Ресурсами в Российской Федерации
Тема 4. Управление государственными и
Муниципальными земельными ресурсами
Условные обозначения:
ГМС -государственная и муниципальная собственность
УГМС -управлениегосударственной и муниципальной собственностью
ЗР -земельные ресурсы
С -собственность
ЗС -земельная собственность
ГС -государственная собственность
МЗ -муниципальная земля
ЗО -земельные отношения
ЗУ -земельный участок
ЗИК - земельно-имущественный комплекс
ГЗК - Государственный земельный кадастр
Общие положения управления земельными
ресурсами в Российской Федерации
Главная цель в управлении ЗР в РФ состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и др. земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.
ЗР - это не только территориально-пространственный, природный базисы исторического месторасположения этноса народа, но сложный социально-экономический и экологический объект управления.
В современных условиях регулируемая рыночная экономика требует такого госуправления ЗР, которое обеспечивает строгое соблюдение системы земельного и гражданского законодательства в сочетании с экономической самостоятельностью субъектов землепользования.
Необходимость госрегулирования ЗО и уникальность земли как объекта недвижимости объясняется:
незаменимость ЗР в обеспечении процесса воспроизводства и жизнедеятельности общества;
ограниченность и невозможность производства объектов ЗС в процессе хозяйственной деятельности;
в РФ ЗР являются одним из основных объектов имущества ГС.
В настоящий момент Россия является крупнейшим в мире обладателем ЗР. ЗФ РФ по состоянию на 1 января 2014 и 2015 годов в административных границах РФ составлял 1709,8 млн. га (таблица 4.1).
Таблица 4.1 - Распределение ЗФ РФ по категориям земель
Категория земель | ||||
млн. га | % | млн. га | % | |
Земли сельскохозяйственного назначения | 386,1 | 22,6 | 386,5 | 22,6 |
Земли лесного фонда | 1121,8 | 65,6 | 1122,3 | 65,6 |
Земли водного фонда | 28,0 | 1,6 | 28,0 | 1,6 |
Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых и сельских администраций (земли населенных пунктов) | 19,9 | 1,2 | 20,0 | 1,2 |
Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения | 16,9 | 1,0 | 16,9 | 1,0 |
Земли природоохранного назначения (особо охраняемых территорий) | 46,1 | 2,7 | 46,8 | 2,7 |
Земли запаса | 90,9 | 5,3 | 89,3 | 5,2 |
Всего земель (без учета внутренних вод и территориального моря) | 1709,8 | 1709,8 |
Структура земельного фонда РФ в 2015 году представлена на диаграмме рисунка 4.1.
Рисунок 4.1 - Структура земельного фонда РФ в 2015 году
Государство (в лице РФ и субъекта РФ) и МО в отношении земельных ресурсов выступают в двух аспектах (рисунок 4.2):
Органы государственной власти и местного самоуправления |
Властная структура |
Собственник |
Рисунок 4.2 - Роль органов власти в земельных отношениях
- властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов;
- собственника, действующего на рынке.
Содержание права С меняется в зависимости от того, осуществляется ли оновластной структуройилина рыночной основе.
В ситуации с властной структурой появились и получили объективную основу конструкции «оперативного управления», «хозяйственного ведения» и иные.
В условиях рыночной экономики вполне естественным является «монетарный подход» к содержанию права С на землю.
Существуют условия, когда и при рыночной экономике элементы властных отношений могут сохраняться.