Освещение— одно из главных условий встречи зрителя с произведением искусства. В музее работа осветителя преследует различные цели и имеет свою специфику.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ» (ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)

КАФЕДРА ДИЗАЙНА КОСТЮМА

Отчетная работа по дисциплине БЖД

По теме: «Исследование Госуда́рственного музе́я изобрази́тельных иску́сств и́мени А. С. Пу́шкина со стороны безопасности жизнедеятельности»

Исполнила :

Дроздова М.С.

Руководитель: Тихонова Н. С.

МГУДТ 2015

Госуда́рственный музе́й изобрази́тельных иску́сств и́мени А. С. Пу́шкина (сокращённо ГМИИ им. А. С. Пушкина) — один из самых крупных и значительных в России и в мире музеев европейского и мирового искусства. Памятник архитектуры, расположен в центре Москвы по адресу: улица Волхонка, 12. Открыт 31 мая (13 июня) 1912 года.

Общие положения.

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» (далее – Музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина) в соответствии с Указом Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 294 «Об особо ценных объектах национального наследия России» отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1992 № 1487 – «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», – учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, несут ответственность за сохранность указанных объектов и их надлежащее использование.

Настоящие Правила направлены на обеспечение сохранности Музея как объекта культурного наследия, а также на обеспечение условий для публичного предоставления посетителям Музея доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, и являются обязательными к безусловному выполнению всеми лицами, находящимися на территории Музея.

Режимы работы зданий ГМИИ им. А.С. Пушкина на основании статьи 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утверждены ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) устанавливаются приказами Директора Музея. Предельные цены (тарифы) на оплату услуг Музея физическими или юридическими лицами устанавливаются приказами Директора Музея в соответствии с Письмом Минэкономики РФ от 20.12.1995 г. № 7-1026 «О методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары, услуги».

К территории Музея относятся экспозиционные залы, лестницы, коридоры, рекреационные и сервисные зоны, вестибюли и дворовые территории доступные для посетителей

. Освещение— одно из главных условий встречи зрителя с произведением искусства. В музее работа осветителя преследует различные цели и имеет свою специфику. - student2.ru

Вход в музей.

Вход в Музей осуществляется по билетам. Билеты могут быть приобретены посетителями в кассах Музея непосредственно в день посещения, а также заранее на сайте Музея.

Билеты на некоторые виды мероприятий и экскурсий могут быть объединены и реализуются посетителям комплектом в виде абонемента, подразумевающего объединение на одном бланке нескольких услуг.

Право внеочередного прохода в здания Музея (при наличии очереди на вход), а также приобретения входных билетов без очереди предоставляется:

  • Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы;
  • Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Трудовой Славы;
  • Ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  • Сотрудникам российских музеев и членам ИКОМ;
  • Инвалидам 1-й, 2-й и 3-й групп;
  • Посетителям с приобретенными заранее билетами и/или экскурсионными путевками, в т.ч. путем заказа билетов онлайн на официальном сайте Музея;
  • Беременным женщинам;
  • Женщинам с грудными детьми \ Семьям с детьми до 3-х лет.
  • Пожилым людям (от 70 лет).

Граждане вышеуказанных категорий проходят в Музей/приобретают/получают ранее оплаченные билеты вне очереди при предъявлении общегражданского паспорта и документов, подтверждающих их принадлежность к соответствующей категории, за исключением беременных женщин, женщин с грудными детьми и семей с детьми до 3-х лет.

На официальном сайте Музея (www.arts-museum.ru), на информационных справочных носителях у касс Главного здания Музея, на информационных справочных носителях у касс обособленных объектов размещен

  • перечень лиц, имеющих право на посещение Музея по льготному билету (оплата 50% стоимости билета);
  • перечень лиц, имеющих право на посещение Музея по бесплатному билету;
  • перечень лиц, имеющих право на посещение основной экспозиции Музея по бесплатному билету и выставок по льготному билету (оплата 50% стоимости билета) в определенные дни.

Льготы на посещение предоставляются при предъявлении соответствующего документа, подтверждающего льготу.

