Тема 19. Производство в арбитражном суде кассационной инстанции
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и значение кассационного производства.
2. Право кассационного обжалования и его субъекты.
3. Предмет кассационного обжалования.
4. Арбитражный суд кассационной инстанции.
5. Порядок и срок подачи кассационной жалобы. Форма и содержание кассационной жалобы.
6. Принятие кассационной жалобы к производству арбитражного суда. Отзыв на кассационную жалобу.
7. Оставление кассационной жалобы без движения.
8. Возвращение кассационной жалобы.
9. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции. Срок рассмотрения кассационной жалобы.
10. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
11. Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции. Основания для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций.
12. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции.
13. Кассационные жалобы на определения арбитражного суда первой и апелляционной инстанций. Жалобы на определение арбитражного суда кассационной инстанции.
Литература
Нормативные правовые акты
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст.3012.
Постановление Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2003. № 2.
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2006 г., N 3.
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2005 г., N 7.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. №82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 10.
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 марта 1997 г. N 12 "Обзор практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в кассационной инстанции" // Вестник ВАС РФ. 2003. № 11
Основная
Арбитражный процесс: Учебник для студ. Юр. Вузов и фак./ Под ред. М.К. Треушникова. - М.: Городец, 2005. - 672с*
Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. В.В.Ярков. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
Рогожин Н.А. Арбитражный процесс: Курс лекций. - ЗАО Юстицинформ, 2006
Арсенов И.Г. Арбитражный процесс: Проблемы кассационного пересмотра. М., 2004.
Семинар 10 (2 часа)
Тема 20. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, сущность и значение надзорного производства.
2. Порядок возбуждения надзорного производства.
3. Принятие заявления (представления) к производству. Основания для возвращения заявления (представления).
4. Рассмотрение заявления (представления) в порядке надзора. Приостановление исполнения судебного акта Высшим Арбитражным Судом РФ. Судебные акты, выносимые по результатам рассмотрения заявления (представления).
5. Порядок рассмотрения дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ.
6. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
7. Пересмотр в порядке надзора определений арбитражных судов.
Литература
Нормативные правовые акты
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст.3012.
Постановление Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2003. № 2.
Основная
Арбитражный процесс: Учебник для студ. Юр. Вузов и фак./ Под ред. М.К. Треушникова. - М.: Городец, 2005. - 672с*
Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. В.В.Ярков. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
Рогожин Н.А. Арбитражный процесс: Курс лекций. - ЗАО Юстицинформ, 2006
Дополнительная
Грось Л. О предпосылках права на обращение в суд надзорной инстанции и условиях его осуществления. Арбитражный и гражданский процесс. 2009. № 2, 3;
Методические рекомендации по изучению дисциплины И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Настоящий учебно-методический комплекс (далее комплекс) содержит материалы для занятий по курсу «Арбитражное судопроизводство». Целью комплекса является оказание помощи студентам в изучении важнейших вопросов курса, а также облегчении поиска нормативного материала и юридической литературы.
По каждой теме, выносимой на занятия, дается примерный план ее изучения, которого целесообразно придерживаться. Нормативный материал приведен в перечнях нормативных актов. При пользовании этими перечнями следует иметь в виду, что они носят лишь примерный характер и не исключают выявления студентами иных, в частности новейших, нормативных актов. Для этого студенты должны обращаться к таким официальным изданиям: «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ» и другие, а также следить за публикациями нормативных актов в периодической печати («Российская газета», «Российские вести», «Экономика и жизнь» и др.)[2].
Наряду с ними при изучении всех тем курса можно пользоваться сборниками нормативных актов, которые регулярно издаются рядом издательств, в частности следующими: Гражданское законодательство: сб. нормативных актов / сост. Н. Н. Резник. М., 2002; Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по гражданским делам / сост. А. П. Сергеев. З-е изд., М., 2004.
Весьма удобным является пользование автоматизированными базами данных по действующему законодательству, которые распространяются среди пользователей специализированными фирмами СПС «Гарант», «Консультант Плюс», «КИТ».
При изучении рекомендованных нормативных актов необходимо учитывать, что со времени их принятия во многие из них внесены изменения и дополнения. В комплексе даны ссылки на те источники, в которых нормативные акты изложены в последней редакции. Если в целом нормативные акты в их последней редакции не публиковались, указаны источники, в которых опубликованы внесенные в них изменения и дополнения. Нормативные акты приводятся по состоянию на 1 декабря 2007 г.
