Значение лекции для практической деятельности. благодаря полученным знаниям студенты должны быть способны реально оценить и осознать, что такое бюджетный процесс
благодаря полученным знаниям студенты должны быть способны реально оценить и осознать, что такое бюджетный процесс, в чем заключаются основы налоговой политики в Украине, какую финансовую деятельность осуществляют банки.
Цель и задачи
Усвоить программный материал, научить применять полученные знания для анализа основных правовых явлений, правильно ориентироваться в конкретных правовых ситуациях, пользоваться нормативно-правовыми актами, применять финансовое законодательство в практической деятельности.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере сбора, распределения и использования органами государственной власти и местного самоуправления средств в целях обеспечения выполнения возложенных на эти органы задач и функций.
Бюджет - план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления в Украине.
Бюджетная система состоит из Государственного бюджета Украины и местных бюджетов.
Бюджетный процесс — это регламентированная законодательством деятельность по составлению, рассмотрению, утверждению бюджетов, их исполнению и контролю за ним, утверждению отчетов об исполнении бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины.
Система налогообложения — это совокупность налогов, уплачиваемых в бюджеты и государственные целевые фонды в установленном законами Украины порядке, а также права, обязанности и ответственность плательщиков.
Налог - обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или в государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами о налогообложении.
Банки — это финансовые учреждения, функцией которых является кредитование субъектов хозяйственной деятельности и граждан за счет привлечения средств предприятий, учреждений, организаций, населения и других кредитных ресурсов, кассовое и расчетное обслуживание народного хозяйства, выполнение валютных и других банковских операций, предусмотренных действующим законодательством.
1. Финансовое право и финансовая система Украины
Финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере сбора, распределения и использования органами государственной власти и местного самоуправления средств в целях обеспечения выполнения возложенных на эти органы задач и функций.
Оно регулирует определенную сферу государственного управления, связанную с распределением и перераспределением национального дохода страны. В этих отношениях проявляется организационная роль органов государственной власти и местного самоуправления, поэтому по характеру они являются властно-имущественными. Это главный признак, отличающий финансово-правовые отношения от других отношений денежного характера. Например, отношения государственных сберкасс и граждан, сдающих деньги на хранение, имеют гражданско-правовой характер.
В финансовом праве используется властный метод воздействия государства на субъектов финансово-правовых отношений. Они должны действовать строго в пределах правовых норм. Финансово-правовые отношения строятся на принципе неравенства сторон.
Предметом регулирования финансового права является бюджетная система Украины, порядок распределения доходов и расходов между ее звеньями; порядок подготовки, принятия и исполнения Государственного бюджета Украины и местных бюджетов; система налогообложения, виды, размеры и сроки уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет; основы создания финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков, оказание финансовых услуг и функционирование финансовых учреждений; порядок государственного финансирования и кредитования, образование и погашение государственного внутреннего и внешнего долга; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы.
Финансово-правовые отношения могут возникать между государством в целом и его административно-территориальными образованиями (Автономной Республикой Крым, областями, районами, городами, районами в городах, поселками и селами); между центральными и местными органами исполнительной власти и местного самоуправления; государственными финансовыми органами и предприятиями, учреждениями и организациями; между государственными финансовыми органами и населением.
2. Бюджетная система
Вопросы бюджета регулируются статьями 95—98 Конституции Украины и Бюджетным кодексом Украины от 21 июня 2001 г. Бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления в Украине.
Бюджетная система состоит из Государственного бюджета Украины и местных бюджетов. К местным бюджетам относятся бюджет Автономной Республики Крым, бюджеты областей, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления (территориальных громад сел, поселков, городов и их объединений).
Сводный бюджет Украины состоит из совокупности показателей всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины. Он используется для анализа и определения основ государственного регулирования социально-экономического развития Украины.
Бюджетная система Украины основывается на принципах:
1) единства бюджетной системы Украины, которое обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
2) сбалансированности, то есть соответствия полномочий на осуществление расходов бюджета объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;
3) самостоятельности — государство средствами государственного бюджета не несет ответственности по бюджетным обязательствам органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, а органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления средствами соответствующих бюджетов не несут ответственности по бюджетным обязательствам друг друга, а также по бюджетным обязательствам государства;
4) полноты — включению в состав бюджетов подлежат все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, осуществляемые в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;
5) обоснованности — бюджет формируется на реалистических макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета;
6) эффективности — при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к максимальному достижению запланированных целей при привлечении минимально достаточного объема бюджетных средств;
7) субсидиарности — распределение расходов между государственным и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении оказания общественных услуг их потребителю;
8) целевого использования бюджетных средств только по бюджетным назначениям;
9) справедливости и непредвзятости распределения общественного богатства между гражданами и территориальными громадами;
10) публичности и прозрачности — Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения по отчету об их исполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами;
11) ответственности участников бюджетного процесса — каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействие на каждой его стадии.