После приобретения билета посетитель предъявляет билет на стойке контроля при входе в зону действия билета, при этом билет гасится контролером и не предполагает повторного использования. В случае экстренной необходимости возвращения во входную зону после прохождения через стойку контроля, посетитель обязан обратиться к администратору или к контролеру на стойке контроля для согласования порядка повторного прохода в музейную зону.

Порядок обслуживания посетителей.

Музей осуществляет прием одиночных посетителей и экскурсионных групп.

Обслуживание одиночных посетителей включает оплаченный доступ на территорию Музея (в одну или несколько контрольных зон экспозиционного пространства или иную зону проведения мероприятий) без сопровождения экскурсовода. Посетители приобретают входной билет в соответствующую контрольную зону и предъявляют его на контроле. Входной билет дает право однократного посещения указанных в нем зон в день приобретения билета или в даты, указанные на билете, за исключением выходных дней Музея (дни, в которые не осуществляется доступ посетителей в экспозиционные пространства здания, не работают кассы, гардероб и другие службы). Информация о конкретных условиях действия и видах входных билетов указываются на официальном сайте Музея (www.arts-museum.ru).

Экскурсионное обслуживание включает оплаченный доступ на территорию Музея в сопровождении экскурсовода. Экскурсионные путевки (и экскурсионные абонементы) сами по себе не дают права посещения экспозиции Музея и требуют от участников экскурсии дополнительного приобретения входных билетов в зону ее проведения по цене в соответствии с категорией посетителя. Экскурсионное обслуживание проводится для групп на основе предварительной заявки, фиксирующей дату и время экскурсии. При осуществлении экскурсионного обслуживания экскурсовод обязан провести экскурсию на высоком профессиональном уровне, в соответствии с указанным в экскурсионной путевке временем и маршрутом (соответствующим заказу). Порядок заказа и оформления экскурсий, а также стоимость экскурсионного обслуживания устанавливаются отдельными приказами директора Музея.

Музей также осуществляет лекционные занятия, проводит акции и мероприятия.

Информация о проведении акций, мероприятий, лекционных занятий, о времени, дате, темах указана на официальном сайте Музея (ww.arts-museum.ru). Порядок входа на мероприятие может быть установлен дополнительно.

Посетители музея обязаны:

-Соблюдать настоящие Правила и общепринятые санитарно-эпидемиологические, экологические, этические нормы и правила.

-Выполнять требования сотрудников Музея по поддержанию общественного порядка.

-При индивидуальном посещении Музея приобрести входной билет/входные билеты на экспозицию и/или мероприятие в одно или несколько зданий Музея в порядке организованной очереди в кассах Музея, в дни и часы, в которые Музей открыт для посещения или, при наличии такой возможности, через официальный сайт Музея, согласно правилам, утвержденным в Музее и размещенным на официальном сайте Музея (www.arts-museum.ru/tickets);

-Для льготных категорий посетителей, предусмотренных локальными нормативными актами Музея (перечень указанных категорий размещен в информационном блоке касс Музея, а также на сайте Музея), вход на экспозиции Музея осуществляется на основании льготного/бесплатного билета на право льготного/бесплатного посещения, выдаваемого при предъявлении документа, удостоверяющего право на льготное/бесплатное обслуживание (паспорт, удостоверение, студенческий билет и иные документы).

-При экскурсионном посещении Музея приобрести в кассе Музея экскурсионную путевку, сформированную предварительно в экскурсионном бюро Музея или на сайте Музея посредством оплаты электронного заказа, а также входной билет. Экскурсионная путевка действительна только при наличии входного билета.

-При нахождении на территории Музея предъявлять входной билет/экскурсионную путевку/абонемент по требованию сотрудников Музея: музейных смотрителей, администраторов, контролеров, сотрудников службы безопасности Музея при исполнении ими своих обязанностей.

-Сдать в гардероб верхнюю одежду.

-Поместить в ячейку камеры хранения ручную кладь, размеры которой превышают 30×40 см: сумки, рюкзаки, кейсы, зонтики и прочее. Проход с ручной кладью, размеры которой превышают 30×40 см, но которая не может быть сдана в ячейку камеры хранения, в залы Музея запрещен.

