Методические рекомендации по выполнению срс

по дисциплине «Статистика»

Важным компонентом изучения материала дисциплины является самостоятельная работа студентов. Это и проработка материала лекций, изучение основной и дополнительной литературы, практикумов, решение на компьютере практических задач, выданных на самостоятельную подготовку, выполнение и оформление исследовательских работ, подготовка к плановым занятиям, контрольной работе и экзамену.

Целью самостоятельной работы обучаемых является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по дисциплине, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Методологическую основу самостоятельной работы составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где необходимо проявить знание изучаемой дисциплины.

Процесс организации самостоятельной работы обычно включает в себя следующие этапы:

— подготовительный (определение целей, составление плана, подготовка методического, документарного и литературного обеспечения изучаемой темы);

— основной (реализация плана, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

— заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, выводы по изучаемой теме).

Время на самостоятельную работу берется из соответствующей графы учебно-тематического плана. Объем часов на самостоятельную работу по подготовке тематических рефератов устанавливаются в пределах их количества, установленного планом.

Приступая к изучению учебной дисциплины необходимо подготовить учебную литературу. Успех изучения данной учебной дисциплины студентами зависит от систематической индивидуальной работы по ее изучению. Такая работа должна быть ориентирована на основательное изучение:

— программы учебного курса;

— вопросов по темам курса;

— подготовки ответов на поставленные вопросы;

— рекомендуемой литературы;

— выполнению рефератов или исследования по заданным темам;

— решению задач.

Руководство выполнением самостоятельной работы студентов, предусматривает, следующие работы преподавателя:

— текущее собеседование и контроль;

— консультации;

— анализ, рецензирование, оценка, коррективы выполненной работы;

— перекрестное рецензирование;

— дискуссия.

При изучении дисциплины предусматривается проведение самостоятельной работы студента в форме реферата. Выполнение реферата осуществляется в виде письменной работы, где студент должен показать, степень владения проблематикой. Для того чтобы студент мог успешно справиться с этим видом работы ему следует своевременно ознакомиться с изучаемыми в рамках курса разделами и темами, при необходимости получить консультацию и совет преподавателя, а также ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к рефератам.

Рефера́т (лат. refero — доношу, сообщаю, излагаю) — краткое изложение содержания научной работы, книги или учения, оформленное в виде письменного публичного доклада; доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора соответствующих источников информации (научных трудов, литературы по теме). Реферат является адекватным по смыслу изложением содержания первичного текста.

Реферат является кратким изложением содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.

Реферат отражает главную информацию первоисточника. Реферат должен быть информативным, объективно передавать информацию, отличаться полнотой изложения, а также корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике.

Примерная структура реферата

Титульный лист.

Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).

Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего).

Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

Список литературы.

Приложение (таблицы, графики, схемы могут быть вынесены из основанной части, чтобы не перегружать ее деталями).


Требования к оформлению реферата

Объем реферата может колебаться в пределах 10-15 печатных страниц (без приложений). Размер шрифта - 14, TimesNewRoman, обычный; интервал между строк - 1,0; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм. Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается название темы реферата без слова "тема". Это название пишется без кавычек. Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, реферат по финансам).

Критерии оценки реферата

Актуальность темы исследования- 2 балла

Соответствие содержания теме- 1 балл

Глубина проработки и логика изложения материала- 2 балла

Самостоятельность выполнения работы- 2 балла

Правильность и полнота использования источников-2 балла

Соответствие оформления реферата стандартам- 1 балл

Общий балл - 10

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ (инфосообщений, докладов):

1. Статистическое изучение состава населения в РК.

2. Статистический анализ естественного движения и миграции населения в РК.

3. Роль и значение статистики в условиях рынка;

4. Стадии статистического исследования, их содержание в практической работе;

5. Организация государственной статистики в РК;

6. Переписи населения. Итоги переписи населения 1999 года;

7. Статистическое изучение численности населения. Показатели динамики численности населения.

8. Половозрастная структура населения. Показатели динамики численности населения.

