Тема 24 Безработица и политика занятости
1 Механизм функционирования рынка труда. Факторы, влияющие на соотношение спроса и предложения на рынке труда.
2 Уровень занятости и уровень безработицы. Виды безработицы: фрикционная, структурная и циклическая.
3 Фактический и естественный уровень безработицы и факторы, его определяющие.
4 Рекомендации по преодолению безработицы с точки зрения различных теоретических концепций.
5 Уровень и виды безработицы в Украине.
6 Экономические и социальные последствия безработицы в Украине. Закон и кривая Оукена.
7 Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филипса.
8 Средства государственного регулирования занятости. Политика спроса и политика предложения в регулировании рынка труда: преимущества и эффективность.
9 Социальная защита безработных в Украине.
10 Макроэкономические основы политики занятости.
Тема 25 Макроэкономическая политика в открытой экономике
1 Механизм внешнеэкономической политики. Инструменты внешнеторговой политики.
2 Платежный баланс. Типичные компоненты платежного баланса.
3 Классификация статей платежного баланса и их взаимосвязь. Платежный баланс Украины.
4 Валютный курс. Реальный и номинальный валютные курсы.
5 Влияние инфляции на номинальный валютный курс. Виды валютных курсов.
6 Системы валютных курсов Бреттон-Вудская и Ямайская.
7 Международный поток товаров и капиталов. Влияние внешней торговли на ВВП.
8 Влияние чистого экспорта на ВВП. Влияние обменного курса на чистый экспорт.
9 Модель Мандела-Флеминга для открытой экономики.
10 Равновесие модели IS-LM и влияние на нее денежной, фискальной и внешнеэкономической политики.
Тематика и содержание научно-исследовательской работы
Индивидуальное учебно-исследовательское задание состоит в разработке курсантами / слушателями учебного проекта.
Проект по макроэкономике способствует формированию профессиональных навыков будущего менеджера в сфере экономики. Целью проекта является закрепление теоретических знаний и приобретение навыков самостоятельного анализа процессов происходящих в сфере экономических отношений.
Содержание проекта должно отражать результат самостоятельного исследования избранной темы. В процессе работы по теме исследования формируются и закрепляются навыки самостоятельного анализа теоретического и статистического материала.
Последующая защита проекта отражает кругозор и уровень знания предмета исследования; способность четко и аргументировано излагать свои взгляды.
Тема представляемого проекта должна соответствовать содержанию материала курса «Макроэкономика». Ниже приводится перечень тем научно-исследовательских проектов.Данный перечень не является исчерпывающим. Возможны изменения названия и появление новых тем, но при обязательном условии согласования с научным руководителем.
Представление в группе одноименных тем не допускается.
Избранную тему проекта и его план следует согласовать с преподавателем. Литература и статистический материал по теме формируются самостоятельно.
Предварительным условием работы над проектом является внимательное изучение учебного материала по теме исследования (лекции, рекомендуемые учебники и учебные пособия). Итогом этого предварительного этапа является формирование предварительного перечня вопросов для рассмотрения, которых необходимо составление списка научной литературы. Библиографический список должен включать не менее 15-20 источников.
Следующий, центральный этап – изучение и анализ подобранной литературы и фактологических источников. Актуальная информация для исследования содержится в периодических изданиях: «Экономист», «Экономика Украины», «Менеджер» «Эксперт», а также в сети Интернета.
В результате работы на этом этапе формируется план проекта и его содержание.
Основные требования к проекту:
- самостоятельный характер исследования;
- актуальность исследования;
- использование в работе современного статистического и фактологического материала;
- оформление в соответствии с правилами;
- представление в печатном виде;
- объем 30-55 печатных страниц.
Структура проекта включает:
- оглавление с нумерацией страниц
- введение (определяется цель работы, ее актуальность), объем 3-4стр
- план основной части (2-3 главы в которых отражаются теоретические положения исследования, подкрепляемые статистическим или фактическими данными) – Объем 25-30стр. Как правило, 1 глава – теоретическая характеристика, 2 – пример разных стран, в том числе Украины.
- заключение (выводы) – объем 2-3стр.
- список использованной литературы. Список литературы приводится в следующей последовательности:
1 Законы Украины. Указы Президента Украины. Постановления КМУ. Другие нормативные документы в сфере экономики и управления.
2 Научные источники в алфавитном порядке авторов).
Законченная работа сдается на кафедру для проверки и рецензии преподавателем. Если работа удовлетворяет требованиям – она допускается к защите, о чем делается соответствующая пометка на титульном листе. Отрецензированная работа с замечаниями преподавателя возвращается автору для внесения в конце работы необходимых дополнений по устранению отмеченных преподавателем недостатков.