-При утере жетона или ключа от ячейки камеры хранения, а также утрате личных вещей из гардероба или ячейки камеры хранения, посетитель должен обратиться к работнику гардероба или дежурному администратору. Посетитель несет ответственность за утерю жетона или ключа от ячейки камеры хранения.

-Для входа на экспозицию Музея пересечь линию контроля, оснащенную специальным оборудованием (металлодетекторами и аппаратами неразрушающего контроля) для осуществления проверки личных вещей посетителей.

- Предъявить на линии контроля по требованию сотрудника МВД или службы безопасности Музея (при исполнении ими своих обязанностей) для досмотра предметы ручной клади (сумки, портфели, рюкзаки, чемоданы, кейсы и др.). Лица, отказывающиеся предъявлять для осмотра имеющиеся при них вещи, в Музей не допускаются.

Посетителям с ограниченными физическими возможностями, использующим кардиостимуляторы или другое медицинское оборудование (лицам, сопровождающим таких посетителей) для организации прохода через линию контроля, рекомендуется обратиться к администратору Музея.

Посетитель с имплантированным аппаратом, стимулирующим сердечную деятельность, должен сообщить об этом до прохождения процедуры осмотра и представить документ, подтверждающий наличие кардиостимулятора. После этого посетитель может пройти осмотр без применения технических и специальных средств.

Осмотр посетителей с ограниченными физическими возможностями, передвигающихся на инвалидных колясках, осуществляется с помощью ручного металлоискателя и ручным (контактным) методом. Если посетитель с ограниченными физическими возможностями на инвалидной коляске использует кардиостимулятор или иное медицинское оборудование, чувствительное к воздействию ручного металлоискателя, то осмотр осуществляется ручным (контактным) методом.

-В случае обнаружения на территории Музея безнадзорных предметов немедленно сообщить об этом музейным смотрителям, сотрудникам Музея или сотрудникам службы безопасности Музея и не предпринимать самостоятельных действий по их удалению.

- В случае причинения материального ущерба Музею (музейным предметам, интерьерам, зданиям) возместить такой ущерб в сумме, оцененной экспертной комиссией. В случае несогласия посетителя возместить причиненный ущерб, Музей вправе осуществить свое требование в судебном порядке.

- При возникновении чрезвычайных ситуаций выполнять рекомендации и указания музейных смотрителей, администраторов, сотрудников службы безопасности Музея, подразделения полиции и других дежурных служб Музея.

- Во время посещения экспозиционных залов, лекций, экскурсий, мероприятий отключить или перевести в бесшумный режим ожидания все средства связи.

- Покинуть территорию Музея ко времени его закрытия, в случае окончания мероприятия после времени закрытия Музея – сразу после окончания мероприятия.

-Граждане, нарушающие установленный настоящими Правилами порядок, могут быть удалены с территории Музея и привлечены к ответственности, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации.

Посетителям Музея на территории Музея и музейного комплекса запрещается:

- Нарушать общественный порядок.

- Передвигаться на велосипедах, самокатах, роликовых коньках и иных подобных транспортных и спортивных средствах.

- Наносить надписи и расклеивать объявления, плакаты и другие виды материалов информационного характера.

- Осуществлять торговлю, распространять билеты, проводить экскурсии и осуществлять иную деятельность в целях получения доходов без письменного согласования с администрацией Музея.

-. Использовать аудиотехнику с включенными средствами звукоусиления, а также петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах.

- Наносить ущерб музейным предметам, элементам интерьера, музейному оборудованию и инвентарю, зданиям Музея.

- Прикасаться к музейным предметам, витринам и элементам интерьера, использовать для отдыха элементы декора (базы колонн, пьедесталы и т.п.).

- Отвлекать сотрудников Музея от исполнения ими своих должностных обязанностей;

- Заходить за установленные заграждения, а также в помещения и на территории, закрытые для посещения.

- Находиться в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

-. В соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение на территории Музея запрещено.

- Использовать электронные сигареты в помещениях Музея, распивать спиртные напитки, употреблять токсические и наркотические средства.

-. Входить в Музей в пачкающей одежде, а также с предметами, которые могут испачкать посетителей, и/или музейные предметы и элементы интерьера, находиться в верхней одежде в залах Музея, на лекциях и экскурсиях.

