Тема: Обеспечение занятости работников

Вопрос:

1. Правовое регулирование занятости.

2. Правовой статус безработного. Лица, которые не могут быть признанными безработными.

3. Подходящая работа. Подбор подходящей работы.

4. Гарантии для высвобождаемых работников. Пособие по безработице: сроки, размеры, начисления, прекращение.

1. Правовое регулирование занятости

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и такая, что, как правило, приносит им доход в денежной или иной форме.

Занятость населения, проживающего на территориигосударства, обеспечивается им путем проведения активной социально-экономической политики, направленной на удовлетворение его потребностей в добровольном выборе вида деятельности, стимулирования создания новых рабочих мест и развития предпринимательства и базируется на следующих принципах:

• обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, отношения к религии, в реализации права на свободный выбор вида деятельности в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой с учетом личных интересов и общественных потребностей;

• содействие обеспечению эффективной занятости, предотвращению безработицы, созданию новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства;

• координации деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики на основе государственной и региональных программ занятости;

• сотрудничества профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, владельцев предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов во взаимодействии с органами государственного управления в разработке, реализации и контроле за выполнением мероприятий по обеспечению занятости населения;

• международного сотрудничества в решении проблем занятости населения.

Граждане свободно выбирают виды деятельности, не запрещенные законодательством, в том числе и не связанные с выполнением оплачиваемой работы, а также профессию, место работы в соответствии со своими способностями.

Принуждение к труду в любой форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Добровольная незанятость граждан не является основанием для привлечения их к административной или уголовной ответственности.

К занятому населению относятся граждане, проживающие на территории государства на законных основаниях:

а) работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в международных и иностранных организациях в государстве и за рубежом, у физических лиц;

б) граждане, которые самостоятельно обеспечивают себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, творческой деятельностью, члены кооперативов, фермеры и члены их семей, участвующих в производстве, а также члены личных крестьянских хозяйств;

в) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность в органах государственной власти, управления и общественных объединениях;

г) которые проходят службу в Вооруженных Силах, Службе безопасности, Государственной пограничной службе, войсках внутренней и конвойной охраны и Гражданской обороны, органах внутренних дел, других военных формированиях, созданных в соответствии с законодательством, Государственной службе специальной связи и защиты информации, альтернативной (невоенной) службе;

д) проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства; учатся в дневных общеобразовательных кругах и высших учебных заведениях;

е) работающие граждане других стран, которые временно находятся в государстве и выполняют функции, не связанные с обеспечением деятельности посольств и миссий.

Законодательством могут предусматриваться и другие категории занятого населения.

Эта деятельность чаще возникает на основании заключения трудового или гражданско-правового договора или контракта, и в случае прекращения трудовых или иных отношений с определенных оснований граждане становятся безработными.

2. Правовой статус безработного. Лица, которые не могут быть признанными безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, че за отсутствия работы не имеют заработка или других предусмотренных законодательством доходов и зарегистрированы в государственной службе занятости как ищущие работу, готовые и способные приступить к подходящей работе. Безработными признаются также инвалиды, не достигшие пенсийног возраста, не работают и зарегистрированы как ищущие работу.

Не могут быть признаны безработными граждане:

а) в возрасте до 16 лет, за исключением тех, которые работали и были уволены в связи с изменениями в организации производства и труда, реорганизацией, перепрофилированием и ликвидацией предприятия, учреждения и организации или сокращением численности (штата)

б) впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), в том числе выпускники общеобразовательных школ, в случае отказа их от прохождения профессиональной подготовки или от оплачиваемой работы, включая работу временного характера, которая не требует профессиональной подготовки;

в) отказались от двух предложений подходящей работы с момента регистрации их в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу;

г) которые имеют право на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях, на пенсию за выслугу лет и воспользовались этим правом или достигли установленного законом пенсионного возраста.

В случае отсутствия подходящей работы решение о предоставлении гражданам статуса безработных принимается государственной службой занятости по их личным заявлениям с восьмого дня после регистрации в центре занятости по месту жительства как ищущих работу. Регистрация граждан осуществляется при предъявлении паспорта и трудовой книжки, а в случае необходимости - военного билета, документа об образовании или документов, их заменяющих.

Для граждан, которые потеряли работу и заработную плату (трудовой доход), подходящей считается работа, которая соответствует их образованию, профессии (специальности), квалификации, доступности услуг транспортного обслуживания, установленной решениями органов местной власти и местного самоуправления. Заработная плата должна соответствовать уровню, который гражданин имел по предыдущему месту работы, с учетом среднего уровня заработной платы, сложившегося в соответствующей сфере экономической деятельности в регионе за прошлый месяц.

При предложении подходящей работы учитываются предыдущая деятельность гражданина, продолжительность работы по профессии (специальности), квалификация, возраст, опыт, а также состояние рынка труда.

