Внутренние проверки качества

Для контроля и улучшения функционирования системы качества в компании должны проводиться систематические регулярные проверки качества. Обычно каждое подразделение проверяется не реже чем один раз в год. Фактическая частота проверок должна определяться с учетом многих факторов, среди которых:

  • наличие проблем с удовлетворением тех или иных требований системы качества,
  • наличие жалоб и рекламаций со стороны потребителей по несоответствиям возникающим на тех или иных участках,
  • планируемые внешние аудиты системы качества (сертификационной компанией, потребителем и др.)
  • планируемые реорганизационные мероприятия и т.п.

Требования:

  • Должны быть разработаны процедуры, регламентирующие порядок и методики проведения внутренних проверок качества.
  • Должен иметься утвержденный график проверок качества с указанием лиц, ответственных за проверку каждого подразделения. Никто из внутренних аудиторов не должен проверять участок работы, за который он сам несет непосредственную ответственность.
  • При проведении проверок должны вестись протоколы с использованием установленных форм. Все выявленные несоответствия должны фиксироваться с уведомлением ответственных за выработку и проведение корректирующих и предупреждающих действий. Реализацию корректирующих действий по выявленным в ходе внутренних проверок несоответствиям необходимо контролировать.
  • В компании должно достаточно обученных внутренних аудиторов системы качества, обладающих соответствующими сертификатами.

Подготовка кадров

В компании должен существовать систематический подход к определению потребностей персонала в обучении. Мероприятия по обучению и повышению квалификации персонала, а также их результаты должны планироваться и регистрироваться. Цель - обеспечить соответствие квалификации и компетентности персонала уровню, обеспечивающему качество продукции и обслуживания потребителя.

Требования:

  • Должны проводиться регулярные мероприятия, направленные на выявление потребностей сотрудников в обучении и повышении квалификации. Так или иначе у сотрудников должна быть возможность проинформировать руководство о своих потребностях в этой части.
  • Должны быть разработаны, утверждены и реализовываться планы мероприятий по обучению и повышению квалификации сотрудников
  • Необходимо вести и хранить записи о мероприятиях по обучению и повышению квалификации персонала, а также об их результатах.

Техническое обслуживание

Требования:

  • Должна быть разработана процедура организации и контроля операций по техническому обслуживанию продукции, поставляемой потребителю после поставки, включая:
  • Монтаж
  • Гарантийное обслуживание
  • Консультирование и обучение по вопросам использования поставленной продукции

И т.п.

  • Должны вестись записи и отчеты об осуществляемом техническому обслуживании

Статистические методы

Требования:

  • В случае если в компании применяются статистические методы контроля качества и управления качеством, применяемые методы должны быть описаны в соответствующих процедурах и инструкциях.
  • Должны быть разработаны процедуры контроля применения статистических методов управления качеством.
  • Должны быть определены виды и источники используемой при этом статистической информации.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. 15 декабря 2000 года Международная Организация по Стандартизации выпустила в свет новую версию стандартов сертификации систем менеджмента качества - ISO 9000:2000. Модель менеджмента качества, предусматриваемая новой версией стандарта претерпела определенные изменения, как в части структуры, так и в части содержания, которые однако не делают стандарты ISO 9000 версии 1994 года полностью устаревшими и неинтересными.

Следует отметить, что сертификаты систем качества выданные в соответствии со стандартами ISO 9000 версии 1994 года будут действительны до 14 декабря 2003 года. Более того в течение 2001 - 2002 годов будет также возможна сертификация систем качества в соответствии со старой версией стандарта.

2. В настоящем документе не приводится полный текст требований стандарта, поскольку это противоречило бы законодательству об авторских правах. Тем не менее мы рекомендуем изучать эти комментарии, положив на стол рядом с ними официальный текст стандарта, который можно приобрести в представительствах Госстандарта, ВНИИС и т.д. В любом случае, официальный текст стандарта понадобится Вам, если Вы решили всерьез готовиться к сертификации Вашей системы качества по стандарту ISO 9001.

[1] Выделенные цифры означают, что значение встречалось дважды.

Наши рекомендации