- Проносить огнестрельное оружие, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы, легковоспламеняющиеся, отравляющие, токсичные, ядовитые вещества.

- Проносить предметы ручной клади, габариты которой превышают 30×40 см (сумки, рюкзаки, портфели, кейсы), зонты, предметы спортивного инвентаря, музыкальные инструменты, цветы.

- Проносить в экспозиционные и лекционные залы любые жидкости в любой таре, включая бутилированные напитки.

- Находиться на территории Музея с любыми животными.

- Принимать любую пищу и напитки на всей территории Музея, за исключением территории, специально предназначенных для этих целей.

- Громко разговаривать в залах Музея, на лекциях и экскурсиях.

- Разговаривать в залах Музея, на лекциях и экскурсиях по мобильному телефону.

-Осуществлять фото- и видеосъемку в залах проведения временных выставок, а также в случаях, когда это обусловлено защитой авторских прав или иными соглашениями с третьими лицами, при наличии уведомления о запрете фото- и видеосъемки в экспозиционных залах.

- Осуществлять фотосъемку с применением вспышки и/или с использованием монопода.

- Осуществлять профессиональную видео- и фотосъемку без согласования с администрацией Музея. Под профессиональной съемкой понимается съемка со штатива, с дополнительным световым и/или звукозаписывающим оборудованием, с использованием цветовых шкал, дополнительных источников питания, с соблюдением специальных условий подготовки помещений и экспонатов для съемки.

- Вести на территории Музея без разрешения администрации коммерческую, рекламную и иную деятельность, связанную с получением дохода.

-. Демонстрировать символику, направленную на разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной ненависти.

-. Находиться в Музее после завершения его работы.

- Самовольно проникать в служебные и технические помещения Музея.

- Засорять и загрязнять помещения и территории Музея.

Музей обязан:

-. Обеспечить кассовое обслуживание посетителей во входной зоне Музея, организовав работу касс. При осуществлении кассового обслуживания лиц, имеющих право на приобретение льготных билетов, кассир обязан требовать предъявления документа, подтверждающего принадлежность к льготной категории.

- Обеспечить работу гардероба для приема верхней одежды посетителей, а также наличие ячеек для хранения крупногабаритных вещей, ручной клади, фото- и видеотехники.

- Обеспечить наличие во входной зоне Музея стендов с информацией о порядке и условиях доступа к музейным предметам и музейным коллекциям. Стенды должны располагаться на видном доступном месте в любом из форматов – настенные стенды, напольные или настольные стойки – и содержать следующую информацию:

  • информацию о режиме работы Музея;
  • информацию о временных выставках;
  • информацию о временно закрытых залах;
  • перечень оказываемых Музеем услуг;
  • информацию о возможностях заказа экскурсии;
  • информацию о способах доведения до администрации Музея посетителями своих отзывов, замечаний и предложений о работе Музея.

- Обеспечить посетителей актуальной и доступной системой навигации по зданиям музейного комплекса с обязательным обозначением нумерации залов, мест для отдыха, приема пищи, расположения туалетов.

- Обеспечить наличие в экспозиционных залах этикеток и информационных листов на русском языке, содержащих информацию о музейных предметах, находящихся в зале, описание экспозиции зала.

- Обеспечить доступность экспозиции для посетителей, относящихся к категории маломобильных: людям с поражениями опорно-двигательного аппарата, лицам преклонного возраста. Для того чтобы воспользоваться подъемными устройствами, инвалидными креслами, посетители могут обратиться к администраторам Музея по телефону, указанному на официальном сайте Музея (http://www.arts-museum.ru).

- В зимнее время обеспечить подходы к зданиям музейного комплекса, очистив их от снега и льда.

- Обеспечить вежливое обращение персонала с посетителями Музея и неприменение к ним мер принуждения, за исключением случаев, указанных в пункте 9.1. настоящих Правил.

- Обеспечить наличие у работников Музея, непосредственно взаимодействующих с посетителями, нагрудной таблички с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности.

-. Организовать прием, регистрацию и рассмотрение письменных предложений, заявлений, жалоб граждан, а также ответы на такие обращения в установленный законом месячный срок.