Бюджетный процесс — это регламентированная законодательством деятельность по составлению, рассмотрению, утверждению бюджетов, их исполнению и контролю за ним, утверждению отчетов об исполнении бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины.
Кабинет министров Украины не позднее 15 сентября каждого года представляет Верховной Раде Украины проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год. Вместе с проектом представляется доклад о ходе исполнения Государственного бюджета Украины текущего года. Государственный бюджет Украины утверждается ежегодно Верховной Радой Украины на период с 1 января по
31 декабря (бюджетный год), а при особых обстоятельствах — на иной период.
Регулярные отчеты о доходах и расходах Государственного бюджета Украины публикуются в средствах массовой информации.
Понятие налога и его виды
Система налогообложения — это совокупность налогов, уплачиваемых в бюджеты и государственные целевые фонды в установленном законами Украины порядке, а также права, обязанности и ответственность плательщиков.
Каждое государство устанавливает собственную систему налогообложения, то есть определяет налогоплательщиков, объекты налогообложения, виды налогов и порядок их уплаты. Тип системы налогообложения определяется соотношением четырех секторов формирования налогов и сборов (обязательных платежей): государственного; коммерческого; финансового сектора; населения.
Эти вопросы регулируются Законом Украины "О системе налогообложения" от 18 февраля 1997г. В соответствии с этим Законом, установление и отмена налогов в бюджеты и в государственные целевые фонды осуществляется Верховной Радой Украины в пределах, установленных этим Законом, другими законами Украины о налогообложении. Верховной радой Автономной Республики Крым, сельскими, поселковыми, городскими советами. Верховная Рада Автономной Республики Крым, сельские, поселковые, городские советы имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм, поступающих в их бюджеты.
Под налогом следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или в государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами о налогообложении. Налоги уплачивают в определенном размере и в четко определенные сроки.
Государственные целевые фонды — это фонды, созданные в соответствии с законами Украины и формируемые за счет определенных законодательными актами налогов. Все государственные целевые фонды, кроме Пенсионного фонда Украины, включаются в Государственный бюджет Украины.
Основные признаки налога:
1) принудительность и обязательность, то есть отсутствие у плательщика выбора (платить или не платить) и установление ответственности за уклонение от уплаты налога;
2) безвозмездность, то есть направленность средствотплательщика к государству, отсутствие встречных обязательств со стороны государства;
3) безусловность, то есть уплата налога без выполнения каких-либо действий со стороны государства;
4) нецелевой характер, отсутствие четких указаний относительно направлений использования поступлений от определенного налога;
5) распределение средств от конкретных налогов между бюджетами разных уровней и государственными целевыми фондами;
6) безвозвратность, то есть средства, уплаченные в виде налогов, не возвращаются к плательщикам.
Функции налогов:
а) фискальная — наполнение бюджетов всех уровней;
б) контрольная — проверка эффективности функционирования налоговой системы;
в) распределительная — распределение части национального дохода по разным сферам удовлетворения общественных нужд;
г) регулирующая — обеспечение стимулирования одних отраслей общественного производства и сдерживание других.
Все налоги можно разделить на виды по различным признакам.
В зависимости от характера плательщика различают: налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т. п.), налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на промысел и т. п.).
По форме обложения налоги подразделяются на прямые и косвенные.
К прямым, или прибыльно-имущественным, относятся налоги, уплачиваемые в процессе приобретения и накопления материальных ресурсов. Они определяются размером объекта налогообложения, включаются в цену товара и уплачиваются производителем или собственником. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на: личные налоги, уплачиваемые плательщиком за счет и в зависимости от полученного им дохода (прибыли) и с учетом его платежеспособности, и реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества (земли, строения) из расчета, в основе которого лежит не действительная, а предполагаемая прибыль.
К личным налогам относятся: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности и т. п.
Реальными налогами являются:
налог на недвижимое имущество (недвижимость), плата (налог) за землю, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.
Косвенные налоги (налоги на потребление) взимаются в процессе реализации товаров или услуг, включаются в виде надбавки к их цене и уплачиваются потребителем. Это — акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, государственная пошлина.
Согласно Закону Украины "О системе налогообложения" все налоги в зависимости от органа государственной власти и местного самоуправления, который их устанавливает, делятся на общегосударственные и местные.
