Распределение общественных товаров

Проблемой является распределение товаров, произведенных государством. Из предыдущих тем известно, что потребитель максимизирует полезность, когда предельные издержки (MC) потребления равны предельному выигрышу от потребления (MB). А так, как величина выигрыша каждого индивидуума различна, то и количество общественного товара, который получает каждый потребитель, различно. Субъективизм во вкусах потребителей создает предпосылки для возникновения дифференциации в удовлетворении полезности потребления общественных товаров. Потребность в разном количестве общественных благ для разных потребителей, как правило, не удовлетворяется, так как такие свойства общественных товаров, как неконкурентность и неисключаемость, относительны и условны. Например, в ситуации, когда у всех или большинства членов общества возникнет желание одновременно удовлетворить свою потребность в общественном товаре, этот товар становится недоступным и исключаемым в своем потреблении. Так, желание воспользоваться мостом всех жителей города в течение короткого промежутка времени приведет к затору (автомобильной пробке), и тогда он становится недоступным для всех. Такая ситуация в той или иной степени характерна для всех общественных товаров.

В большинстве случаев государство предполагает одинаково-равномерное, так называемое «справедливое распределение». В то же время такое распределение нельзя назвать справедливым. Как правило, налоговое бремя производства общественных товаров в основном несут более обеспеченные слои населения, в то же время основными потребителями фактически являются слои населения с низким уровнем дохода. При этом решение относительно количества общественных товаров принимается на основе желания «медианного избирателя» (механизм описан в главе «Теория общественного выбора»), что еще больше усложняет моральную сторону выбора производства общественных товаров.

Другой вариант распределения – предоставление товара в необходимом потребителю количестве, но в порядке очереди. Такая система несет в себе недостаток – потери времени на стояние в очередях. А, как известно, время – это потерянная заработная плата или прибыль предпринимателя. Такой вариант получения общественных товаров также не является идеальным для ряда потребителей.

Таким образом, производство общественных товаров не является легко решаемой проблемой в экономике и требует достаточно глубокого обоснования экономической эффективности государственной и частной формы обеспечения страны благами.

ВЫВОДЫ

1. Общественные товары – это товары с уникальными свойствами (неисключаемость и неконкурентность), которые не производятся частным образом либо несут при этом высокие издержки для общества. Сокращение таких издержек – являющихся по своей природе трансакционными – представляется задачей государства при решении проблем увеличения благосостояния общества в целом. Решение данной задачи сопряжено с соотнесением выгод и потерь общества от производства ряда товаров не частным способом, а за счет совместных усилий общества.

2. Определение оптимального количества общественных товаров связано с сопоставлением совокупного спроса и предложения на общественные товары, которые, в свою очередь, зависят от полезности общественных товаров и системы налогообложения.

3. Необходимость и экономическая эффективность производства того или иного общественного товара обычно определяется с помощью метода «издержек–выгод». Проблемы, связанные с неэкономической стороной оценки (с субъективизмом оценки общественных товаров) принято решать с помощью одного из методов оценки: «метода оценки контингента», «ценово-векторного метода» и «метода стоимости путешествия».

4. Проблема распределения общественных товаров состоит в неравенстве соотношения выгод и издержек потребителей при предпочтении общественного способа производства частному. Способы предоставления общественных товаров (одинаково-равномерное, в порядке очереди и др.) характеризуются массой недостатков и требуют индивидуального решения для каждого конкретного общественного товара.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Общественные товары (public goods) – товары, обладающие свойствами неисключаемости и неконкурентности.

Неисключаемый товар (nonexclusive good) – товар, предотвратить потребление которого невозможно и за пользование которым трудно взимать плату.

Неконкурентный товар (noncompetitive good) – товар, предельные издержки представления которого дополнительному потребителю равны нулю.

Анализ издержек и выгод общественных благ (public goods cost-benefit analysis) – анализ, позволяющий определить, достаточно ли выгоды получит общество от правительственных программ обеспечения страны общественными благами, чтобы покрыть издержки, связанные с осуществлением этих программ.

Проблема безбилетника, «зайца» (free-rider problem) – возможность получения выигрыша от пользования общественными благами без их оплаты вследствие свойства неисключаемости; возможность получения благ за счет сокрытия информации о реальных выгодах от их потребления.

Индивидуальный спрос на общественные товары (individual demand on public goods) – спрос на общественные товары со стороны отдельного потребителя в соответствии с желанием жертвовать часть дохода в качестве налогов, используемых для производства этих товаров.

Совокупный спрос на общественные товары (aggregate demand for public goods) – сумма индивидуальных спросов на общественные товары.

Наши рекомендации