Линия спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластична.
В этом случае MR = AR =Р, а условие равновесия (максимизация прибыли) имеет вид МС = Р.
Рыночное равновесие фирмы и отрасли в коротком периоде представлено на рис. 4.1.
Рис. 4.1
Кривая предложения конкурентной фирмы в коротком периоде представлена отрезком кривой предельных издержек, идущем вверх от значения цены, равного минимуму средних переменных издержек.
Рис. 4.2
При изменении рыночной цены объем предложения фирмы меняется.
В коротком периоде все фирмы могут быть разделены на три группы: получающие экономическую прибыль. получающие нормальную прибыль, несущие убытки (рис. 4.3, а, б, в).
Рис. 4.3
Точка А (рис. 4.2) - точка безубыточности.Если рыночная цена Р=АТС, то предприятие будет получать только нормальную прибыль.
Если фирма несет убытки в коротком периоде (Р < АТС), то у нее есть альтернатива: выпускать продукцию на уровне, соответствующем Р=МС, или прекратить производство.
Точка В (рис. 4.2) - точка закрытия. Если рыночная цена опустится ниже минимума AVC, то фирма будет вынуждена прекратить производство, поскольку не будут покрываться затраты, связанные непосредственно с производством данной продукции.
Введение потоварных налогов в коротком периоде приведет к изменению состояния равновесия (рис. 4,4, а); а введение паушальных налогов приводит только к уменьшению величины прибыли, получаемой фирмой (рис. 4.4. б).
Рис. 4.4
В длительном периоде в отсутствие ограничений на вход все фирмы будут получать только нормальную прибыль и равновесие конкурентной фирмы имеет вид:
P = LАСmin=LMC = SMC = SATC,
Где LАСmin - минимальные средние издержки в длительном
LMC - предельные издержки в длительном периоде
SMC - предельные издержки в коротком периоде; .
SATC - средние общие издержки в коротком периоде.
Конфигурация кривой предложения длительного периода зависит от того, меняются ли, а если да, то как, затраты в результате изменения отраслевого выпуска.
Задача.
Фирма, находящаяся в условиях совершенной конкуренции, имеет функцию затрат вида: ТС = О 2Q3 - 2Q2 + 10Q +10.
1. Сколько продукции будет выпускать фирма при цене 10 ден. ед.?
2. Ниже какого уровня должна снизится цена, чтобы фирма прекратила производство в условиях короткого периода?
З. Построить функцию предложения фирмы
Решение.
1. Состояние равновесия в условиях короткого периода
имеет вид:
МС=Р.
МС = 0,6Q2 - 4Q + 10.
Отсюда: 0,6Q2 - 4Q + 10 = 10. Q = 6,67.
2. Фирма прекратит производство в коротком периоде,
если Р< miпAVC. .
AVC =VC/Q. AVC = (0,2Q3 - 2Q2 + 10Q)/Q = 0,2Q2 - 2Q +10
Минимальное значение средних переменных затрат определяется из условия: (АVC) = О.
Следовательно: 0, 4Q - 2 = 0. Q =5.
Отсюда: AVC = 0,2 * 25 – 2*5 + 10 = 5.
Следовательно, при цене меньше 5 ден. ед. предприятие должно покинуть рынок.
З. Функция предложения имеет вид: Qs = f(Р). в условиях совершенной конкуренции кривая предложения представлена кривой предельных издержек. Следовательно, МС = Р или 0,6Q2 - 4Q + 10 = Р.
Решаем уравнение: 0,6Q2 - 4Q +(10 - Р) =0.
Функция предложения имеет вид:
Монополия
Монополия - рыночная ситуация, когда существует единственный продавец товара, который· не имеет близких заменителей.
В условиях монополии существуют значительные барьеры, не· допускающие появления на рынке новых производителей. В их число входят:
-
-
-
В отличие от совершенного конкурента монополист сам устанавливает не только объем выпуска, но и цену. При монополии кривая спроса предприятия совпадает с рыночной кривой спроса и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем производства для поддержания более высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации.
Условие равновесия монополии имеет вид: MR = МС.
У монополии, максимизирующей прибыль, отсутствует функция предложения.
Рис. 4.5
При монополии P>MR.
Взаимосвязь между предельным доходом монополиста, ценой на его продукцию и эластичностью спроса по цене можно выразить формулой:
MR = Р * (1-1/е).
Поскольку существуют значительные барьеры на входе, то монополист в отличие от фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции, будет получать экономическую прибыль и в длительном периоде.
Введение потоварных налогов приведет к изменению уровня переменных и, следовательно, предельных затрат, а введение налога, не зависимого от объема выпуска - к увеличению постоянных затрат.
Так как монопольная власть приводит к повышению цен и снижению объемов производства происходит ухудшение положения потребителей и улучшение положения фирмы- монополиста.
Рис. 4.6
Ущерб, приносимый монополией
Социальная цена монополии - мера потерь потребителя и производителя - монополиста, происходящая из-за уменьшения предложения товара в условиях максимизации прибыли монополистом.
Ценовая дискриминация - продажа отдельных единиц товара (услуги), произведенных с одинаковыми затратами по различным ценам различным покупателям.
Условия осуществления ценовой дискриминации:
-
-
-