Рекомендации для частей 2-4
Для обеспечения нормального функционирования сложных систем, где взаимодействуют разнообразные материальные, производственные, финансовые, информационные ресурсы и большие коллективы людей, автоматизированное управление может осуществляться как системой в целом, так и отдельными ее элементами. Соответственно и экономические автоматизированные информационные системы (ЭАИС) могут поддерживать управление объектом в целом - это интегрированные (корпоративные) ЭАИС, и выполнение отдельных управленческих функций или процессов управления - это локальные предметно-ориентированные ЭАИС. Поэтому разрабатываемая информационная система может быть сложной и многокомпонентной. В этом случае рекомендуется создавать и проектировать ее на основе исследований бизнес-процессов, используя функциональную декомпозицию процесса.
Любая ЭАИС должна поддерживать существующие между объектом и аппаратом управления информационные потоки и обеспечивать выполнение следующих процедур:
• сбор и регистрацию данных;
• накопление и хранение данных;
• подготовку информации к обработке и использованию;
• обработку информации с выполнением необходимых расчетов;
• формирование результатов обработки в виде, воспринимаемом человеком;
• передача информации потребителям для принятия управленческих решений.
При этом надо помнить, что организационно-экономическое управление поддерживается документацией, отказаться от которой пока невозможно, а поэтому ИС помимо информационной поддержки управленческих решений должны обеспечивать оформление этих решений в документальном виде (бумажном или электронном). Поэтому на выходе любой информационной системы должны быть отчеты, структура которых разрабатывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выходной документации, в рамках проводимых исследований по теме ВКР.
Процесс автоматизации объектов управления в общем случае имеет следующие цели:
• сокращение трудозатрат на выполнение типовых информационных процессов;
• сокращение численности управленческого персонала;
• внедрение новых информационных технологий, изменяющих условия и характер деятельности персонала;
Существуют различные подходы к решению проблемы автоматизации:
1. развитие (доработка) ИС в виде постановки и автоматизации решения новых задач или комплексов;
2. перевод на новые информационные технологии существующих задач ИС;
3. создание автоматизированной ИС в полном наборе подсистем, функций и комплексов задач.
4. В связи с этим существенно изменяются цели и задачи автоматизации, и методология выполнения проектных работ.
! Проблема проектирования заключается в том, что нельзя начинать техническую разработку, не имея тщательно проработанного проекта.
Документ, полученный в результате проектирования, носит название проект.
Целью проектирования является подбор технического и формирование информационного, математического, программного и организационно-правового обеспечения.
Подбор технического обеспечения должен быть таким, чтобы обеспечить своевременный сбор, регистрацию, передачу, хранение, наполнение и обработку информации.
Информационное обеспечение должно предусматривать создание и функционирование единого информационного фонда системы, представленного множеством информационных массивов, набором данных или базой данных.
Формирование математического обеспечения систем включает комплектацию методов и алгоритмов решения функциональных задач. При формировании программного обеспечения
систем особое внимание обращается на создание комплекса программ и инструкций пользователя и выбор эффективных программных продуктов.
Основными задачами проектирования являются:
• оказание влияния на улучшение организации учетной, и плановой и аналитической работы;
• выбор оборудования и разработка рациональной технологии решения задач;
• составление графиков прохождения информации как внутри, так и между производственными и функциональными подразделениями;
• создание БД, обеспечивающей оптимальное использование информации, касающейся планирования, учета и анализа хозяйственной деятельности;
• создание нормативно-справочной информации
Технология проектирования определяется как совокупность трех составляющих:
• пошаговой процедуры, определяющей последовательность технологических операций проектирования;
• критериев и правил, используемых для оценки результатов выполнения технологических операций;
• нотаций (т.е. графических и текстовых средств), используемых для описания проектируемой системы.
Технология проектирования должна удовлетворять следующим общим требованиям:
1. Поддержка полного ЖЦ ПО;
2. Гарантированное достижение целей разработки ИС с заданным качеством и в
установленное время;
3. Возможность декомпозиции крупных проектов и выполнения их в виде подсистем;
4. Возможность ведения работ по проектированию отдельных подсистем небольшими группами (3-7 человек).
5. Возможность управления конфигурацией проекта, ведение версий проекта, возможность автоматического выпуска проектной документации;
6. Независимость проектных решений от средств реализации (СУБД, ОС, языков программирования);
7. Поддержка процесса проектирования комплексом средств автоматизации (CASE-средств).
Все участники проекта должны соблюдать ряд стандартных правил и соглашений. К таким стандартам относятся следующие.
Стандарт проектирования:
• набор необходимых моделей (диаграмм) на каждой стадии проектирования и степень их детализации;
• правила фиксации проектных решений на диаграммах, в т.ч. соглашения по терминологии, правила оформления диаграмм;
• механизм обеспечения совместной работы над проектом (регламент обмена проектной информацией, механизм фиксации общих объектов и т.д.), в т.ч. правила интеграции подсистем проекта, правила анализа проектных решений на непротиворечивость.
Стандарт оформления проектной документации:
• комплектность, состав и структура документации на каждой стадии проектирования;
• требования к ее оформлению (в т.ч. к содержанию разделов, пунктов);
• правила подготовки, рассмотрения, согласования и утверждения документации;
• требования к настройке издательских систем и CASE-средств для подготовки документации.
Стандарт интерфейса пользователя:
• правила оформления экранов (шрифты и палитра), состав и расположение окон и элементов управления;
• правила использования клавиатуры и мыши;
• правила оформления текстов помощи;
• перечень стандартных сообщений;
• правила обработки реакции пользователя.
При разработке или совершенствовании ИС следует:
• установить общую цель создания ИС, выявить все актуальные потребности компании, которые должны удовлетворяться проектируемой системой;
• исходя из направлений деятельности компании, дать описание технологии работы "как надо" каждого из подразделений;
• отображение технологии "как надо" на структуру компании, определение ее функционального состава и количества рабочих мест в каждом структурном подразделении компании, а также описание функций, которые выполняются (и автоматизируются) на каждом рабочем месте;
• дать описание основных путей прохождения входящих, внутренних и исходящих документов, а также алгоритмов и технологии их обработки;
• определить состав функциональных подсистем и задач, перечень задач и исполнителей;
• оценить объемы информации, которые должны поддерживаться и обрабатываться информационной системой;
• обосновать требования, предъявляемые к информационной базе, математическому и программному обеспечению, комплексу технических средств (включая средства связи и передачи данных);
• определить этапы создания системы и сроки их выполнения,
• провести предварительный расчет затрат на создание системы и определить уровень экономической эффективности ее внедрения.
Главным результатом анализа требований является построение логической моделисистемы (или модели требований), включающей:
• общую контекстную диаграмму потоков данных;
• детализированные диаграммы потоков данных для каждого важного процесса;
• спецификации основных процессов;
• определения данных на соответствующем уровне детализации.
•
Для одного и того же приложения возможно построение нескольких ER-диаграмм и нескольких иерархий функций: это может быть полезно для сложных задач с большим количеством объектов и связей. В этом случае естественно декомпозировать общую задачу и для каждой части создавать свою ER-диаграмму.