9. Показатели естественного движения населения. Коэффициенты рождаемости и смертности населения.

10. Понятие миграции населения и ее виды. Показатели миграции населения.

11. Стат показатели браков и разводов.

12. Задачи, решаемые при помощи метода группировки в социально-экономическом анализе;

13. Ряды распределения, их виды и способы графического изображения;

14. Абсолютные и относительные величины, их способы выражения и методология расчета;

15. Выборочное наблюдение, система показателей и значение в условиях рынка;

16. Ряды динамики, их виды; примеры рядов динамики в финансово-банковской сфере;

17. Характеристика изменений уровней ряда динамики;

18. Динамический и структурный анализ доходов Государственного бюджета РК;

19. Динамический и структурный анализ внешнеторговых операций РК;

20. Изучение в рядах динамики основной тенденции развития;

21. Изучение все сезонных колебаний в рядах динамики производства и реализации товаров и услуг;

22. Задачи, решаемые при помощи индексов в рыночной экономике;

23. Индексный метод анализа динамики среднего уровня общественных явлений;

24. Индексный факторный анализ и его значение в рыночной экономике;

25. Методика построения агрегатного и среднего индексов;

26. Изучение взаимосвязей – важнейшая задача экономико-статистического анализа;

27. Виды и формы взаимосвязей социально-экономических явлений;

28. Методы изучения взаимосвязей;

29. Сущность и значение корреляционно-регрессивного метода изучения взаимосвязей;

30. Основные этапы корреляционно-регрессивного анализа;

31. Основные задачи и понятия множественной корреляции;

32. Основные статистические показатели деятельности зарубежных фирм.

33. Статистика валютно-финансовых отношений предприятий с зарубежными партнерами.

34. Статистика совместных предприятий.

35. Статистика коммерческих операций на международных биржах, торгах и аукционах.

36. Статистика посреднической деятельности на рынке

37. Статистика делового общения партнеров.

38. Статистика управления внешнеэкономической деятельности в РК.

39. Роль Совместных предприятий в развитии экономики РК.

40. Статистическая характеристика бирж. (фондовых, валютных, международных)

41. Статистика делового общения партнеров.

42. Основные понятия, группировки и классификации системы национальных счетов (СНС).

43. Предмет и задачи статистики денежного обращения. Показатели денежной массы и ее структуры.

44. Статистика кредитов. Система показателей статистики кредита.

45. Статистика финансов предприятий и организаций. Статистическое изучение источников формирования.

46. Статистика в туризме. Деятельность туристских фирм.

47. Труд и заработная плата в сфере туризма, подготовка кадров.

48. Международные туристские потоки.

49. Финансы туристской сферы.

50. Платные услуги в сфере туризма. Цены туристских услуг.

51. Инвестиции в сферу туризма. Туристские ресурсы.

52. Объем оказанных услуг в области туризма.

53. Основные результаты туристской индустрии.

54. Статистика инноваций. Стратегии качественных показателей выполнения Стратегии индустриально-инновационного развития РК.

55. Статистика информационно-коммуникационных технологий.

56. Задачи и основные понятия статистики страхования. Статистика социального страхования.

57. Статистика личного страхования. Статистика имущественного страхования.

58. Статистика торговли. (розничная, оптовая).

59. Статистика товарных рынков.

60. Статистика транспорта. Деятельность сухопутного груза; деятельность водного транспорта; деятельность воздушного транспорта; пути сообщения; перевозочная деятельность.

61. Статистика связи. Почтовая и курьерская деятельность. Электросвязь.

62. Статистика государственного бюджета. Состав расходов. Состав доходов.

63. Экономико-статистический анализ уровня и динамики брачности и разводимости РК.

64. Статистический анализ основных показателей занятости и безработицы РК.

65. Статистический анализ динамики численности и состава экономически-активного населения РК.

66. Статистический анализ использования рабочего времени (на примере конкретного предприятия).

67. Статистический анализ производительности труда:

- на примере конкретного предприятия;

- в регионе РК.