Климат в музее.

Главной функцией музея является хранение и консервация произведений искусства, редких вещей и ценных документов, предъявляющих особые требования к параметрам влагосодержания в воздухе. Для того чтобы обеспечить соответствие климатических характеристик необходимым требованиям, применяется специализированная вентиляция музея с использованием высокотехнологичных кондиционеров, увлажнителей и осушителей воздуха.

Музейные и библиотечные работники отлично знают о том, насколько важна качественно и профессионально проведенная вентиляция в музее,в хранилище, в залах и т.д. Ведь если уровень влагосодержания в воздухе ниже нормы, что нередко случается во время отопительного сезона, с музейными экспонатами происходят необратимые процессы. Например, если воздух сухой, а увлажнитель для архива не используется, рассыхается и трескается старая древесина, рукописные тексты блекнут и теряют былую чёткость, лакокрасочный слой икон и картин ссыхается и деформируется и т.д.

Не менее опасна для музейных экспонатов повышенная влажность, которая провоцирует появление плесени и прочих, не менее вредных, микроорганизмов. Опять же, избыточная влажность в музее недопустима, поскольку на металлических экспонатах появляется коррозия. Разумеется, такие примеры можно перечислять до бесконечности, но решение одно - стабильный музейный климат с оптимальными параметрами температуры и влажности воздуха.

Для того чтобы добиться оптимальных параметров влагосодержания в музее имени А. С. Пушкина, монтаж вентиляции, а также подбор климатического оборудования доверяют специалистам с достаточной квалификацией и соответствующим опытом реализации подобных проектов.

На рынке представлено различное оборудование, контролирующее микроклимат в помещении. Но оптимальная вентиляция музея обеспечивается именно прецизионными кондиционерами. Данные системы вентиляции отопления и кондиционирования гарантирует долговременное бесперебойное поддержание оптимальных параметров воздуха 24 часа в сутки. Эти устройства характеризуются широким перечнем функций и, помимо поддержания температуры, способны регулировать такие параметры, как чистота, подвижность и увлажнение воздуха в помещении.

Для приведения параметров влагосодержания в норму применяются специальные увлажнители и осушитель воздуха. Осушитель и увлажнитель музея - это специализированные стационарные или мобильные устройства, которые в автоматическом режиме в течение долгого времени обеспечивают требуемый уровень влажности и температуру воздуха.

Помимо перечисленного климатического оборудования, вентиляция вмузее обеспечивается такими устройствами, как:

· термогигрометры, применяемые для точного замера влажности и температуры;

· термогигрометры, используемые для замера значений температуры в сочетании с параметрами влажности;

· термогигрографы, применяемые для постоянной регистрации физических величин;

· измерители влажности бетона;

· климатические кассеты, используемые внутри экспозиционных витрин для поддержания оптимальной сухости воздуха;

· бесконтактные термометры для замера температуры без механического воздействия;

· температурно-влажностные датчики.

3.Особенности хранения музейных предметов в экспозиции
Особенности хранения предметов в экспозициях музея определяются: необходимостью комплексной системы хранения экспонатов, оформлением и монтажом экспонатов, присутствием посетителей в помещении, где находятся экспонаты. Гравюры, фотографии, предметы из металла, стекла всегда хранятся в изолированном оборудовании. Разнородные предметы, составляющие тематико-экспозиционный комплекс, помещают в одну витрину. Это осложняет задачу создания внутри витрины микроклимата и регулирование светового режима. Оформление и монтаж экспонатов сопряжены с опасностью их механического и химического повреждения. От притока посетителей зависит температурно-влажностный режим в экспозиционных залах, его резкие суточные колебания: присутствие людей повышает температуру и влажность воздуха. Возрастает количество и состав загрязнителей воздуха. Например, повышается процент углекислого газа и пыли. При подготовке экспозиции планируется ряд мер, направленных на ослабление действия этих факторов. К отбору предметов для экспонирования привлекаются реставраторы. Консервацию и реставрацию проходят все нуждающиеся в этом предметы. Определяется максимальная продолжительность экспонирования предметов. Например, для предметов на бумажной основе она исчисляется в пределах 6 месяцев в году. Сдублированные ткани могут находиться в экспозиции не более трех лет подряд. При участии реставратора определяются способы монтажа экспонатов. Обсуждается, например, конструкция держателей, их надежность, необходимость их покрытия антикоррозийным составом. Монтаж осуществляется при полном соблюдении существующих правил. Реставратор ведет постоянное наблюдение за экспонатами. В экспозицию могут быть помещены только предметы, прошедшие все стадии учета фондов. На экспонаты каждого зала составляется охранно-топографическая опись. Система сигнализации, устанавливаемые в залах телекамеры могут помочь предотвратить хищение экспонатов. С этой точки зрения важно продумать и устройство витрин, креплений, держателей. Степень сохранности экспонатов в определенной мере зависит от культуры поведения посетителей. Важную роль в охране экспонатов играет подбор кадров музейных служителей. Администрация музея и экспозиционеры периодически проводят инструктажи музейных служителей.

