Соответствие требований ГОС и
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080111.65 «МАРКЕТИНГ»
Специализация – «Маркетинг в сфере услуг»
(с изменениями и дополнениями)
Рассмотрена на заседании кафедры менеджмента
Протокол № 4 от 10.11.2014 г.
Рассмотрена Советом социально-экономического факультета
Протокол № 3 от 12.11.2014 г.
Казань − 2015
Введение
Государственная итоговая аттестация осуществляется Государственной экзаменационной комиссией.
Государственный итоговый междисциплинарный экзамен (далее - государственный экзамен) является составной частью государственной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов. Государственный экзамен по специальности наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, перечень которых определяется ВУЗом, должен учитывать также общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом по специальности.
Основные задачи государственного экзамена:
- оценка уровня освоения учебных дисциплин, определяющих профессиональную подготовленность выпускника;
- определение соответствия подготовки выпускников квалификационным требованиям Государственного образовательного стандарта.
Квалификационная характеристика выпускника
Маркетолог - это специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и развитие предприятия (организации) в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и предприятия (организации). Он осуществляет анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур предприятия с учетом изменений в окружающей среде, исследует рынок, его конъюнктуру, потребности и спрос, их динамику и в соответствии с этим определяет стратегии предприятия в условиях конкуренции, готовит предложения по развитию товарного ассортимента, определяет ценовую политику, выбирает каналы распределения с учетом факторов, влияющих на сбыт (продажи) товара, формирует коммуникационную политику, принимает участие в разработке программ стратегического и оперативного планирования, определяет эффективность маркетинговой деятельности.
Виды профессиональной деятельности:
- информационно-аналитическая;
- товарно-производственная;
- сбытовая;
- экономико-управленческая, в том числе проектно-плановая.
Задачи профессиональной деятельности:
информационно-аналитическая деятельность:
- организация и непосредственное участие в проведении комплексных исследований национальных и международных товарных рынков с целью получения информации для принятия управленческих решений;
- изучение конъюнктуры рынка;
- проведение ранжирования рынков по определенным критериям и выбор наиболее перспективных целевых рынков;
- проведение сегментации рынков и выбор целевых сегментов;
- изучение поведения потребителей и способов воздействия на него;
- выявление требований потребителей к качественным характеристикам товаров и услуг, формирование потребительского спроса и прогнозирование объемов продаж;
- изучение внутренней среды предприятия, оценка его интеллектуального, технологического и производственного потенциалов, определение слабых и сильных сторон, реальных и потенциальных возможностей, конкурентоспособности предприятия;
- совершенствование информационного обеспечения маркетинговой деятельности;
- разработка программ по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендаций по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами;
- анализ конкурентной среды с учетом изменений налоговой, ценовой и таможенной политики государства, объема оборота, прибыли от продажи, конкурентоспособности, скорости реализации, факторов, влияющих на сбыт.
товарно-производственная деятельность:
- подготовка предложений по формированию товарного ассортимента; поиск и разработка идей по созданию нового товара;
- разработка концепций и рекомендаций по организации производства новых товаров.
сбытовая деятельность:
- разработка стратегий сбыта;
- выбор каналов распределения, организация системы товародвижения и продаж;
- проведение целенаправленной товарной политики;
- определение ценовой политики;
- создание системы маркетинговых коммуникаций по формированию спроса и стимулированию сбыта (продаж).
экономико-управленческая деятельность, в т. ч. проектно-плановая:
- участие в разработке и экономическом обосновании оперативных и стратегических планов деятельности предприятия на национальном и международных рынках;
- участие в проведении финансово-экономического анализа функционирования предприятия и разработка комплекса маркетинга;
- организация службы маркетинга на предприятии как подразделения, обеспечивающего координацию и оптимизацию деятельности всех структур предприятия;
- обеспечение управления инвестициями и рисками;
- повышение эффективности общественно-полезной деятельности предприятия (организации);
- управление и контроль маркетинговой деятельности предприятия (организации).
Дипломированный специалист должен:
знать:
• основы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин для решения профессиональных, социальных, научных и педагогических задач;
•законы функционирования рынка и средств его регулирования;
• тенденции развития спроса, разработки стратегии развития предприятия и тактики его рыночного поведения;
•экономическое регулирование деятельности предприятия;
• методы выявления и формирования новых потребностей, оценки их роли в структуре потребностей различных групп потребителей;
•подходы к разработке товарной и коммуникационной политики фирмы;
• стратегии сбыта, каналы распределения и организацию системы товародвижения и продаж;
•специфику работы предприятия в различных отраслях и сферах деятельности;
уметь:
• анализировать рыночную ситуацию, обеспечивать конкурентоспособность продвигаемых товаров и услуг;
• использовать информационные технологии для решения маркетинговых задач;
•разбираться в аналитических материалах участников рыночных отношений: собственников, кредиторов, поставщиков и покупателей;
•определять степень финансовой устойчивости предприятия и его деловой активности, эффективность предпринимательской деятельности;
•разрабатывать товарную политику предприятия (организации);
• правильно выбирать цели, методы и стратегии ценообразования для внутренних и международных рынков;
• разрабатывать стратегию сбытовой деятельности предприятия (организации);
•создавать систему коммуникаций по продвижению товаров и услуг, формировать имидж предприятия;
•организовать работу службы маркетинга и координировать ее с деятельностью других служб.
Государственный экзамен включает в себя вопросы по дисциплинам, перечень которых утверждается выпускающей кафедрой. Для выпускников по специальности 080111.65 «Маркетинг» по основной образовательной программе, сокращенной основной образовательной программе (ГОС II поколения) утверждены следующие дисциплины:
•Экономическая теория;
•Основы маркетинга;
•Маркетинговые исследования;
•Логистика;
· Экономика и предпринимательство в сфере услуг.
Соответствие требований ГОС и