Причины и факторы кризиса августа 1998 г

Внешние факторы: кризисы на международных финансовых и товарно-сырьевых рынках (падение мировых цен на нефть), миграция международного спекулятивного капитала (в т.ч. уход иностранного капитала из России).

Внутренние факторы: неадекватная денежно-кредитная политика государства, слабость механизмов контроля за финансовым рынком страны.

Причины:

 недостаточность капитала у КО;

 недостаточно квалифицированное управление банковскими рисками

 ориентация банковского менеджмента на спекулятивные операции на финансовых рынках и ограниченность кредитования реального сектора экономики;

 активный рост заимствований российских банков на международных финансовых рынках в силу ограниченности возможностей наращивания ресурсной базы в России;

 высокая зависимость КО от бюджетных средств.

Повод к началу кризиса:дефолт по ГКО-ОФЗ1 и девальвация

рубля. ГКО – государственные краткосрочные облигации. ОФЗ – облигации

федерального займа.

Последствия кризиса:

 сокращение количества КО;

 удар по ресурсной базе КО

 убытки банковской системы (без СБ РФ) с 1.08.98 по 1.01.99 соста-

вило около 30 млрд. руб.;

 резко снизилось доверие как к КО, так и к ЦБ РФ и Правительству страны.

Основной вывод:банковский кризис 1998 г. носил системный характер, он вскрыл глубинные противоречия переходного периода, но не разрешил их в полной мере.

Период с августа 1998 г. по настоящее времяимеет целью

восстановление жизнеспособности банковской системы в целом путем ее реструктуризации.

Главные задачи:

 быстро очистить Банковскую систему от неплатежеспособных

банков

 нарастить собственный капитал дееспособных КО;

 повысить качество банковского менеджмента;

 создать стимулы экономического роста;

 повысить прозрачность банковской деятельности;

 создать конкурентную банковскую среду (в т.ч. за счет привлечения иностранных банков).

Распределение активов банковской системы по кредитным организациям, классифицированнымпо финансовой устойчивости (%)

Задачи преодоления последствий кризиса 1998 г. к 2000 г. были в основном решены. АРКО (Агентствопореструктуризациикредитныхорганизаций) успешно завершило реструктуризацию кредитных организаций к 2003 году.

Задачи нового этапа развития были сформулированы в официальном документе Правительства и Банка России «Стратегия развития банковского сектора». Целью государственной политики в кредитной сфере является формирование конкурентоспособного российского банковского сектора, способного развиваться на собственной основе, быть эффективным инструментом обеспечения устойчивого экономического роста, локомотивом национальной экономики.

К числу наиболее важных направлений развития банковского дела в настоящее время относят:

· развитие кредитных отношений;

· развитие ресурсной базы банка;

· развитие платежной системы;

· развитие банковского розничного бизнеса;

· совершенствование корпоративного управления.

Система современного банковского законодательства

Банковское законодательство в рамках определенной формации формировалось эволюционным путем. Огромное воздействие здесь всегда оказывали хозяйственные потребности. Деятельность центральных банков требовала создания законов, определяющих их задачи и правовой статус.

Банковское законодательство условно можно разделить на три яруса. Первый ярус содержит два блока - законы о центральном (эмиссионном) банке и законы, регулирующие деятельность отдельных деловых банков. В Германии, к примеру, наряду с Законом о Бундесбанке как центральном банке ФРГ действуют законы, регулирующие деятельность сберегательных и ипотечных банков. Этот блок законов можно назвать институциональным, поскольку он регулирует деятельность отдельных кредитных институтов.

Второй блок банковских законов охватывает положения, регулирующие деятельность деловых (коммерческих) банков. Таких законов, как правило, несколько. Это могут быть отдельно законы, регулирующие кредитные, валютные операции, вексельное обращение, порядок при банкротстве банков, платежах и пр.

Первый и второй блоки законов данного яруса образуют законы, непосредственно регулирующие как деятельность банков в целом, так и проведение их отдельных операций.

Вторым ярусом в системе банковского законодательства выступают законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность. Такими законами, к примеру, могут быть законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастах и трастовых операциях, отдельные положения которых прямо относятся и к банкам.

К данной группе законов можно отнести и законы, регулирующие деятельность финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов и др.

К третьему ярусу относятся законы всеобщего действия. К их числу, к примеру, относятся Конституция как главный закон страны, Гражданский кодекс, хозяйственное право и др. Положения данных законов имеют основополагающее для банка значение, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов в народном хозяйстве.

Законы, регулирующие банковскую деятельность, важны прежде всего для самих банков, поскольку определяют законодательные нормы, "коридоры" их функционирования, круг дозволенных и недозволенных операций, порядок лицензирования, ответственности и контроля.

Не менее важными они являются для клиентов банка. Банковские законы определяют правила игры в денежной сфере. От того, насколько совершенны и полны эти законы, зависят и экономические результаты деятельности юридических и физических лиц.

Помимо собственно банковских законов, в структуре банковского законодательства присутствуют различного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения центрального банка, которые клиент также должен знать и ими руководствоваться.

Значительна роль банковского законодательства и для общего развития народного хозяйства. Банки принимают активное участие в перераспределении ресурсов, концентрируют огромные денежные капиталы, предоставляют денежные средства для текущих операций и долгосрочных инвестиций, могут ускорять или замедлять темпы экономического развития.

Банки (при всей их осторожности) способны содействовать перепроизводству товаров, формированию кризисной ситуации. Банки тоже терпят крах. Если учесть, что кредитные учреждения работают преимущественно не на своих, а на чужих деньгах, в том числе сбережениях частных лиц, то станет ясно, что это может вызвать нежелательные социальные последствия.

Банковское законодательство содержит определенный консенсус интересов различных субъектов - как банков, так и их клиентов и государства. Банковское законодательство, с позиции мирового опыта, хотя и отличается определенной стабильностью, однако под влиянием определенных причин может и должно меняться.

Наши рекомендации