Объективного процесса эволюции экономической системы

Для того чтобы постоянно потреблять, обеспечивая непрерыв­ность процесса жизнедеятельности общества, нужно возобновлять потребляемые продукты. Общественное воспроизводство есть не­прерывно возобновляемый процесс общественного производства в постоянно повторяющейся взаимосвязи его циклов. Чтобы эко­номическая система могла существовать, она должна воспроизво­дить не только сырье, средства производства, рабочую силу как элементы производства, но и опосредующие их движение эконо­мические отношения, субъектами которых на макроэкономичес­ком уровне выступают не индивидуальные агенты рыночного хо­зяйства, а их укрупненные, «агрегированные» группы.

В рыночной системе хозяйствования общественное воспроиз­водство возможно при условии, когда все товары будут проданы, все средства производства и предметы потребления возмещены. Это условие впервые рассмотрел французский экономист Франсуа Кенэ (1694—1774) в работе «Экономическая таблица». Позд­нее к процессу воспроизводства в масштабах общества обратился Карл Маркс (1818—1883). Он создал теорию воспроизводства об­щественного капитала. Однако у Маркса не было понятия общего экономического равновесия в том виде, в каком его предложил Леон Вальрас. Но принципиальным является сам под­ход Маркса к проблеме диалектики соответствия и несоответствия в экономической системе. Выражаясь языком современной мак­роэкономики, речь может идти только о мгновенном или кратко­срочном экономическом равновесии в системе.

Фактическое начало современной макроэкономики как науки связано с именем Дж. М. Кейнса (1883—1946) и его работой «Об­щая теория занятости, процента и денег» (1936). Ее главная идея состояла в том, что система рыночных отношений отнюдь не яв­ляется совершенной и саморегулируемой и что максимально воз­можную занятость и экономический рост может обеспечить толь­ко активное вмешательство государства в экономику. В современных концепциях непрерыв­ность производства на уровне макроэкономики рассматривается вмодели экономического оборота продуктов и дохода.

Основной спор в современной науке идет не о существе эконо­мической системы как таковой, а о вариантах конкретных действий по ее регулированию. При этом макроэкономика практически от­рицает централизованное управление как способ сознательного упорядочения экономической системы. Вырисовываются два на­правления в современном макроэкономическом анализе по во­просу о субъектах макроэкономического регулирования: с одной стороны, представители кейнсианского и неокейнсианского на­правления (Дж. Мид, Дж. Тобин, Р. Солоу, Н. Калдор и др.), склонные считать государство важнейшим экономическим субъ­ектом; с другой – монетаристы, приверженцы теории рациональ­ных ожиданий, представители экономики предложения (Ф. Хайек, М. Фридмэн, Р. Лукас, Т. Серджент и др.), предполагающие, что в восстановлении макроэкономического равновесия главная роль принадлежит самим экономическим субъектам, спонтанному дей­ствию рыночных сил саморегулирования.

Макроэкономическое регулирование утвердилось в практике развитых стран в 1930-е гг. в. в виде государственного вмешатель­ства в хозяйственную жизнь и первоначально имело антикризис­ную направленность. В начале 1970-х гг. наметился отход от этих, казалось бы, уже незыблемых принципов. Традиционная кейнсианская модель регулирования сменилась монетаристской систе­мой. Новые формы воздействия на макросистему предполагают почти полное лишение государства функции изучения экономи­ческой конъюнктуры. Однако смена практически используемых моделей макроэкономического регулирования не означает прекра­щения теоретического спора между представителями двух основ­ных школ в макроэкономике.

Наши рекомендации