Защита проекта проводится в учебной группе. Защита включает:
- краткое (5-7мин) изложение автором сути исследования и его выводы
- ответы на замечания и вопросы рецензента, в обсуждении участвуют студенты группы.
- защита завершается ответом автора на поступившие в ходе защиты вопросы и замечания.
Лучшие из защищенных проектов могут быть представлены в качестве доклада на студенческой научной конференции или для публикации в сборнике студенческих научных работ.
Студенты не представившие в установленный срок проект или не защитившие его, согласно требованиям кредитно-модульной системы, не набирают необходимое количество баллов для освобождения от экзамена.
Индивидуальные темы научно-исследовательских проектов
1 Анализ влияния реального обменного курса на экономический рост Украины.
2 Антимонопольная система регулирования экономики за рубежом.
3 Антимонопольное регулирование в Украине: успехи и проблемы.
4 Банковская система Украины и денежный мультипликатор.
5 Денежный рынок Украины, механизм его функционирования.
6 Безработица в Украине, ее виды, причины возникновения и социальные последствия.
7 Бюджетный дефицит Украины: причины возникновения, динамика, направления устранения.
8 Государственный долг Украины: причины возникновения, динамика, последствия и направления погашения.
9 Инфляция в Украине: причины возникновения, динамика, направления погашения. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
10 Модели кругооборота доходов и расходов в Украине: открытая и зарытая экономика.
11 ВВП и ВНД Украины, динамика, уровень, сравнительный анализ с развитыми и развивающимися странами.
12 Влияние портфельных инвестиций на экономику Украины в кратко- и долгосрочной перспективе.
13 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Украины.
14 Государственное регулирование экономики Украины.
15 Профицит бюджета: причины и последствия.
16 Динамика развития потребительского кредитования в Украине.
17 Индекс человеческого развития и другие показатели качества жизни в Украине.
18 Инновационный и инвестиционный факторы экономического роста в Украине.
19 Коммерческие банки в экономике Украины.
20 Лизинг и его роль в развитии рынка средств производства в Украине.
21 Макроэкономическая нестабильность: цикличность, безработица, инфляция.
22 Макроэкономическая структура и структурная политика государства.
23 Макроэкономический анализ: совокупный спрос и совокупное предложение в Украине.
24 Теневая и серая экономика Украины: причины возникновения, методы расчета, направления преодоления.
25 Рынок потребления и сбережения в Украине, влияние на экономику.
26 Инвестирование: влияние на развитие экономики Украины. Инвестиции заграницу.
27 Рынок товаров и услуг Украины, равновесное состояние.
28 Рынок денег и ценных бумаг Украины, механизм функционирования.
29 Рынок рабочей силы Украины, механизм функционирования. Проблемы миграции.
30 Механизм фискальной политика Украины.
31 Налоговое регулирование экономики Украины.
32 Национальный банк Украины: механизм и инструменты функционирования.
33 Государственное антициклическое регулирование. Особенности экономического цикла в Украине.
34 Источники роста экономики Украины. Факторы, сдерживающие экономический рост.
35 Антиинфляционная политика Украины.
36 Роль антимонопольного законодательства Украины в регулировании экономики.
37 Государственный бюджет Украины: доходы и расходы, состояние, динамика.
38 Механизм внешнеэкономической политики Украины.
39 Платежный баланс Украины: составляющие элементы, уровень, состояние, динамика.
40 Валютный курс: формирование, состояние в Украине, влияние на экономику страны.
41 Международный поток товаров и капиталов в Украине. Влияние внешней торговли на ВВП страны.
42 Роль прямых частных инвестиций в ускорении экономического роста в Украине.
43 Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, современное состояние в Украине.
44 Человеческий капитал и неоднозначность его трактовок.
45 Фондовая биржа: механизм функционирования, роль в экономике Украины.
