Конкуренция как правовое явление.
Мы перечислили основные экономические подходы к определению понятия конкуренции, однако для эффективного правового регулирования наличия лишь экономических характеристик недостаточно.
Для того чтобы осуществлять конкурентное регулирование, основные понятия этой сферы, такие как "конкуренция", "монополия", "рынок" и иные, должны получить определенное правовое измерение. Антимонопольное (конкурентное) законодательство той или иной страны может иметь или не иметь легального определения понятия "конкуренция", однако так или иначе в законодательстве, в судебной практике или доктрине должны существовать определенные подходы к определению юридического содержания понятия конкуренции, без которого правовое регулирование конкуренции представляется неполным. Обобщая указанные выше экономические понятия, следует согласиться с мнением К.Ю. Тотьева, что экономисты рассматривают конкуренцию как особую разновидность экономических отношений, влияющую на поведение их участников. Такое понимание конкуренции может и должно быть учтено при исследовании юридических аспектов этого явления, ведь основное назначение объективного права состоит в регулировании разнообразных общественных отношений <27>.
--------------------------------
<27> Подробнее об экономическом содержании понятия "конкуренция" см.: Тотьев К.Ю. Конкурентное право: правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий: Учебник для вузов. Указ. соч.; и др.
В зарубежном законодательстве, как правило, не содержится юридического определения исследуемого понятия, хотя и проводится ключевая идея правовой поддержки и защиты конкуренции в качестве необходимого элемента рыночной экономики. В связи с этим судебная практика и доктрина исходят из того, что конкуренция - это процесс, с помощью которого рыночные силы работают свободно, гарантируя продуктивное применение ограниченных ресурсов общества и максимизацию общего экономического благосостояния <28>. При этом согласно экономической политике многих стран современного мира на государство возлагается обязанность не только создавать и развивать конкуренцию в тех сферах, где это целесообразно для развития экономики и удовлетворения потребительского спроса, но и обеспечивать условия, при которых конкуренция была бы эффективной и в полной мере выполняла свои экономические функции. По российскому законодательству и законодательству зарубежных стран конкуренция в различных сегментах рыночной деятельности, за некоторыми исключениями, такими как естественные монополии и некоторые другие, рассматривается как объект публичной защиты и публичный интерес. Поэтому сегодня в различных государствах мира, включая Россию, существенное ограничение конкуренции оценивается как антиконкурентная деятельность и преследуется по закону <29>.
--------------------------------
<28> Там же. С. 20.
<29> Тотьев К.Ю. Конкурентное право: Учебн. пособие. С. 20.
В отличие от зарубежных, российское антимонопольное законодательство содержит легальное определение конкуренции. Такое определение было включено и в прежний конкурентный закон - Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <30> и в нынешний основной закон в сфере конкурентного регулирования - Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Определение во многом повторяет понятие, данное в ранее действовавшем Законе о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, согласно которому конкуренция понималась как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
--------------------------------
<30> Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499. Данный Закон практически полностью утратил силу, за исключением положений статьи 4, определяющей понятие аффилированных лиц.
Приведенные формулировки практически идентичны по смыслу, новое определение лишь содержит вместо термина "состязательность" - "соперничество", понимаемое как действия, при которых не только ограничивается, но и исключается возможность каждого из хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Определения носят ярко выраженный экономический характер и соответствуют традиционному для экономической науки поведенческому подходу в толковании понятия "конкуренция". Исследователи выделяют следующие важные признаки понятия "конкуренция":
- содержанием конкуренции является состязательность (борьба) или соперничество на рынке между хозяйствующими субъектами;
- состязательность или соперничество выражается в активном поведении предпринимателей;
- результат состязательности или соперничества - ограничение возможностей предпринимателей односторонне влиять на цены и другие условия сделок <31>.
--------------------------------
<31> Тотьев К.Ю. Конкурентное право: Учебн. пособие. С. 1.
Однако важно описать не только свойства конкуренции как явления, но и обстоятельства (условия), благодаря которым такое явление возникает и развивается. Например, условия существования и развития конкуренции на товарном рынке сформулированы в приложении N 3 к Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (далее - Программа демонополизации) <32>, утвержденной Постановлением Правительства России от 9 марта 1994 г. N 191, а именно:
--------------------------------
<32> САПП РФ. 1994. N 14. Ст. 1052. В настоящее время документ утратил силу, однако положения Программы демонополизации, очевидно, имеют важное доктринальное значение в области конкурентного права.
