Тема: Средства стандартизации
План:
1. Виды нормативных документов
2. Характеристика стандартов разных категорий
3. Порядок разработки и утверждения национальных стандартов
1. Виды нормативных документов
В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа.
Нормативный документ(согласно ГОСТ Р-1,0—92) — документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей).
Нормативное обеспечение в области стандартизации основывается на законах, законодательных актах, регламентах, технических регламентах, стандартах, технических условиях, общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации.
Стандарт— нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденного признанными органами (или предприятием). В законе «О техническом регулировании» понятие стандарта сформулировано следующим образом: это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процесса производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или услуг.
В зависимости от сферы действия различают стандарты разных категорий: международный стандарт, региональный стандарт, государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р), международный стандарт (ГОСТ), стандарты отрасли (ОСТ), стандарты научно-технического общества (СТО), стандарт предприятия (СТП).
Регламент— документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.
Технический регламент—документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или Федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технические условия— нормативный документ на конкретную продукцию (услугу).
Общероссийский классификатор технико-экономической социальной информации (ОК ТЭСИ)— официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований, кодов классификационных группировок и объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации.
Фонд нормативных документов представляет четырехуровневую систему:
I. Техническое законодательство.
П. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
III. Стандарты предприятий и технические условия.
Характеристика технических регламентов
Технические регламенты (согласно ФЗ «О техническом регулировании») принимаются в целях:
1. защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
2. охраны окружающей среды;
3. предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают необходимые требования, обеспечивающие:
1. биологическую безопасность;
2. механическую безопасность;
3. пожарную безопасность;
4. химическую безопасность;
5. электрическую безопасность;
6. единство измерений.
Технический регламент должен содержать перечень продукции, процессов производства, в отношении которых устанавливаются его требования.
Технический регламент содержит требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Эти требования носят обязательный характер.
Международные стандарты и национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.
В Российской Федерации действуют:
- • общие технические регламенты;
- • специальные технические регламенты. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Требования специального технического регламента учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства.
Технический регламент принимается Федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации. Технический регламент может быть принят международным договором, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ.
Примеры общих технических регламентов:
1. требования пожарной безопасности. Общие положения;
2. о биологической безопасности;
3. об экологической безопасности.
Примеры специальных технических регламентов:
1. требования к рыбе, не рыбным объектам промысла, продукции из них, их производству и обороту;
2. требования к мясу, птице и продуктам его переработки, их производству и обороту;
3. требования к кондитерской продукции, ее производству и обороту;
4 требования к кофе, его производству и обороту. Структура технического регламента представлена на схеме 4.
2. Характеристика стандартов разных категорий
В зависимости от сферы действия стандарты, применяемые на территории Российской Федерации, можно разделить на 4 категорий:
1. Международные стандарты.
2. Региональные стандарты.
3. Государственные и межгосударственные стандарты.
4. Стандарты предприятий, технические условия.
Международные стандартыразрабатываются международными организациями (ИСО, МЭК и др.), применение международных стандартов повышает конкурентоспособность продукции.
Региональные стандартыразрабатываются региональными организациями (ЕС, СЕН и др.), особенность большинства евро стандартов заключается в том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран.
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) —стандарт, принятый государствами, которые проводят согласованную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации и применяют его в этих странах.
Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р)— национальный стандарт, утвержденный Госстандартом России. Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации одной страны. Общий фонд государственных стандартов составляет более 24 тысяч стандартов.
ГОСТ Р применяют на территории РФ предприятия, независимо от форм собственности и подчинения, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, органы государственного и местного управления. При этом не должен нарушаться принцип добровольного применения стандартов.
К объектам государственных стандартов относят объекты (продукцию, работы и услуги), имеющие межотраслевое значение.
В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.
К обязательным требованиям относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; совместимость и взаимозаменяемость, методы контроля соответствия обязательным требованиям; методы маркировки.
К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ.
Другие требования государственных стандартов могут быть признаны обязательными в договорных ситуациях либо в том случае, если имеется соответствующее указание исполнителя услуг. К таким требованиям относятся основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции и методы их контроля; требования к упаковке, транспортированию, хранению и утилизации продукта; правила и нормы, касающиеся разработки производства и эксплуатации; метрологические правила и нормы и т. п.
Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются и принимаются самим предприятием. В общественном питании в предприятиях СТП разрабатываются на кулинарные изделия, приготовляемые с применением нетрадиционных способов холодной и тепловой обработки пищевых продуктов, а также на новые торгово-технологические процессы.
Построение, оформление и основные положения стандартов предприятий определяет ГОСТ Р 1,5 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты предприятий. Общие положения».
Проект стандарта предприятия обязательно согласовывается с территориальной санитарно-эпидемиологической службой.
Утверждается стандарт предприятия руководителем предприятия-разработчика. Срок действия СТП определяет само предприятие.
Технологический процесс приготовления кулинарной продукции, определяемый стандартом предприятия, должен обеспечивать соблюдение всех норм показателей и требования безопасности, установленные действующими нормативными государственными актами.
