Международная торговля и охрана окружающей среды
Основной из основных организацией, регулирующей вопросы взаимосвязи международной торговли и охраны окружающей среды является Всемирная торговая организация. К числу наиболее значимых положений, регулирующих деятельность ВТО и имеющих отношение к окружающей среде, относится статья ХХ ГАТТ, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм (СФСН) и Соглашение по техническим барьерам и торговле (ТБТ).
Статья ХХ ГАТТ «общие исключения» касается охраны окружающей среды, когда принимаемые меры, «необходимых для защиты жизни и здоровья человека, животных и растений» (ХХ ГАТТ (b); на практике, как правило, в отношении продуктов) или «относятся к сохранению истощаемых природных ресурсов» (ХХ ГАТТ (g)). Страна, оспаривающая природоохранную (или иную) меру, должна аргументировано заявить о нарушении статьи I ГАТТ (о применении режима наибольшего благоприятствования), III ГАТТ (о применении национального режима в отношении внутреннего налогообложения и регулирования) или XI ГАТТ (отмена количественных ограничений) или иного соглашения ВТО.
В СФСН предусматривается, что в случае применения ограничений в торговле они должны соответствовать признанным международным нормам. Применение любых иных норм должно основываться на надёжных научных данных и процедуре проведения оценки риска, а также положениях, созданных для того, чтобы пострадавшие стороны могли потребовать представления обоснованного оправдания.
ТБТ предназначено для снижения возможности стран использовать технические нормы как скрытые барьеры в торговле.
Однако при отсутствии согласованных международных норм (например, в рыболовстве) ссылка на необходимость защиты жизни людей, животных и растений многими странами используется как скрытый протекционизм, в тоже время многие защитные меры правомерны.
На Доха-раунде обозначился диапазон расширения природоохранных положений в контексте проводимых ВТО переговоров. Вынесенные на обсуждение вопросы касаются:
· взаимосвязи между существующими правилами ВТО (в частности, в отношении соблюдения принципа недискриминации при применении режима наибольшего благоприятствования) и конкретными торговыми обязательствами, которые предусмотрены многосторонними соглашениями по охране окружающей среды (МСОС).
· сокращения или, в зависимости от ситуации, ликвидации тарифных и нетарифных барьеров для экологически чистых товаров и услуг;
· уточнения и совершенствования мер регулирования ВТО в отношении субсидирования рыболовства, учитывая значение этого сектора для развивающихся стран;
· уточнения политики, связанной с отражением на этикетке экологических свойств продукции (включая экологическую маркировку).
Для обозначения экологических характеристик продукции в международной практике начинают использоваться различные маркировки по системе ИСО, которые можно свести к трем основным типам.
Тип 1(ИСО 14024): в маркировке даётся сравнение продукции с другой продукцией в пределах одной и той же категории, и маркировка присваивается той продукции, которая является более предпочтительной с точки зрения экологии на протяжении всего её жизненного цикла. Критерии устанавливаются независимым органом и контролируются посредством процесса сертификации или аудита. Такое ранжирование продукции требует принятия сложных решении: представьте себе два в целом идентичных продукта, один из которых загрязняет воздух, а другой - воду. Какой из них лучше?
Тип 2(ИСО 14021): маркировка представляет собой экологическую характеристику товаров, данную их изготовителями, импортёрами или распространителями. Они не проходят независимой проверки, в них не используются заранее определённые и принятые критерии для оценки и, вероятно, это наименее информативный вид экомаркировки. Этикетка, на которой указано, что продукт является «разлагаемым микроорганизмами», без определения этого термина, является маркировкой типа 2.
Тип 3(ИСО 14025): перечисление воздействий продукта на окружающую среду в течение всего жизненного цикла. Эта маркировка идентична этикетам на пищевых продуктах, где указывается содержание жира, сахара или витаминов. Категории информации могут устанавливаться сектором промышленности или независимыми органами. В отличие от маркировки типа 1, в данном случае продукт не оценивается - это делают потребители. Критики ставят под сомнение тот факт, что средний потребитель располагает временем и знаниями для того, чтобы судить, например, является ли выделение серы более опасным, нежели выделение кадмия.
К многосторонними соглашениями по охране окружающей среды МСОС, которые имеют особенно большое значение для режимов торговли относятся следующие:
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Стороны могут экспортировать опасные отходы только на территорию другой Стороны Конвенции, которая не запретила их импорт и дала согласие на импорт в письменном виде. Обычно Стороны не могут осуществлять импорт из страны, не являющейся Стороной Конвенции, или осуществлять экспорт в такую страну. Они также обязаны препятствовать импорту или экспорту опасных отходов, если у них есть основания считать, что отходы не будут в месте назначения подвергаться экологически безвредной обработке. Поправка о запрете предусматривает заппрет на весь экспорт из стран ОЭСР в страны, не входящие в ОЭСР.
Конвенция о международной торговле видами, находящимися под угрозой уничтожения 1973 г. запрещает коммерческую международную торговлю видами, находящимися под угрозой уничтожения, включенными в согласованный список. Она также регламентирует и контролирует (с помощью разрешений, квот и других мер ограничения) торговлю другими видами, которые могут оказаться под угрозой исчезновения.
Монреальски протокол по вещам, разрушающим стратосферный азоновый слой 1985 г. В Протоколе перечислены определённые вещества, являющиеся озоноразрущающими, и в целом протоколом запрещается всякая торговля этими веществами между государствами- Сторонами и государствами, не являющимися Сторонами протокола. Аналогичные запреты могут осуществляться в отношении сторон в рамках предусматриваемой Протоколом процедуры случае невыполнении требований. Протокол также предусматривает разрешение вводить запреты на импорт продукции, изготовленной с использованием озоноразрущающих веществ, но не содержащих таких веществ, т.е. запрет, основанный на методах обработки и производства.
Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия (ПИК) в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле. Стороны могут решить, с какими химическими веществами и пестицидами из согласованного по Конвенции списка они могут обращаться безопасно, и поэтому они не будут импортировать их. Когда же торговля контролируемыми веществами происходит, должны соблюдаться требования в отношении маркировки и информации. Решения, принимаемые Сторонами, должны быть нейтральными по отношению к торговле: если какая- либо из Сторон принимает решение не давать согласия на импорт данного химического вещества, она также должна прекратить собственное производство этого вещества для внутреннего потребления, а также всякий импорт из государств, не являющихся Сторонами Конвенции.
Картахенский протокол о биологической безопасности. Стороны могут ограничивать импорт некоторых живых генетических модифицированных организмов (ГМО) в рамках подробно описанной процедуры минимизации и устранения риска. Живые ГМО, которые будут преднамеренно выпускаться в окружающую среду, подпадают под действие технически сложной процедуры обоснованного согласия, а те ГМО, которые предназначены для потребления в качестве пищи, корма для животных или переработки, должны сопровождаться документами, удостоверяющими их характеристики.