Стандарты семейства ИСО 9000
Стандарты и руководящие указания | Цель |
ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» | Определяет основные термины и определения, используемые в документах семейства ИСО 9000 и необходимые для того, чтобы избежать недоразумений при их использовании |
ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. | Формулирует требования, помогающие добиваться соответствия требованиям |
Требования» | потребителей и регуляторных органов и, следовательно, удовлетворенности потребителей. |
ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности» | Дает рекомендации по постоянному улучшению системы менеджмента качества на благо всех сторон благодаря стабильному обеспечению удовлетворенности потребителей |
ИСО 19011 «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента качества и охраны окружающей среды» | Дает рекомендации по проверке способности систем достигать поставленных целей качества. |
ИСО 10005:1995 «Менеджмент качества. Руководящие указания по планам качества» | Дает рекомендации, помогающие при получении, анализе, приемке и пересмотре планов качества. |
ИСО 10006:1997 «Менеджмент качества. Руководящие указания по обеспечению качества в менеджменте проектирования» | Дает рекомендации, помогающие обеспечить качество как процессов, так и результатов проектирования |
ИСО 10007:1995 «Менеджмент качества. Руководящие указания по менеджменту конфигурации» | Дает рекомендации по обеспечению такого положения, когда весь комплекс продолжает функционировать, в то время как его отдельные компоненты изменены. |
ИСО/DIS 10012 «Требования по обеспечению качества, предъявляемые к измерительному оборудованию» | Дает рекомендации по основным характеристикам системы калибровки для обеспечения точности проведения измерений, дополнительное руководство по применению статистических методов. |
ИСО 10013:1995 «Руководящие указания по разработке руководств по качеству» | Дает рекомендации по разработке и ведению руководств по качеству, составленных в соответствии с конкретными потребностями |
ИСО/TR 10014:1998 «Руководящие указания по менеджменту экономики | Дает рекомендации о том, как добиться экономической выгоды, применяя менеджмент качества |
качества» | |
ИСО 10005:1995 «Менеджмент качества. Руководящие указания по обучению» | Дает рекомендации по разработке, внедрению, сохранению и улучшению стратегий и систем обучения. |
ИСО/ 16949:1999 «Системы качества. Поставщики автомобилей. Специальные требования по применению ИСО 9001:1994» | Специальное отраслевое руководство по применению ИСО 9001:1994 |
SA 8000 Международный стандарт социальной ответственности | Руководство по реализации важной функции менеджмента – социальная ответственность |
ISO 14000 Международный стандарт экологического менеджмента | Руководство по построению системы менеджмента с соблюдением экологических требований |
ISO 22000 Международный стандарт безопасности пищевой продукции | Стандарт, преследующий глобальную цель – обеспечение продовольственной безопасности. |
OHSAS 18000 Международный стандарт охраны здоровья и безопасности труда | Формулирует основные требования по обеспечению безопасности и эргономичности рабочих мест |
ISO 27001 Международный стандарт менеджмента информационной безопасности | Дает рекомендации по обеспечению сохранности информации фирмы |
Требования к структурным элементам
Контрольной работы
Контрольная работа по объему должна составлять 10-15 стр. печатного текста. В контрольной работе материал должен быть изложен последовательно, логично, при этом целесообразно придерживаться следующих требований к объему отдельных элементов:
введение – 1-2 стр.;
основная часть – 5-10 стр.;
теоретическая часть – до 8 стр.;
практическая часть – не менее 2-х стр.;
заключение – 1-2 стр.
Титульный лист оформляется по форме утвержденной в ВУЗе.
Содержание представляет собой структурированное отражение основных элементов контрольной работы с указанием соответствующих им номеров страниц.
Введение должно отражать основную идею работы, направление, в котором автор предполагает раскрыть заданную тему, а именно – цель и задачи работы.
Пример формулировки цели и задач контрольной работы. В случае выбора студентом темы контрольной работы под № 1 из предложенного списка, цель может быть сформулирована следующим образом: выявить степень влияния качества производимого товара на имидж организации.
В этом случае задачи работы должны быть указаны следующего содержания:
изучение теоретических основ влияния качества производимого товара на имидж организации;
оценка степени влияния производимого фирмой «….» товара на её имидж.
Основная часть является главной частью работы и предназначена не только для изложения результата обзора учебной литературы и периодических изданий по теме контрольной работы, но и для приведения практических примеров, изложения собственных выводов, умозаключений.
Первый параграф должен отражать состояние вопроса в литературе, зарубежный и отечественный опыт, второй параграф необходимо посвятить практической реализации заданного вопроса контрольной работы на конкретном предприятии.
Второй параграф выполняется по данным действующего предприятия и включает:
а) краткую характеристику предприятия:
наименование;
местонахождение;
наименование и ассортимент производимой (реализуемой) продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
сложившийся имидж предприятия;
б) характеристику системы управления качеством продукции на предприятии:
действующую структуру управления качеством продукции с указанием органов и служб, занимающихся вопросами качества;
нормативные документы в области качества (политика, руководство по качеству);
виды и способы контроля качества продукции (контрольные листки, прочие формы регистрации и анализа данных);
проводимые мероприятия по повышению качества продукции и оценка их эффективности.
в) анализ процесса обеспечения качества на данном предприятии с точки зрения системного или процессного подхода, что предполагает описание всех систем обеспечения качества и их схематического отображения. Для выполнения данного задания целесообразно прежде изучить стандарт IDEF0 «Методология функционального моделирования». В данной части работы необходимо после изложения аналитического материала, сделать выводы об эффективности (неэффективности) обеспечения качества на исследуемом предприятии.
С позиций системного подхода компания рассматривается как социотехническая организационная система из двух составляющих: внешней среды («вход», «выход», обратная связь) и внутренней структуры (совокупность подсистем: цеха, отделы и прочие структурные подразделения, призванные преобразовывать параметры «входа» в «выход» для достижения поставленной цели).
Разделение всей деятельности организации на отдельные взаимосогласованные процессы и постоянный контроль за ними и выпускаемой продукцией в рамках строгого соответствия принятой общей стратегии предприятия указывает на применение процессного подхода в управлении. В соответствии с концепцией IDEF0 иерархия процессов выглядит следующим образом:
– стратегические процессы – процессы, являющиеся в деятельности предприятия основными;
– ключевые процессы, например: управление ресурсами, управление персоналом, учет (бухгалтерский (финансовый), налоговый, управленческий), финансовый менеджмент;
– процедуры;
– задания.
Очевидно, что любая организация в ходе достижения собственных целей включена в сотни различных процессов. Тем не менее, существует определенная совокупность стандартных для всех коммерческих организаций процессов:
– процесс управления;
– процесс закупок (сырья, материалов, услуг других организаций);
– процесс производства, т.е. создания продукции (товаров, услуг);
– процесс сбыта.
Данный раздел желательно подкрепить иллюстративным материалом, что позволит:
во-первых, более четко разобраться автору в сути анализируемого вопроса;
во-вторых, оценить комплексность авторского подхода к изучаемому вопросу.
Заключение. Данный раздел представляет собой тезисное изложение наиболее главных мыслей и выводов, к которым пришел автор.
Список использованных источников и литературы должен содержать не менее 10 наименований источников с обязательным использованием государственных стандартов, Интернет-ресурсов, учебной литературы, материалов периодической печати.