Стандарты предприятий не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.
При разработке документа должны применяться термины, определенные ГОСТ Р 50647 «Общественное питание. Термины и определения».
Стандарт предприятия должен иметь следующие разделы:
- наименование изделия и область его применения;
- перечень сырья, применяемого для изготовления изделия;
- требования к качеству сырья;
- нормы закладки сырья;
- технологический процесс;
- требования к оформлению, подаче, реализации, хранению и транспортированию изделия;
- упаковка и маркировка;
- показатели качества и безопасности;
- методы испытаний;
- требования охраны окружающей среды;
- •информационные данные о пищевой и энергетической
ценности изделия.
Технические условия(ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть конкретная или однородная продукция. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, продукция, выпускаемая на основе новых рецептур и технологий.
Технические условия изготовителей на поставляемую продукцию используют не только как технические документы, но и в роли нормативных документов, если на них делается ссылка в договорах между изготовителем и потребителем на изготовление и поставку продукции.
Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, технических регламентов, относящихся к данной продукции Технические условия являются самым распространенным видом нормативной документации. ТУ подлежит учетной регистрации в ЦСМ по месту нахождения предприятия.
ТУ содержат следующие разделы:
• вводную часть:
• технические требования к сырью, органолептические и физико-химические показатели продукции;
• требования безопасности и охраны окружающей среды;
• правила приемки;
• методы контроля;
• правила транспортирования и хранения;
• маркировка:
•
® гарантии поставщика
ТУ в полной мере отвечают целям принятия технических регламентов и стандартизации, включая повышение уровня безопасности, жизни и здоровья граждан и охраны природы, обеспечение научно-технического прогресса, повышение
конкурентоспособности продукции, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости продукции и др.
Технические условия, как правило, появляются в результате разработки новой продукции. Требования к ней еще не регламентированы в стандартах, а тем более в законах. В этом случае ТУ являются первым документом научно-технического прогресса и часто становятся основой государственного стандарта.
Общее число действующих ТУ на народную продукцию ориентировочно составляет около 600 тыс. документов. При этом по ТУ выпускается примерно 80—85 % пищевых продуктов.
Технические условия — документы, в которых конкретный изготовитель добровольно устанавливает требования к качеству и безопасности конкретной продукции, необходимые для ее идентификации, контроля качества и безопасности при изготовлении, хранении и транспортировании.
В технических условиях в полной мере реализуется принцип добровольного применения стандартов, предусмотренный Федеральным законом «О техническом регулировании», поскольку разработчику ТУ удобно и выгодно использовать применительно к своей продукции стандартные требования, например, по методам контроля, правилам приемки, методам отбора проб и т. д.
Технические условия являются документом, способствующим обеспечению целей подтверждения соответствия продукции.
Характеристики на группы однородной продукции (молоко, масло, колбаса) могут устанавливаться в национальных стандартах — документах добровольного применения. А полный комплекс требований к конкретной продукции, выпускаемой конкретным изготовителем, устанавливается в технических условиях — документе, все требования которого являются обязательными.
Таким образом, ТУ можно рассматривать как «малый технический регламент», обеспечивающий реализацию целей и принципов технического регулирования.
Общероссийские классификаторы.С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации. В связи с переходом России на рыночную экономику Госстандартом РФ были разработаны и приняты новые классификаторы технико-экономической информации, а также постоянно совершенствуются в соответствии с международной практикой классификаторы, действовавшие ранее.
Действующие общероссийские классификаторы:
1. предприятий и организаций — ОКПО;
2. органов государственной власти и управления — ОКОГУ;
3. экономических районов — ОКЭР;
4. видов экономической деятельности, продукции и услуг — ОКДП;
5. специальностей и образования — ОКСО;
6. занятий — ОКЗ;
7. управленческой документации — ОКУД;
8. продукции — ОКП;
9. информации по социальной защите населения — ОКИСЗН;
10. услуг населению — ОКУН;
11. стандартов — ОКС;
12. профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов — ОКПДТР;
13. основных фондов — ОКОФ;
14. валют — ОКБ;
15. изделий и конструкторских документов машиностроения и приборостроения — ЕСКД;
16. единиц измерения — ОКЕИ;
17. специальностей высшей научной квалификации — ОКСВНК.
18.
Основные потоки информации связаны с промышленной и сельскохозяйственной продукцией. Общероссийский классификатор ОКП включает 98 классов промышленной и сельскохозяйственной продукции. В связи с тем, что в России выпускают более 200 миллионов наименований различной продукции, планирование, учет и распределение продукции ведутся с использованием автоматической системы управления. ОКП объединяет все существующее оборудование и продукцию в определенной закодированной последовательности. Перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области дан в приложении 10.
Например, пищевая продукция имеет следующие коды, применяемые в нормативной документации и при сертификации:
911304 — 911358 — хлеб из ржаной муки разных видов;
911400 — 911498 — хлеб из пшеничной муки разных видов;
912500 — 912599 — шоколад и шоколадные изделия;
913000 — 913911 — мучные кондитерские изделия (печенье, торты, пирожные, вафли, пряники, кексы и т. д.).
Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) определяет коды организаций и предприятий, по которым они производят оформление любой документации, в том числе банковской.
Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) содержит следующие коды:
120000, 122000 — общественное питание;
121000 — торговля;
013000—банки;
015000 — прачечные;
019000 — парикмахерские;
035000 — телевидение и др.
В Общероссийском классификаторе единиц измерения (ОКЕИ) разработаны коды единиц измерения трехзначные, например: 004 — см; 006 — м; 055 — м2; 059 — га; 112 — л; 166 — кг и др. Применяются они во внутренней и внешней торговле, государственных отчетах. Правительством РФ от 10 ноября 2003 г. утверждено «Положение о разработке, введении в действие, ведение и применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации» (см. приложение 9).
3. Порядок разработки и утверждения национальных стандартов
Порядок разработки стандартов разработан ГОСТ Р1.2. Разработку государственных стандартов осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные организации в соответствии с планами Госстандарта РФ, планами работ ТК и договорами на разработку стандартов.
При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работ; правила и нормы по стандартизации и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
В целях обеспечения организационного единства предусмотрены следующие стадии разработки стандарта:
1-я стадия — организация разработки стандарта;
2-я стадия — разработка проекта стандарта (первой и последующих редакций);
3-я стадия — разработка проекта стандарта (окончательная редакция);
4-я стадия — принятие и государственная регистрация стандарта;
5-я стадия — издание стандарта.
Организация разработки стандарта заключается в подготовке и представлении заявки на разработку стандарта в технический комитет (ТК). Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, предприятия, фирмы, предприниматели.
В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа.
На основании заявок Госстандарт РФ формирует годовой план государственной стандартизации России.
На разработку стандарта с разработчиком заключается договор, к которому прикладывается техническое задание.
В техническом задании определяют сроки выполнения каждой стадии; содержание и структуру будущего стандарта; перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т. п.).
Технический комитет определяет подкомитет (ПК), в котором будет разрабатываться стандарт, и формирует рабочую группу (РГ) или определяет предприятие для разработки стандарта.
Разработка стандарта (первая редакция) производится в соответствии с законодательством Российской Федерации международными правилами и нормами, а также национальными стандартами зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов.
Подготовительный проект стандарта проверяет секретариат ТК (ПК) и рассылает его членам ТК (ПК) на отзыв, с учетом которого затем подготавливают первую редакцию, в отправляет ее заказчику стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России. Кроме того, этот проект рассылается заинтересованным пред приятиям и специалистам на отзыв.
Разработку стандарта (окончательная редакция) осуществляет ТК (ПК) с учетом отзывов. Окончательная редакция стандарта должна быть одобрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта и рекомендована для принятия.
Принятие и государственную регистрацию стандарта осуществляет Госстандарт России после анализа содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим требованиям, терминологическим стандартам, правилам построения, изложения и оформления в соответствии с ГОСТ Р 1.5. Срок действия стандарта, как правило, не определяется. Экспертизу проектов национальных стандартов организует Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Издание стандарта и его распространение осуществляет Госстандарт России.
Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Но поскольку срок его действия не устанавливается, необходима постоянная работа членов ТК и заинтересованных сторон на обновление нормативного документа. Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание либо пересмотр, либо отмена нормативного документа. Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту с выпускаемой по действующему стандарту.
Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего.
Отмена стандарта производится Госстандартом России. Отмена может осуществляться как с заменой его новым стандартом, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказание услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.
Принятие окончательных решений о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ.
Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства самого объекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.
Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандарта обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.
2.8. Информация о нормативных документах по стандартизации
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» национальные стандарты и общероссийские
классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам.
Технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации, национальные стандарты других государств, подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. В Российской Федерации создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
15 августа 2003 г. выходит постановление № 500 Правительства РФ «О федеральном информационном фонде технических регламентов стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» и одновременно утверждено «Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию». В этом положении сказано, что Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов в сфере технического регулирования и является государственным информационным ресурсом.
В состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов входят следующие документы:
1. Технические регламенты, утвержденные федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ; правила и методы исследований и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований, необходимых для применения технических регламентов.
2. Документы национальной системы стандартизации, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также перечни национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, и нормативные документы по стандартизации, метрологии, аккредитации и подтверждения соответствия, принятые Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии и другими федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании»(на период до их отмены).
3. Международные (региональные) стандарты.
4. Национальные стандарты иностранных государств.
5. Информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения (рис. 14).
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. № 513 утверждено «Положение о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию». Основной задачей экспертных комиссий является проведение экспертизы проекта технического регламента и подготовка соответствующего заключения. Создает экспертные комиссии и утверждает их состав Госстандарт РФ. В состав экспертной комиссии включаются специалисты федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.
Опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов предусматривает опубликование текстов стандартов и классификаторов, внесенных в них изменений, дополнение и поправок, уведомлений об утверждении национальных стандартов, информация об отмене и замене, перечней действующих национальных стандартов.