Общегосударственные налоги устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории Украины. Налог на недвижимое имущество (недвижимость), плата (налог) за землю, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, налог на промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, сбор за загрязнение окружающей природной среды на территории Автономной Республики Крым устанавливаются Верховной Радой АРК в границах предельных размеров ставок, установленных законами Украины.
К местным налогам отнесены:
1) налог с рекламы и
2) коммунальный налог.
В зависимости от характера использования налоги делятся на налоги общего назначения и специальные (целевые) налоги. Налоги общего назначения используются на общегосударственные нужды без конкретизации мероприятий или расходов. Специальные налоги зачисляются в государственные целевые фонды и используются исключительно на финансирование конкретных расходов (сбор на обязательное социальное страхование, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование).
По периодичности взыскания налоги бывают единовременными, т. е. такими, которые платятся один раз в течение определенного отрезка времени (чаще всего, налогового периода) за осуществление определенных действий (налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, налог с имущества, которое наследуется или дарится и т. п.), и систематические (регулярные), то есть такие, которые платятся периодически (ежемесячно, ежеквартально).
Налогоплательщиками являются юридические и физические лица, на которых, согласно законам Украины, возложена обязанность платить налоги.
Учет налогоплательщиков осуществляется государственными налоговыми администрациями и другими государственными органами в соответствии с законодательством. Налогоплательщики делятся по отношению к государству на национальных (резидентов) и иностранных (нерезидентов) плательщиков. По статусу различают такие категории плательщиков как юридические и физические лица.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), добавленная стоимость продукции (работ, услуг), стоимость продукции (работ, услуг), в том числе таможенная, или ее натуральные показатели, специальное использование природных ресурсов, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, определенные законодательными актами о налогообложении.
3. Предмет и метод банковского права, источники банковского права, банковские правоотношения
Понятие и виды банков
Банки — это финансовые учреждения, функцией которых является кредитование субъектов хозяйственной деятельности и граждан за счет привлечения средств предприятий, учреждений организаций, населения и других кредитных ресурсов, кассовое и расчетное обслуживание народного хозяйства, выполнение валютных и других банковских операций, предусмотренных действующим законодательством.
Банки являются главным звеном в финансовой системе государства.
Правовой статус банков и порядок осуществления банковской деятельности в Украине определяются статьями 99, 100 Конституции Украины и законами Украины "О Национальном банке Украины"
от 20 мая 1999 г. и "О банках и банковской деятельности" от 7 декабря
2000 г.
Банки являются юридическими лицами, экономически самостоятельными и полностью независимыми от исполнительных и распорядительных органов государственной власти в решениях, связанных с их оперативной деятельностью, а также относительно требований и указаний, не соответствующих действующему законодательству. Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банков, кроме случаев, когда стороны берут на себя такую ответственность.
Банковская система является двухуровневой и состоит из Национального банка Украины и других банков, образованных в соответствии с законодательством Украины, в том числе Внешнеэкономического банка Украины, Сберегательного банка Украины. Различают универсальные и специализированные (сберегательные, инвестиционные, ипотечные, расчетные) банки.
Национальный банк Украины — центральный банк государства, его эмиссионный центр. Он проводит единую государственную политику в сфере денежного обращения, кредита, укрепления денежной единицы, организует межбанковские расчеты, координирует деятельность банковской системы в целом, определяет курс денежной единицы относительно валют других стран. Ему принадлежит монопольное право на выпуск денег в обращение, а также выпуск национальных дензнаков по решению Верховной Рады Украины. Основной функцией Национального банка Украины является обеспечение стабильности денежной единицы Украины.
Национальный банк Украины создает Государственную казну республики и организует ее деятельность, хранит резервные фонды дензнаков, драгоценные металлы и золотовалютные запасы.
Национальный банк Украины представляет интересы государства в центральных банках других стран, в международных банках и других финансово-кредитных организациях, где межгосударственное сотрудничество предусмотрено на уровне центральных банков.
Национальный банк Украины в соответствии с законодательством Украины накапливает золотовалютные резервы, зачисляемые на его баланс, осуществляет операции по их размещению (в том числе и в иностранных банках) самостоятельно или через банки, уполномоченные им на выполнение внешнеэкономических операций. Национальный банк Украины в соответствии с законодательством Украины осуществляет регулирование и банковский надзор за деятельностью других банков.
Руководящими органами Национального банка Украины является Совет Национального банка Украины и Правление Национального банка Украины.
Совет Национального банка Украины разрабатывает основные принципы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль за ее проведением.
