Стандарты семейства ИСО 9000

Стандарты и руководящие указания Цель
ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» Определяет основные термины и определения, используемые в документах семейства ИСО 9000 и необходимые для того, чтобы избежать недоразумений при их использовании
ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Формулирует требования, помогающие добиваться соответствия требованиям
Требования» потребителей и регуляторных органов и, следовательно, удовлетворенности потребителей.
ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности» Дает рекомендации по постоянному улучшению системы менеджмента качества на благо всех сторон благодаря стабильному обеспечению удовлетворенности потребителей
ИСО 19011 «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента качества и охраны окружающей среды» Дает рекомендации по проверке способности систем достигать поставленных целей качества.
ИСО 10005:1995 «Менеджмент качества. Руководящие указания по планам качества» Дает рекомендации, помогающие при получении, анализе, приемке и пересмотре планов качества.
ИСО 10006:1997 «Менеджмент качества. Руководящие указания по обеспечению качества в менеджменте проектирования» Дает рекомендации, помогающие обеспечить качество как процессов, так и результатов проектирования
ИСО 10007:1995 «Менеджмент качества. Руководящие указания по менеджменту конфигурации» Дает рекомендации по обеспечению такого положения, когда весь комплекс продолжает функционировать, в то время как его отдельные компоненты изменены.
ИСО/DIS 10012 «Требования по обеспечению качества, предъявляемые к измерительному оборудованию» Дает рекомендации по основным характеристикам системы калибровки для обеспечения точности проведения измерений, дополнительное руководство по применению статистических методов.
ИСО 10013:1995 «Руководящие указания по разработке руководств по качеству» Дает рекомендации по разработке и ведению руководств по качеству, составленных в соответствии с конкретными потребностями
ИСО/TR 10014:1998 «Руководящие указания по менеджменту экономики Дает рекомендации о том, как добиться экономической выгоды, применяя менеджмент качества
качества»  
ИСО 10005:1995 «Менеджмент качества. Руководящие указания по обучению» Дает рекомендации по разработке, внедрению, сохранению и улучшению стратегий и систем обучения.
ИСО/ 16949:1999 «Системы качества. Поставщики автомобилей. Специальные требования по применению ИСО 9001:1994» Специальное отраслевое руководство по применению ИСО 9001:1994
SA 8000 Международный стандарт социальной ответственности Руководство по реализации важной функции менеджмента – социальная ответственность
ISO 14000 Международный стандарт экологического менеджмента Руководство по построению системы менеджмента с соблюдением экологических требований
ISO 22000 Международный стандарт безопасности пищевой продукции Стандарт, преследующий глобальную цель – обеспечение продовольственной безопасности.
OHSAS 18000 Международный стандарт охраны здоровья и безопасности труда Формулирует основные требования по обеспечению безопасности и эргономичности рабочих мест
ISO 27001 Международный стандарт менеджмента информационной безопасности Дает рекомендации по обеспечению сохранности информации фирмы

Требования к структурным элементам

Контрольной работы

Контрольная работа по объему должна составлять 10-15 стр. печатного текста. В контрольной работе материал должен быть изложен последовательно, логично, при этом целесообразно придерживаться следующих требований к объему отдельных элементов:

­ введение – 1-2 стр.;

­ основная часть – 5-10 стр.;

­ теоретическая часть – до 8 стр.;

­ практическая часть – не менее 2-х стр.;

­ заключение – 1-2 стр.

Титульный лист оформляется по форме утвержденной в ВУЗе.

Содержание представляет собой структурированное отражение основных элементов контрольной работы с указанием соответствующих им номеров страниц.

Введение должно отражать основную идею работы, направление, в котором автор предполагает раскрыть заданную тему, а именно – цель и задачи работы.

Пример формулировки цели и задач контрольной работы. В случае выбора студентом темы контрольной работы под № 1 из предложенного списка, цель может быть сформулирована следующим образом: выявить степень влияния качества производимого товара на имидж организации.

В этом случае задачи работы должны быть указаны следующего содержания:

­ изучение теоретических основ влияния качества производимого товара на имидж организации;

­ оценка степени влияния производимого фирмой «….» товара на её имидж.

Основная часть является главной частью работы и предназначена не только для изложения результата обзора учебной литературы и периодических изданий по теме контрольной работы, но и для приведения практических примеров, изложения собственных выводов, умозаключений.

Первый параграф должен отражать состояние вопроса в литературе, зарубежный и отечественный опыт, второй параграф необходимо посвятить практической реализации заданного вопроса контрольной работы на конкретном предприятии.

Второй параграф выполняется по данным действующего предприятия и включает:

а) краткую характеристику предприятия:

­ наименование;

­ местонахождение;

­ наименование и ассортимент производимой (реализуемой) продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);

­ сложившийся имидж предприятия;

б) характеристику системы управления качеством продукции на предприятии:

­ действующую структуру управления качеством продукции с указанием органов и служб, занимающихся вопросами качества;

­ нормативные документы в области качества (политика, руководство по качеству);

­ виды и способы контроля качества продукции (контрольные листки, прочие формы регистрации и анализа данных);

­ проводимые мероприятия по повышению качества продукции и оценка их эффективности.

в) анализ процесса обеспечения качества на данном предприятии с точки зрения системного или процессного подхода, что предполагает описание всех систем обеспечения качества и их схематического отображения. Для выполнения данного задания целесообразно прежде изучить стандарт IDEF0 «Методология функционального моделирования». В данной части работы необходимо после изложения аналитического материала, сделать выводы об эффективности (неэффективности) обеспечения качества на исследуемом предприятии.

С позиций системного подхода компания рассматривается как социотехническая организационная система из двух составляющих: внешней среды («вход», «выход», обратная связь) и внутренней структуры (совокупность подсистем: цеха, отделы и прочие структурные подразделения, призванные преобразовывать параметры «входа» в «выход» для достижения поставленной цели).

Разделение всей деятельности организации на отдельные взаимосогласованные процессы и постоянный контроль за ними и выпускаемой продукцией в рамках строгого соответствия принятой общей стратегии предприятия указывает на применение процессного подхода в управлении. В соответствии с концепцией IDEF0 иерархия процессов выглядит следующим образом:

– стратегические процессы – процессы, являющиеся в деятельности предприятия основными;

– ключевые процессы, например: управление ресурсами, управление персоналом, учет (бухгалтерский (финансовый), налоговый, управленческий), финансовый менеджмент;

– процедуры;

– задания.

Очевидно, что любая организация в ходе достижения собственных целей включена в сотни различных процессов. Тем не менее, существует определенная совокупность стандартных для всех коммерческих организаций процессов:

– процесс управления;

– процесс закупок (сырья, материалов, услуг других организаций);

– процесс производства, т.е. создания продукции (товаров, услуг);

– процесс сбыта.

Данный раздел желательно подкрепить иллюстративным материалом, что позволит:

во-первых, более четко разобраться автору в сути анализируемого вопроса;

во-вторых, оценить комплексность авторского подхода к изучаемому вопросу.

Заключение. Данный раздел представляет собой тезисное изложение наиболее главных мыслей и выводов, к которым пришел автор.

Список использованных источников и литературы должен содержать не менее 10 наименований источников с обязательным использованием государственных стандартов, Интернет-ресурсов, учебной литературы, материалов периодической печати.

Наши рекомендации