Содружества Независимых Государств

Необходимость более тесного экономического взаимодействия стала главной причиной создания СНГ, которое формально создано договором в Алма-Ате в декабре 1991 г. В состав СНГ вошли 12 государств: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан (в 2008 г. Грузия вышла из состава СНГ). Договор об Экономическом союзе подписан 23.09.03 г. Целесообразность интеграции была подтверждена также в Декларации глав государств-участников об основных направлениях развития СНГ в апреле 1999 года.

Государства СНГ унаследовали от Союза ССР единую энергетическую систему, единую систему транспорта, связи телекоммуникаций, взаимосвязанные народнохозяйственные комплексы, общую систему нефте- и газопроводов, свободу передвижения рабочей силы, единую техническую стандартизацию. Все это единое пространство в советский период формировалось на нерыночных принципах.

Правительства вновь созданных государств, формируя свои экономические цели и приоритеты, сознавали невозможность ликвидации исторически сложившегося разделения труда между бывшими союзными республиками. Поэтому понимание необходимости если не восстановления в полном объеме, то хотя бы поддержания основных хозяйственных связей было достаточно сильно.

На сегодняшний день Содружество Независимых Государств обладает значительным экономическим потенциалом – занимает 16,4 % мировой территории, на которой проживает 4,4 % мирового населения. На долю СНГ приходится примерно пятая часть мировых запасов нефти, около двух пятых природного газа, четверть угля, около одной десятой производства электроэнергии, более четверти мировых запасов леса, почти 11 % мировых возобновляемых водных ресурсов и 13 % пахотных земель.

В содружестве производится около 4,5 % мирового ВВП, экспорт товаров из стран-участников СНГ составляет приблизительно 3,6 % общемирового показателя (для сравнения: доля США в мировом экспорте составляет около 10 %).

Со времени создания СНГ наметились две основные тенденции в развитии взаимной торговли между его участниками. Первая связана с объективным желанием регулировать вопросы взаимной торговли через многосторонний механизм зоны свободной торговли. Однако реальное функционирование такого режима оказалось достаточно сложным.

Вторая тенденция состоит в том, что многие государства СНГ не желают себя связывать многосторонними обязательствами и регулирование свободной торговли осуществляется через заключение множества двусторонних торгово-экономических договоров.

Данные процессы свидетельствуют о том, что практически переход к интеграционному строительству по принципу «все разом» себя не оправдал. Интеграционные основы складываются постепенно, с разной интенсивностью и глубиной в отдельных регионах СНГ. В пользу модели «разноскоростной» интеграции свидетельствует тот факт, что в рамках СНГ стали создаваться региональные торгово-экономические союзы: Союзное государство Беларуси и России, Экономический Союз СНГ, ЦАЭС (Центрально-Азиатский экономический союз (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан), ГУУАМ (группа взаимной поддержки: Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), ЕврАзЭС (в который вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан), ЕЭП (Россия, Беларусь, Казахстан, Украина).

Важным шагом в развитии торгового сотрудничества государств содружества явилось заключение Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном в 1996 г. соглашения о создании Таможенного союза, к которому в 1999 г. присоединился Таджикистан. С 2000 г. на его основе начал функционировать ЕврАзЭС, в который вошло шесть государств: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан.

Сложный путь интеграции прошло создание ЕЭП, которое предполагалось создать в рамках четырех государств – Беларуси, Казахстана, России и Украины. В соответствии с концепцией единого экономического пространства предполагалось объединение таможенных территорий сторон, при котором проводится единая внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.

Однако впоследствии Правительство Украины по ряду экономических и политических причин проявило пассивность в реализации принятых договоренностей и практически углубление интеграционных процессов в рамках данного сообщества не произошло. В настоящее время в формате ЕврАзЭС три государства – Беларусь, Россия и Казахстан – решили осуществлять торгово-экономическое сотрудничество на принципах ЕЭП.

Необходимо отметить, что в настоящее время при создании региональных сообществ превалирует отход от классической схемы экономической интеграции, устоявшейся в экономической науке: зона свободной торговли - таможенный союз – общий рынок – экономический и валютный союз. В современные региональные торгово-экономические соглашения, независимо от уровня интеграции, помимо традиционных положений об устранении барьеров в торговле товарами и услугами, включаются положения о либерализации и обеспечении наиболее благоприятных и недискриминационных инвестиционных режимов, о свободе перемещения капитала и труда (что свойственно общему рынку), об обязательствах по выполнению законодательства в области охраны труда, окружающей среды, прав интеллектуальной собственности, о корректировке национального законодательства (что свойственно экономическому союзу).

Данный вывод подтверждается и тем, что в основополагающих соглашениях по созданию СНГ, Союза Беларуси и России, ЕврАзЭс и ЕЭП совмещаются различные элементы – зоны свободной торговли, общего рынка и экономического союза. Это ведет к увеличению числа сфер, подлежащих либерализации, на первом же этапе их функционирования.

Установлено, что на развитие экономического взаимодействия стран содружества влияет целый ряд факторов, не позволивших пока в рамках СНГ существенно продвинуться по вопросу формирования общего экономического пространства. Основными из данных факторов являются:

· существующие различия между государствами-участниками СНГ по уровню экономического развития, экономическому потенциалу, системе управления и т.д.

· разноскоростной уровень рыночных преобразований и различия в национальных хозяйственных механизмах;

· разноскоростной уровень участия в мировой экономической системе (некоторые страны уже являются членами ВТО).

Поэтому сегодня в рамках СНГ фактически формируется только зона свободной торговли. Этот процесс идет очень сложно, потому что в нем переплетается множество экономических интересов государств-участников данного формирования. Во всех региональных группировках - Союзе Беларуси и России, ЕврАзЭС, ЕЭП – до настоящего времени существует множество противоречий. Бескомпромиссно (особенно с российской стороны) проходят обсуждения некоторых нормативно-правовых документов и зачастую выдвигаются в одностороннем порядке неприемлемые требования. Это наносит большой вред процессу интеграции в рамках сообществ и отдаляет на неопределенную перспективу не только принятие необходимых соглашений, но и разработку программных мероприятий формирования и функционирования рынков различной продукции.

Тем не менее, в настоящее время наблюдаются попытки активизировать систему экономических взаимоотношений в рамках СНГ. Так, Советом Глав государств 05.10.2007 г. разработан и утвержден «План основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ», а также «Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года».

Фактически содружество в настоящее время находится в стадии определения перспектив его дальнейшего развития в качестве мирового регионального экономического объединения. Главами государств содружества признано приоритетным дальнейшее развитие экономического взаимодействия. Поэтому даже государства, вступившие в ВТО, например, Кыргызстан, начали вести более активную работу по интеграции в региональные сообщества СНГ.

Наши рекомендации