Правление Национального банка Украины принимает решения об экономических средствах и методах, необходимых для реализации основных принципов денежно-кредитной политики (об эмиссии валюты Украины и изъятии из обращения банкнот и монет, об изменении процентных ставок Национального банка Украины, о формировании резервов и покрытии финансовых рисков Национального банка Украины относительно минимального размера золотовалютных резервов Национального банка и др.); устанавливает порядок предоставления лицензий на ведение банковских операций, а также других лицензий, издает нормативные акты Национального банка, осуществляет иную деятельность по выполнению его функций согласно Закону Украины
"О Национальном банке Украины" и Уставу Национального банка Украины.
Правление Национального банка Украины состоит из председателя Правления, его заместителей и членов Правления.
Банки в Украине создаются в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или кооперативного банка. Участниками банка могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, а также государство в лице Кабинета Министров Украины или уполномоченных им органов. Участниками банка не могут быть юридические лица, в которых банк имеет существенное участие, объединения граждан, религиозные и благотворительные организации.
Банк действует в соответствии с уставом, в котором определены: наименование банка, его местонахождение; организационно-правовая форма; виды деятельности, которые намеревается осуществлять банк; размер и порядок формирования уставного капитала банка, виды акций банка, их номинальная стоимость, форма выпуска акций (документарная или бездокументарная), количество акций, покупаемых акционерами; структура управления банком, органы управления, их компетенция, порядок принятия решений, а также иные данные, не противоречащие законодательству Украины.
Банки могут открывать на территории Украины и за ее пределами филиалы и представительства по согласованию с Национальным банком Украины.
В соответствии с действующим законодательством банки имеют право создавать следующие банковские объединения:
банковскую корпорацию, банковскую холдинговую группу, финансовую холдинговую группу. Банки также могут быть участниками промышленно-финансовых групп с соблюдением требований антимонопольного законодательства Украины.
Вопросы для самостоятельной проверки знаний
1. Что такое финансовое право? Его предмет и метод.
2. Что такое бюджетный процесс?
3. Что такое налоговая система?
4. Дайте определение налога.
5. Чем, по Вашему мнению, является банк: учреждением или предприятием?
6. Какую финансовую деятельность осуществляет Национальный банк Украины?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРИМЕРЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Задача
Тремя лицами было учреждено полное хозяйственное общество "Таврия". Доля каждого участника в имуществе общества была равна. В связи с банкротством при ликвидации полного хозяйственного общества "Таврия" его имущества не хватило для расчетов с кредиторами. Поэтому долг был удовлетворен за счет 3-х грузовых автомашин и 2-х станков, принадлежащих одному из трех учредителей общества.
Вопрос: Правомерно ли удовлетворен долг кредиторов? В случае нарушения имущественных прав, что может предпринять владелец транспортных средств и другого оборудования,за счет которого удовлетворен долг?
РЕШЕНИЕ
Согласно ст. 74 Закона Украины "О хозяйственных обществах", участник общества, уплативший полностью долги общества, вправе обратиться с регрессным требованием в соответствующей части к остальным участникам, несущим перед ним ответственность пропорционально своей доле в имуществе общества.
Долг удовлетворен правомерно.
ТЕСТЫ
Тест 1. Всеукраинский референдум назначается:
1. Конституционным Судом Украины;
2. Председателем Верховной Рады Украины;
3. Президентом Украины;
4. Кабинетом министров Украины.
Тест 2. Назовите хозяйственные преступления:
1. халатность;
2. получение взятки;
3. незаконная торговая деятельность;
4. разглашение коммерческой тайны.
Тест 3. Кто вправе осуществлять юридическое обслуживание
государственных предприятий:
1. судья местного суда по совместительству;
2. юрисконсульт;
3. адвокат;
4. государственный нотариус?
Тест 4. Заработная плата выплачивается работникам за время ежегодного отпуска не позднее, чем:
1. за две недели до начала отпуска;
2. за одну неделю до начала отпуска;
3. за один день до начала отпуска;
4. за три дня до начала отпуска?
Тест 5. Правоспособность граждан наступает с момента:
1. поступления на работу;
2. рождения;
3. достижения совершеннолетия;
4. достижения 14-летнего возраста.
ЛЕКЦИЯ № 4
ТЕМА: «Гражданское законодательство»
Время 2 часа (1 час 20 мин.)
Основные вопросы
1. Понятие гражданского права и гражданского правоотношения.
2. Понятие собственности и права собственности.
3. Понятие, виды и формы гражданско-правовых сделок.
4. Сроки в гражданском праве.
5. Основы наследственного права.