- действуют имущественно и организационно независимые поставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения состязательности между ними;
- имеются имущественно и организационно независимые покупатели товаров в количестве, достаточном для формирования некоторого уровня платежеспособного спроса;
- поставщики и потребители действуют экономически независимо (без сговоров и горизонтальных соглашений);
- отсутствуют экономические и другие препятствия в доступе к сырью, материалам, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информационному обеспечению рыночных отношений и другим производственным ресурсам <33>.
--------------------------------
<33> Тотьев К.Ю. Конкурентное право: правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий. С. 21.
Приведенное выше легальное определение конкуренции имеет определенный недостаток, который, по мнению К.Ю. Тотьева, выражается в том, что "в нем не отражено собственно юридическое содержание конкуренции". Ученый считает, что конкуренцию с юридической точки зрения "продуктивно рассматривать как многогранную категорию".
Во-первых, считает автор, конкуренция - это разновидность социального регулятора, определяющего поведение различных субъектов. В этом качестве конкуренция выполняет регулирующие функции, формирует экономические и общественные пропорции, влияет на поведение людей. Право как один из социальных элементов системы социального регулирования взаимодействует с конкуренцией, регулирует ее. Однако право и закон не могут заменить собой конкуренцию. Особенно отчетливо это видно в экономике, в частности, на примере регулирования цен. Именно конкуренция (а не административные установления) в большинстве случаев является наиболее естественным и в силу этого эффективным регулятором цен на рынке.
Во-вторых, юридической предпосылкой конкуренции служит свобода экономической деятельности (свобода договора, свобода предпринимательства, свобода конкуренции), гарантированная ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Фундаментальные положения этой статьи развиваются в Гражданском кодексе и антимонопольном законодательстве Российской Федерации. Судебно-арбитражная практика показывает, что суды часто руководствуются конституционным принципом свободы экономической деятельности и свободы конкуренции для решения различных хозяйственных споров.
В-третьих, конкуренция способствует реализации прав потребителей (например, права на выбор товаров (работ, услуг) или на получение информации). Отсутствие конкуренции на рынке фактически превращает многие из этих прав в фикцию или существенно их ограничивает. Поведение потребителей считается важным элементом конкурентной борьбы. Неслучайно в ряде правовых систем потребитель рассматривается как участник процесса конкуренции.
В-четвертых, конкуренция - правомерная (не запрещенная законом), автономная деятельность хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке, целью которых является получение более выгодных условий производства и сбыта законными средствами. В этом качестве понятие "конкуренция" необходимо отличать от легального определения понятия "предпринимательская деятельность", данного в п. 1 ст. 2 ГК РФ <34>. Безусловно, эти понятия тесно взаимосвязаны и пересекаются. В конкурентной деятельности важен элемент состязательности, соревнования (для конкуренции необходимо наличие соперников на рынке, цели в конкурентной борьбе достигаются за счет конкурентов). Между тем предпринимательская деятельность может осуществляться при отсутствии такой состязательности (например, действие субъекта естественной монополии). Кроме того, с правовой позиции в конкурентной деятельности наиболее важны способы достижения целей предпринимателями. Они не должны противоречить требованиям законодательства, этики, достоверности, добросовестности, недопустимости противозаконного использования интеллектуальной собственности, а также обычаям делового оборота и существующим представлениям о справедливости, разумности, "доброй совести" (в учебнике К.Ю. Тотьева превалирует, как он сам отмечает, понимание конкуренции как правомерной деятельности).
--------------------------------
<34> Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
И наконец, в-пятых, конкуренцию можно рассматривать как общественные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами в процессе их предпринимательской деятельности (предмет правового регулирования). Эти имущественные отношения урегулированы нормами права, содержащимися в различных актах российского законодательства (прежде всего антимонопольного).
В силу урегулированности правовыми нормами рассматриваемые отношения приобретают юридическую форму правоотношений со своими юридическими фактами, субъектами, содержанием и объектом. Все указанные выше характеристики составляют суть такой экономико-правовой категории, как конкуренция <35>.
--------------------------------
<35> Тотьев К.Ю. Конкурентное право: правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий. С. 26.
Правовое значение используемого в российском антимонопольном законодательстве понятия "конкуренция", с точки зрения К.Ю. Тотьева, выражается в следующем:
- создание необходимых условий для развития конкуренции, ее защиты - цель антимонопольного законодательства и критерий его эффективности;
- недопущение, ограничение и устранение конкуренции (совершенное, например, с помощью картельного соглашения) и ее недобросовестные проявления являются противоправными и наказуемыми деяниями;
- сложившиеся в ходе конкуренции на конкретном рынке обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции;
- содействие развитию конкуренции отнесено законодателем к основным задачам федерального антимонопольного органа и других уполномоченных органов государственной власти, действующих совместно с антимонопольным органом;
- условия конкуренции на соответствующем рынке выступают критерием при проведении государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией <36>.