Структура содержательных модулей зачетного кредита учебной дисциплины для очной и заочной форм обучения (модульно-зачетый план)
а) Модульно-зачетный план для курсантов очной формы обучения
Содержательные модули (СМ) | Темы | Зачетные модули (Зкм) по видам работ и распределение баллов, которые присваиваются курсантам | Сумма баллов по видам учебной деятельности курсанта по темам, модулям и общая | |||||||||||
Аудиторная работа | Самостоятельная подготовка (СРС) | |||||||||||||
ЗкМ1 | ЗкМ2 | ЗкМ3 | ЗкМ4 | ЗкМ5 | ||||||||||
Лекционные занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа | Индивидуальная работа | Научная работа | ||||||||||
Экспресс-контроль знаний лекционного материала | Текущее диагностическое тестирование | Текущий письменный опрос | Решение типовых задач/ситуационных упражнений | Изучение вопросов самостоятельной подготовки | Выполнение творческих задач (задач/упражнений) | Терминологический анализ ключевых понятий | Выполнение индивидуальных задач | Реферирование научных статей/выполнение ИНДЗ | Подготовка научной работы/выполнение ИНДЗ | |||||
Модуль 1 | ||||||||||||||
СМ1 | Т1 | |||||||||||||
Т2 | ||||||||||||||
Т3 | ||||||||||||||
Т4 | ||||||||||||||
Т5 | ||||||||||||||
Т6 | ||||||||||||||
Т7 | ||||||||||||||
Модульный контроль 1 | ||||||||||||||
Модуль 2 | ||||||||||||||
Среднее к-во баллов по модулю 1 | ||||||||||||||
СМ2 | Т8 | |||||||||||||
Т9 | ||||||||||||||
Т10 | ||||||||||||||
Т11 | ||||||||||||||
Т12 | ||||||||||||||
Среднее к-во баллов по модулю 2 | ||||||||||||||
Модульный контроль 2 | ||||||||||||||
Итоговый контроль | ||||||||||||||
б) Модульно-зачетный план для слушателей заочной формы обучения
Модули | Содержательные модули, темы | Зачетные модули (Зкм) по видам работ и распределение баллов, которые присваиваются слушателям | Сумма баллов по видам учебной деятельности слушателя заочной формы обучения | |||||
Аудиторная работа | Самостоятельная подготовка (СРС) | |||||||
ЗкМ1 | ЗкМ2 | ЗкМ3, ЗкМ4, ЗкМ5 | ||||||
Лекционные занятие | Практические занятие | Выполнение модульной контрольной работы | ||||||
Обзорно-учредительская лекция (посещение, конспектирование, активность, мышление, усвоение) | Установочно-консультативне практическое занятие (посещение, записывание, активность, мышление, усвоение) | Письменный опрос | Диагностическое тестирование | Решение типовых задач/ситуационных упражнений | Выполнение творческих задач (задач/упражнений) | |||
1 (1-6) | ||||||||
(7-12) | ||||||||
Всего баллов | ||||||||
Итоговый контроль |
Методы обучения
При изучении курса используются следующие методы обучения:
10 Аудиторные методы обучения:
10.1 Лекционные:
- конспектирования лекций;
10.2 Практические:
- диагностирования качества учебной деятельности:
по групповым задачами самостоятельной подготовки:
- усвоение знаний лекционного материала (экспресс-контроль);
- проработка вопросов самостоятельной подготовки;
по индивидуальным заданиям самостоятельной подготовки (домашней контрольной работы):
- анализ ключевых понятий терминологического словаря по курсу;
- выполнение индивидуальных заданий;
- реферирование научных статей по проблематике курса;
- подготовка научных работ;
проведение контрольных мероприятий (текущий, модульный, итоговый контроль):
- диагностическое тестирование;
- письменный опрос;
- решения типовых задач/ситуационных упражнений;
- решение творческих задач (нестандартных задач/ситуационных упражнений).
текущее консультирование по проблематике курса.
10.3 Методы самостоятельной подготовки:
- обработки материалов по подготовке к лекционным занятиям;
- изучение (проработка и конспектирование) теоретического учебного материала для самостоятельной подготовки;
- анализ ключевых понятий терминологического словаря по курсу;
- выполнение индивидуальных заданий (аналитических записок, обзоров, сообщений, аннотаций, анализов, тематических рефератов, разработка схем, моделей, структур и т.п.);
- участие в деятельности научных кружков и проблемных научно-исследовательских групп профильного направления;
- участие в проведении научно - исследовательских работ по проблематике курса;
- реферирования научных статей по проблематике курса;
- подготовка научных работ (докладов, тезисов докладов на конференцию, научных статей, работ на конкурс и т.д.);
- участие в научно - практических конференциях, олимпиадах, конкурсах и т.п.
- выполнение индивидуальных учебно-исследовательских задач/учебных проектов;
- обработки материалов по подготовке к проведению контрольных работ:
- тестовых заданий;
- контрольных вопросов;
- типовых задач / ситуационных упражнений;
- творческих задач (нестандартных задач / ситуационных упражнений).