8. Статистический анализ уровня и дифференциации заработной платы, работающих на предприятии (организации):

- на примере конкретного предприятия;

- в регионе РК.

68. Статистическое изучение объема и состава национального богатства РК.

Статистический анализ основных фондов предприятия:

- на примере конкретного предприятия;

- в регионе РК.

69. Статистический анализ состояния оборотных фондов предприятия:

- на примере конкретного предприятия;

в регионе РК.

70 Статистическое изучение инвестиционных процессов:

- на примере конкретного предприятия;

- в регионе РК.

Статистический анализ показателей производства, распределения и использования ВВП в РК.

71. Статистический анализ показателей производства товаров и услуг в РК(по отраслям):

- промышленность;

- сельское хозяйство;

- строительство;

- транспорт;

- связь;

- торговля;

- общественное питание; заготовки;

- финансы, кредит, страхование.

72. Статистическое исследование конкуренции на товарном рынке в регионе.

73. Статистический анализ тенденции изменения товарной структуры розничного товарооборота РК.

74. Статистическое исследование спроса и предложения в регионе.

75. Статистическое изучение малого бизнеса в регионе.

76. Статистическое исследование цен и инфляции в регионе.

77. Статистическое исследование инфляционных процессов в РК.

78. Статистическое исследование финансового рынка в РК.

- кредитный рынок

- фондовый рынок

- валютный рынок

79. Статистическое изучение себестоимости продукции (на примере конкретного предприятия)

80. Статистический анализ эффективности производства:

- на примере конкретного предприятия;

- в регионе РК.

81. Статистический анализ показателей федерального бюджета РК.

82. Статистический анализ показателей поступления и расходования средств внебюджетных фондов РК.

83. Экономико-статистический анализ состава и использования денежных доходов и расходов населения РК

84. Экономико-статистический анализ динамики основных социально-экономических показателей:

- города ;

- региона.

85. Сравнительный экономико-статистический анализ показателей социально-экономического развития РК.

86. Статистический анализ уровня образования населения:

- города;

- региона.

87. Статистическое исследование влияния роста потребительских цен на бюджет семьи в РК.

88. Исследование системы основных национальных счетов: ее состав и принципы построения.

89. Статистический анализ показателей международной торговли в РК.

90. Статистическое исследование платежного баланса РК.

91. Статистический анализ показателей состояния и охраны окружающей среды РК

- атмосферный воздух

- водные ресурсы

- лесные ресурсы

- земельные ресурсы

92. Статистическая оценка природных ресурсов РК.

- водные ресурсы

- лесные ресурсы

- земельные ресурсы

Кроме того, самостоятельная работа студентов охватывает изучение учебников и учебных пособий по курсу, ознакомление с монографическими исследованиями и научными публикациями в периодической печати на данную тему, анализ фактических отчетных данных, решение практических задач по их применению, подготовку научных докладов, сообщений, рефератов, статей по отдельным аспектам и проблемам темы.

В ходе самостоятельной работы студентам необходимо научиться критически оценивать и анализировать теоретические и нормативные источники, уметь делать конкретные выводы, высказывать собственную точку зрения и предлагать собственные рекомендации по тем или иным вопросам. Все задания для самостоятельной работы выполняются в письменной форме.

Для выполнения заданий в рамках СРС студент должен изучить соответствующий лекционный материал, основную учебную и дополнительную литературу, нормативные правовые акты. Для облегчения поиска нормативно-правового материала целесообразно приобрести на электронном носителе (диск DVD) и использовать его постоянно в процессе работы.

При подготовке научного реферата, статьи, доклада, следует иметь в виду, что они являются формой самостоятельной работой, имеющей научный характер.

Для написания работы обязательным является использование как основной, так и дополнительной литературы. Желательным является привлечение практического материала по теме исследования.

При написании научной статьи или доклада вводная, заключительная и основная части не выделяются как самостоятельные (текст идет сплошной), но обязательно должны присутствовать. Сноски даются или постранично либо в конце статьи, обычно по сквозной нумерации.