3. Подходящая работа. Подбор подходящей работы

Для граждан, которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), подходящей считается работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, в том числе непосредственно на рабочем месте у работодателя, а для граждан, желающих возобновить трудовую деятельность после перерыва продолжительностью более шести месяцев - работа по профессии, которую они имели по последнему месту работы, или работа, требующая предварительной переподготовки по новой профессии (специальности) по направлению государственной службы занятости.

Для граждан, которые работали не по основной профессии свыше 12 месяцев, подходящей считается работа, которую они выполняли по последнему месту работы, а работа по основной профессии может быть подходящей при условии предыдущего повышения квалификации с учетом потребности рынка труда в соответствующих работниках.

В случае невозможности предоставления гражданину работы по профессии в течение шести месяцев подходящей считается работа, которая нуждается в изменении профессии с учетом способностей, состояния здоровья и профессионального опыта, доступных для него видов обучения и потребности рынка труда в соответствующих работниках.

В случае изменения гражданином профессии по направлению государственной службы занятости подходящей считается работа и по новой, и по предыдущей профессии по последнему месту работы.

Подбор подходящей работы для инвалидов осуществляется в соответствии с их профессиональными навыками, знаниями, рекомендациями медико-социальной экспертной комиссии и с учетом пожеланий инвалида.

Для граждан, не имеющих профессии, или таких, которые занимали места, не требующие специальной подготовки и состоят на учете как безработные более 9 месяцев, а также для граждан, желающих возобновить трудовую деятельность после длительного (более 12 месяцев) перерыва ( кроме граждан предпенсионного возраста), подходящей работой также считается участие в оплачиваемых общественных.

В случае невозможности предоставить подходящую работу безработному может быть предложено пройти профессиональную переподготовку или повысить свою квалификацию.

В случае отсутствия подходящей работы решение о предоставлении гражданам статуса безработных принимается государственной службой занятости по их личным заявлениям с восьмого дня после регистрации в центре занятости по месту жительства как ищущих работу. Регистрация граждан осуществляется при предъявлении паспорта и трудовой книжки, а в случае необходимости - военного билета, документа об образовании или документов, их заменяющих.

4. Гарантии для высвобождаемых работников.

Особые гарантии предусмотрены законодательством для высвобождаемых работников.

Работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут по инициативе собственника или уполномоченного им органа в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, и военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с сокращением численности или штата без права на пенсию, при условии их регистрации в службе занятости в течение семи календарных дней после увольнения как ищущих работу, гарантируется:

а) предоставление статуса безработного, если в течение семи дней работнику не была предложена подходящая работа;

б) право на получение пособия по безработице в размере 100 процентов средней заработной платы по последнему месту работы в течение 60 календарных дней, 75 процентов - в течение 90 календарных дней и 50 процентов - в течение следующих 210 календарных дней, но не более средней заработной платы, сложившейся в народном хозяйстве соответствующей области за прошлый месяц, и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы;

в) сохранение на новом месте работы, на весь период профессионального переобучения с отрывом от производства, средней заработной платы по прежнему месту работы.

Пособие по безработице выплачивается с 8 дня после регистрации застрахованного лица в установленном порядке в государственной службе занятости.

Общая продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 360 календарных дней в течение двух лет.

Для лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления права на пенсию) продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 720 календарных дней.

Застрахованным лицам, размер пособия по безработице определяется в процентах к их средней заработной платы (дохода), определенной в соответствии с порядком исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному зависимости от страхового стажа:

• до 2 лет - 50 процентов;

• от 2 до 6 лет - 55 процентов;

• от 6 до 10 лет - 60 процентов;

• более 10 лет - 70 процентов.

Пособие по безработице выплачивается в зависимости от продолжительности безработицы в процентах к определенному размеру:

• первые 90 календарных дней - 100 процентов;

• в течение следующих 90 календарных дней - 80 процентов;

• в дальнейшем - 70 процентов.

Выплата пособия по безработице прекращается:

1) в случае трудоустройства безработного;

2) восстановления безработного на работе по решению суда;

3) поступления в учебное заведение на обучение с отрывом от производства;

4) прохождения профессиональной подготовки переподготовки или повышения квалификации по направлению государственной службы занятости;

5) призыва на срочную военную или альтернативную (невоенную) службу;

6) вступления в законную силу приговора суда о лишении свободы безработного или направления его по решению суда на принудительное лечение;

7) назначение или получения права на назначение пенсии по возрасту, в том числе на льготных условиях, пенсии за выслугу лет или достижения лицом установленного законом пенсионного возраста;

8) назначения выплаты на основании документов, содержащих ложные сведения;

9) подачи письменного заявления о желании осуществлять уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

10) подачи письменного заявления об отказе от услуг государственной службы занятости;

11) изменения места жительства;

12) окончания срока их выплаты;

13) снятие с учета за непосещение без уважительных причин государственной службы занятости 30 и более календарных дней

14) отказа безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению государственной службы занятости, в том числе лиц, которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности);

15) отказа от работы по специальности, профессии, приобретенной после профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению государственной службы занятости;

16) смерти безработного.

Наши рекомендации