-экон цикл. Пол-экон цикл – ускорение темпов эконом. роста перед выборами, сменяющееся снижением его темпов после выборов. Реальной действительности в последние годы больше соответствует модель пол-экон цикла Гиббса. Она ставит направленность эконом. политики в зав-ть от характера партии, наход у власти. Правые партии больше заинтерес в борьбе с инфляцией, в то время как левые партии больше внимания уделяют недопущению безработицы. Это объясняетя тем, что левые партии традиционно пользуются поддержкой наемных работников, для которых важнейшая цель – иметь работу, а правые партии – поддержкой крупного бизнеса, в частности кредиторов, к-ые в первую очередь страдают от инфляции. Т.е., согласно модели Гиббса, циклич колеб в экономике определяются сменой правых и левых правительств. Кроме «провалов» рынка существуют «провалы» гос-ого вмешательства в экономику. «Провалы» (фиаско) государства – ситуации, в к-ых гос-во не способно обеспечить эффект распред и использ обществ ресурсов в соответствии с принятым в обществе представлением о справед-ливости. Причины «провалов» гос-ва: - несовершенство полит процесса (рациональное повед избирателей, лоббизм, логроллинг, поиск политиче-ской ренты, пол-экон цикл и др.). Под их влиянием политика государства не всегда может обеспечить даже ту степень эффективности и справедливости, которая в принципе достижима в дан обществе. - ограниченность и асимметричность информации, необходимой для принятия решений. Решения правительства не всегда основываются на точных данных. Кроме того, искажению инфо способствует лоббирование. Асимметр инфодает преимущества тем, кто ею владеет перед другими участниками полит процесса, позволяя эффективнее отстаивать свои интересы в ущерб интересам других, менее информ участников. - неспособность гос-ва полностью контролировать последствия принятых им решений. Кроме обществ сектора в государстве существует мощный частный сектор, кот-й реагирует иначе, чем общественный, и на кот-й труднее оказывать влияние. Помимо того, власти «на местах» могут значительно изменить смысл и направленность правительственных решений или законодательных актов. - ограниченность контроля над бюрократией. Гос аппарат способен саморазрастаться и значительно увеличивать общественные издержки на свое содерж. - отсутствие мотивации принятия эффект политических решений. Существует несоответствие между обществ выгодами и издержками и индивидуальными выгодами и издержками лиц, принимполит реш. Политик или гос служащий, своим умышленным или ошибочным решением причинивший значит потери народному хозяйству, сам, как правило, не терпит значительного эконом. ущерба. В то же время служащий, своими действиями сэкономивший обществу значит средства, обычно вознаграждается в размере, не сопоставимом с масштабом сбережений. Т.е., можно сделать вывод, что не существует ни совершенных рынков, ни безупречной политики государства. Вмешательство государства не гарантирует достижение Парето-оптимального состояния

Наши рекомендации