Обязательным условием письменных работ является наличие списка использованных источников. Сначала указываются нормативно-правовые акты в порядке убывания их юридической силы (Конституция, закон, указ Президента и пр.), затем – специальная литература, расположенная в алфавитном порядке. Необходимо точно указывать автора и его инициалы, название работы, место, год издания, для статей – также название журнала (газеты), года, № (или даты издания), страниц, на которых напечатана статья; для нормативных правовых актов – их точное наименование, дату издания, ссылку на источник издания с указанием года, номера издания и номера статьи.

Не допускается механическое переписывание соответствующих положений из учебников, литературы и законодательства без их определенного осмысления и анализа. Оценка проведенной работы во многом будет зависеть от степени проявленной самостоятельности и творческого подхода студента. Обязательность, качество и своевременность выполнения заданий будут влиять на оценку рубежного контроля (промежуточного экзамена).

Самостоятельно выполняемые студентами задания проверяются в ходе плановых практических занятий и в часы индивидуальной работы.

ПЕРЕЧЕНЬ СРС ПО КУРСУ

№ темы Наименование темы Форма защиты Объем часов очн / заочн Неделя очн / заочн
1. Статистическая отчетность. Важнейшие международные организации и их статистические службы Представление статистических данных (статистические графики, картограммы и картодиаграммы). Функции статистических показателей Защита реферата,обсуждение, показ слайдов 5 / 6 1 / 1
2. Реформирование государственной статистики. Многомерные статистические группировки и прогнозирование структуры Аналитический отчет 6 / 8 2 / 1
3. Показатели размера и интенсивности вариации. Моменты распределения и их показатели. Предельно возможные значения показателей вариации и их применение. Распределение признаков 6 / 6 3 / 1
4. Определение необходимого объема выборки. Малая выборка. Области применения выборочного наблюдения в экономических исследованиях Исследование по выборке 6 / 6 4 / 1
5. Центральная роль СНС в СЭС. Основные пути совершенствования СЭС. Многоаспектность и иерархическая системы классификации. Системы кодирования информации. Важнейшие классификаторы и группировки СЭС Разработка группировки 6 / 6 5 / 2
6. Средние индексы. Важнейшие экономические индексы и их взаимосвязь. Построение индексов при обобщении данных по единицам совокупности и по элементам. Границы и условия применения индексного метода. Комплексное использование индексного и регрессионного метода анализа. Примеры использования индексов в экономико-статистических расчетах. Задачи на индексы 6 / 6 6 / 2
7. Методика построения балансов ОФ по полной и остаточной стоимости. Показатели мощности и использования оборудования. Методы исчисления амортизации. Изучение материалоемкости Национальное богатство в балансе народного хозяйства. Разработка таблиц 8 / 8 7,8/2
8. Валовой внутренний продукт, и расчет его производственным методом, распределительным методом и методом конечного использования. ВНД, методика его расчета. Национальный доход, методика определения факторов. Расчеты по счетам 8 / 6 9,10 / 2
9. Балансы рабочего времени. Особенности учета, выявление эффективного использования рабочего времени. Показатели использования рабочих мест. Анализ динамики производительности труда, изучение влияния факторов на изменение производительности труда с помощью индексного метода. Состав затрат на рабочую силу по элементам расходов, по отраслям, регионам и категориям работающих.   Решение задач и построение таблицы 6 / 6 11,12 / 4
10. Изучение уровня себестоимости единицы продукции, показатель затрат на единицу товарной продукции. Особенности статистического изучения себестоимости продукции в отдельных отраслях экономики. индекс себестоимости постоянного и переменного состава, структурных сдвигов. Решение задач 6 / 6 13 / 4
11. Анализ влияния на прибыль факторов: цены, себестоимости, объема и состава, структуры реализованной продукции. Понятие эффективности производства. Показатели, отражающие факторы повышения эффективности общественного производства. Решение задач 6 / 6
12. Основы финансово-экономических расчетов. Показатели денежного обращения.   Расчеты и решение 6 / 6
      75\76 15\4

См. методические указания

ТЕМАТИКА СРС

Наши рекомендации