Вентиляция в музее

Воздухообмен в музее имени А.С. Пушкина относится к технологической вентиляции, потому как поддержание заданных параметров воздуха направлено в первую очередь на сохранение произведений искусства.

Освещение— одно из главных условий встречи зрителя с произведением искусства. В музее работа осветителя преследует различные цели и имеет свою специфику. - student2.ru Освещение— одно из главных условий встречи зрителя с произведением искусства. В музее работа осветителя преследует различные цели и имеет свою специфику. - student2.ru

Освещение— одно из главных условий встречи зрителя с произведением искусства. В музее работа осветителя преследует различные цели и имеет свою специфику. - student2.ru

Освещение

Освещение— одно из главных условий встречи зрителя с произведением искусства. В музее работа осветителя преследует различные цели и имеет свою специфику.

Главные задачи музейного освещения можно свести к двум: подчеркнуть уникальность каждого экспоната и помочь посетителю ориентироваться в пространстве. На самом деле эти две задачи включают в себя огромное количество факторов: свет фактически определяет все, что посетитель видит в музее. Если свет будет слишком сильный или слишком слабый, он нарушит цветовой баланс работы. И это важно в том числе и потому, что не все посетители будут хорошо воспринимать искаженный свет: объекты, освещенные с преимуществом желто-оранжевого спектра, хуже воспринимают пожилые посетители, которые составляют большую часть всех посетителей музея. Свет должен верно передавать не только цвет работы, но и ее фактуру — блики и тени в освещении объектов недопустимы. Слишком интенсивный свет приводит к рискам сохранения музейных экспонатов — и дизайнеру, который занимается светом, задумываться и об этом.

Музейное освещение сильно поменялось за последнее время, и в первую очередь причиной тому стала смена галогеновых ламп на LED-освещение. Риторика в поддержку последнего довольно широка, но если сокращать ее до минимума и обходить все технологические моменты, то получается, что LED-освещение более безопасно для экспонатов, бережет музей от излишнего расхода энергии и предоставляет различные возможности для цветового баланса.В спектре света от галогеновых ламп слишком мало синего, а в презентациях поборников LED-освещения можно найти фотографии половика, который выцвел от света галогеновой лампы и шоколадки, расплавленной галогеновой лампой за пару часов. У сторонников старой школы есть свои доводы, вдаваться в которые потребует немало времени — и сводятся они к непомерной затратности LED-освещения и к отсутствию данных его долгосрочного тестирования.

Свет может быть рассеянным и прямым, и это соотношение определяет ощущение от пространства в целом, придает больший объем трехмерным объектам, интенсивность теням. Нужно учитывать, что это типологическое деление скорее относительно, чем абсолютно. Свет как правило варьируется от рассеянного до прямого, и один поддерживает другой. Например, слишком интенсивный свет, направленный на один объект, может дать слишком обширную тень — поэтому его нужно дополнить мягким рассеянным светом, направленным на объект с другой стороны.

Тот, кто занимается светом в музейном пространстве, делает поправку на следующие факторы: пропорции комнаты, дизайн интерьеров, цветовая схема, доступный дневной свет и сама природа выставки.

Пожаробезопасность музея

Наши рекомендации