Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
При цене P1 оставшиеся в отрасли фирмы начнут получать экономическую прибыль, что, в свою очередь, сделает отрасль привлекательной для вступления в нее новых фирм.
Следствием этого станет увеличение рыночного предложения (кривая S1сдвинется вправо в положение S2). В результате рыночная цена упадет и установится на уровне Р2. Цена Р2 не обеспечивает получения фирмой экономической прибыли, но вполне устраивает ее, так как покрывает все экономические издержки включая нормальную прибыль.
Однако экономические процессы отличаются инерционностью: хотя экономической прибыли уже нет, в отрасль продолжают вступать новые фирмы, увеличивая рыночное предложение (на рисунке «Б» кривая S2сдвигается в положение S3). Рыночная цена упадет до Р3, и все повторится сначала. Таким образом, рыночная цена будет совершать колебания вокруг цены Р2.
Итак, при Р1 фирма получает экономическую прибыль, начинается приток новых фирм в отрасль; при Р2 экономическая прибыль отсутствует, но фирмы получают нормальную прибыль; при цене ниже Р2(например, Р3) фирмы начинают уходить с рынка.
Следовательно, долгосрочное равновесие фирмы устанавливается в точке е (рисунок 4.5 «А»), в которой P=MC=AC. Возможность достижения такого равновесия обусловлена свободным входом фирм в отрасль и свободным их выходом из отрасли.
P=MC=AC – определение долгосрочного равновесия фирмы – совершенного конкурента.
Долгосрочная кривая предложения конкурентной фирмы представляет собой часть кривой предельных издержек МС, расположенной выше кривой средних издержек АС.
49Для того чтобы производственная эффективность наблюдалась в экономике в целом, должны соблюдаться два условия, касающиеся размещения ресурсов внутри каждой фирмы и внутри каждой отрасли. Оба они нам уже знакомы. Во-первых, производственная эффективность требует, чтобы при производстве любого заданного объема выпуска каждая фирма применяла самый дешевый способ его производства из доступных. Для этого она должна использовать такую комбинацию факторов производства, чтобы отношение предельных продуктов факторов равнялось отношению цен этих факторов. Во-вторых, производственная эффективность требует такого размещения выпуска между отдельными фирмами отрасли, при котором минимизируются совокупные издержки производства отраслевого выпуска. Для этого предельные издержки производства последней единицы выпуска должны быть одинаковыми у всех фирм отрасли.
Оба этих условия при совершенной конкуренции соблюдаются. Нам известно, что конкурентные фирмы, максимизирующие прибыль, минимизируют издержки производства. Мы знаем также, что при совершенной конкуренции все фирмы отрасли сталкиваются с одной и той же ценой на свой продукт и уравнивают с ней свои предельные издержки. Отсюда следует, что предельные издержки должны быть одинаковы у всех фирм. А поскольку это так, т.е. издержки производства последней единицы выпуска у всех фирм одинаковы, никакое перераспределение заданного объема выпуска между фирмами не могло бы снизить совокупные издержки отрасли на его производство.
Помимо производственной эффективности экономическая эффективность должна характеризоваться также эффективностью в размещении ресурсов между продуктами, что в рамках модели кривой производственных возможностей означает выбор конкретной точки на этой кривой, т.е. конкретного набора, который следует производить. Как правило, критерию эффективности в размещении ресурсов удовлетворяет лишь одна из таких точек, другие же оказываются неэффективными.
50Чистаямонополия— это рыночная структура , в которой существует единственный продавец товара , не имеющего заменителей ; этот продавец не находится под влия нием и не влияет на цены и выпуск других продаваемых продуктов .