--------------------------------
<36> Там же. С. 23 - 24.
Другим важным экономическим и правовым понятием в области конкурентного регулирования является понятие "монополия" - своего рода антипод конкуренции.
Экономическое и правовое содержание понятия "монополия". Монополия как тип рынка.
Понятие "монополия" столь же многопланово, как и "конкуренция". Существуют различные его определения. Самым кратким можно считать то, согласно которому монополия характеризуется как ситуация на рынке, противоположная конкуренции. Как отмечают исследователи, при такой монополии действует единственный продавец определенного товара. Само слово "монополия" (monopoly, monopole, Monopol) происходит от греческих слов monos - "один", "единый" и poleo - "продаю". Однако монополия может быть и как бы наоборот, т.е. когда на рынке действует не монополист-продавец, а монополист-покупатель - единственный возможный покупатель определенного товара. Такая ситуация на рынке называется монопсонией - от греческих слов "один", "единый" (monos) и "покупаю". И хотя внешне монополия и монопсония отличаются, при монопсонии "основные характеристики рынка повторяют черты монопольного типа" <37>.
--------------------------------
<37> Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. 50.
При монополии предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ (мировых, национальных, местных). Если в условиях конкуренции любой продавец мог продать определенное количество продукции по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем товара, так и его цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, другие существенные условия продажи. Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты. Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям невыгоден или невозможен. Если на рынке появляются новые предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии. Природе монополии присуще стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их воздействие на рынки <38>.
--------------------------------
<38> Там же. С. 49 - 50.
В экономической теории можно выделить несколько подходов к определению монополии: системный, или структурный, поведенческий и ролевой, или функциональный, которые позволяют с разных точек зрения взглянуть на природу и проблемы монополий. Сторонники системного (структурного) подхода считают монополией исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на конкретном рынке. Исключительность положения состоит в том, что такой субъект сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Это господствующее положение позволяет ему осуществлять диктат над потребителем и другими участниками рыночных отношений устанавливать монопольные цены и получать за счет этого сверхприбыль. Монополист сам определяет цену, а не принимает ее как данную. Именно монопольные цены выступают значимым рыночным явлением; монополия как таковая важна, только если это может привести к формированию монопольных цен. В ряде случаев монополистом считают лишь того субъекта, который блокирует конкуренцию с помощью контроля над необходимыми ресурсами. Поведенческий подход к определению понятия "монополия" позволяет считать таковой особое поведение господствующего на рынке субъекта с целью использования своего положения в своих интересах. Прежде всего это проявляется в назначении продавцом-монополистом цен, исходя из собственных издержек намечаемой прибыли и спроса. Ролевой (функциональный) подход подчеркивает отрицательные последствия монополизации той или иной сферы хозяйствования. Монополия способствует несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольно высоких цен. "Монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы, состоят ли они в заработной плате или прибыли, значительно выше их естественной нормы". Кроме того, монополисты, свободные от давления со стороны конкурентов, не имеют стимулов снижать издержки. Они не заинтересованы в технологическом прогрессе и нововведении и склонны крайне неэффективно использовать свои ресурсы <39>.
--------------------------------
<39> Тотьев К.Ю. Конкурентное право: правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий. С. 32.
Исторически монополия является достаточно древним явлением. Еще "выдающийся древнегреческий мыслитель Аристотель (384 - 322 до н.э.) в своем произведении "Политика" приводит пример: предвидя богатый урожай маслин, мыслитель Фалес Милетский (около 625 - 547 до н.э.) нанял всех рабочих и потом с большой прибылью переуступил их нуждавшимся в рабочих хозяевам. В другой своей работе "Большая этика" Аристотель обращает внимание на необходимость справедливого (т.е. пропорционального) обмена имущественных благ в экономике: "Есть пропорциональное равенство в том, что имеющий большое имущество делает большой взнос, и равным образом в том, что понесший большие труды получает много, а понесший малые - мало" <40>. В условиях монополии такая пропорциональность (справедливость) нарушается. Многочисленные монополии (в том числе фискальные) были распространены в Средние века. Средневековые цеховые ограничения и привилегии также носили монопольный характер.
--------------------------------
<40> Цит. по: Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 30.