Помимо перечня нормативных актов также приводится список литературных источников, рекомендуемых для подготовки к занятиям. Наряду с учебной и научно-практической литературой указываются наиболее доступные научные работы монографического характера, обращаться к которым необходимо для того, чтобы разобраться в наиболее сложных теоретических вопросах той или иной темы.
Для изучения курса в целом рекомендуется использовать следующие учебники, учебные пособия и комментарии:
Абушенко Д.Б. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов. - "Волтерс Клувер", 2006 г.
Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. В.В.Ярков. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
Арбитражный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. Я.Ф.Фархтдинова и др. СПб., 2004.
Арбитражный процесс: Учебник для студ. Юр. Вузов и фак./ Под ред. М.К. Треушникова. - М.: Городец, 2005. - 672с*
Комментарий в Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Ф.Яковлева, М.К. Юкова. М., 2003.
Приходько А.И. Воспрепятствование разрешению дел в арбитражных судах: актуальные вопросы судебного правоприменения. - "Волтерс Клувер", 2006 г.
Рогожин Н.А. Арбитражный процесс: Курс лекций. - ЗАО Юстицинформ, 2006 г.
Ярков В.В. Гражданский и арбитражный процесс. Исполнительное производство. Обязательственные отношения: Образцы документов с комментариями - "Волтерс Клувер", 2005 г.
При пользовании названными и тем более ранее изданными литературными источниками следует иметь в виду, что некоторые содержащиеся там положения уже устарели в связи с развитием законодательства, а потому требуют известной корректировки. Большую помощь при изучении новейшего законодательства может оказать знакомство с публикациями в юридических журналах, таких как «Арбитражная практика»[3], «Государство и право», «Правоведение», «Хозяйство и право», «Российская юстиция» и др.
Освоение студентами курса «Арбитражное судопроизводство» связано с необходимостью самостоятельной работы, а именно: изучением теоретического материала по темам программы, подготовкой к семинарским занятиям, изучением отдельных источников законодательства и практики их применения, а также источников специальной литературы. При этом студент должен использовать исторический метод, метод сравнительного правоведения и др.
Приведенный в программе перечень основного нормативного материала имеет как учебную цель - показать студентам многообразие источников правового регулирования арбитражного процесса, так и прикладное значение - помощь в практическом применении законодательства и отыскании необходимого нормативного акта.
Традиционными формами преподавания являются лекции и семинары. Возможности каждой из них ограничены: лектор не в состоянии раскрыть весь материал темы лекции, он, и не намеревается достигнуть этого, он обозначает проблемные вопросы, предлагает их решение аудитории, освещает различные позиции, преимущества и недостатки их обоснования. Семинары представляют собой более дискуссионные формы обучения, в которых, как правило, проверяется степень освоенности студентами теоретического материала, разбираются практические задачи. Между тем успех учебы студента зависит в большей степени от его стремления и усердия. Сколько времени посвящает студент работе, например в библиотеке, зависит только от него самого. Именно поэтому существует еще одно учебное «мероприятие», неофициальное и самое основное, - это самостоятельная работа. Самостоятельность – основная, сквозная мысль получения юридического образования. Это предполагает исход инициативы от учащегося, для поддержания которой созданы все внутренние инструменты вуза.
Порой свобода налагает большую ответственность, чем рамки. В этом случае эффект от студента, который хочет учиться, будет вдвойне, а тот, кто не желает, лишь ускорит естественный процесс собственного исключения из учебной среды (без желания результатов не будет ни при какой системе).
При организации самостоятельной работы студентам можно порекомендовать следующие универсальные подходы, которые помогут освоить не только курс «Арбитражное судопроизводство», но и иные изучаемые дисциплины:
- бережное отношение к своему собственному времени, когда следует планировать время сообразно необходимому объему выполняемой учебной работы;
- выработать систематический подход к изучению дисциплины, а не использовать излюбленный прием студента: «Все за одну ночь накануне экзамена»;
- использовать и составлять самостоятельно различные схемы по тем или иным вопросам курса;
- подходить к обучению с простым осознанием необходимости получения знаний для достижения таких задач как реализация себя в профессиональной деятельности, так и для достижения более приземленных потребностей человека в пище, еде, в комфортном образе жизни;
- не воспринимать процесс обучения как необходимость сдать экзамен или зачет, а свободно и с интересом постигать все новое, ибо юридическое образование – это, прежде всего, сам способ и порядок мышления.
Примеры тестовых заданий