Состав и использование денежных доходов населения.
(млн. рублей; до 1998г. – млрд.руб.)
Денежные доходы-всего в том числе: доходы от предпринимательской деятельности оплата труда социальные выплаты доходы от себестоимости другие доходы Денежные расходы-всего в том числе: покупка товаров и оплата услуг оплата обязательных платежей и разнообразных взносов сбережения покупка валюты Прирост денег на руках у населения |
Данные баланса используются для исчисления денежных доходов и покупательных фондов населения. Сумма расходов на покупку товаров и услуг, позволяющая оценить общий объём спроса населения, определяется вычитанием из общей суммы обязательных платежей и добровольных взносов, а также прироста вкладов, сумм, направляемых на приобретение ценных бумаг и на покупку валюты.
где ПФ – покупательный фонд,
ДД – денежные доходы по статье,
ДР – денежные расходы по статье.
Тогда возможный объём спроса (покупок товаров) местным насел гнием составит (ПТм):
ПТм = ПФ +/- Пр
где Пр – сумма превышения доходов над расходами (вычитается) или расходов над доходами (прибавляется).
Суммы превышения доходов над расходами или расходов над доходами отражают:
- ввоз денег населением в данный регион или их вывоз из региона;
- изменение остатка денег на руках у населения.
Отдельные элементы баланса денежных доходов и расходов населения имеют стохастический характер. Например, денежные накопления, рост которых может быть вызван ростом доходов, несоответствием между спросом и предложением или изменением соотношения расходов населения на покупку товаров и оплату услуг. Стоимость большинства услуг, предоставляемых населению, в рыночной экономике подвержена колебаниям, которые не всегда можно верно предвидеть и оценить. Стохастическое влияние на объём спроса оказывает также перемещение денежных доходов между группами населения.
Покупательные фонды населения, направляемые на покупку товаров, являются частью розничного оборота торговли. Другая часть - реализация потребительских товаров организациям и предприятиям в порядке мелкого опта.
Несмотря на взаимосвязь между покупательными фондами населения и покупательским спросом их следует различать. Покупательные фонды – расчётная величина, а покупательный спрос – реально существующий элемент рыночного механизма, испытывающий воздействие множества факторов, в том числе и таких, влияние которых вообще количественно измерить невозможно. Под влиянием этих факторов размеры покупательных фондов населения и платежеспособная потребность (спрос) могут не совпадать, что не умаляет важности баланса доходов и расходов населения как инструмента изучения спроса и приведения в соответствие ему товарного предложения.
Различные звенья торговли преследуют разные цели при определении структуры спроса в зависимости от функций управления, которые они выполняют. В целом по стране и регионам рассчитывают структуру по основным товарным группам; розничные и оптовые предприятия для задач текущего планирования и оперативного управления могут осуществлять < расчёт структуры спроса во внутригрупповом ассортименте (по видам и разновидностям).
При изучении спроса в торговле необходимо учитывать следующее:
- спрос должен изучаться не только по объёму, но и по товарно-групповой структуре;
- спрос следует изучать не только относительно усреднённого покупателя, но и по каждой экономической или социальной группе потребителей. В пределах изучаемой группы необходимо выделять особенности спроса и в дальнейшем ориентироваться на них;
- изучение спроса требует конкретизировать объект исследования. Им может быть либо группа товаров (товар), либо контингент потребителей конкретного рынка;
- предварительно следует чётко наметить организационный уровень изучения спроса, выделение функций и задач в области его исследования.
Спрос на рынке имеет временную и пространственную характеристики. Они заключаются в том, что на одном и том же рынке спрос меняется во времени, что связано и с изменением потребности, и изменением условий е рыночного удовлетворения.
Если D1 – величина спроса начального периода, за который изучается рынок, а Dn – спрос периода последнего то их отношение (индекс спроса) отражает степень его развития во времени.
Временные индексы спроса могут быть рассчитаны как по общероссийскому, так и по региональным и местным рынкам.
Развитие покупательского спроса во времени проявляются через сформировавшиеся закономерности:
1) рост общего объема потребления и спроса на товары;
2) улучшение структуры потребительского спроса;
3) сближение уровней и структур потребления и спроса населения различных регионов страны и отдельных групп населения.
Первая закономерность развития спроса обычно подтверждается показателями объема продаж товаров и услуг относительно:
а) валового национального продукта или валового внутреннего продукта;
б) национального дохода;
в) денежных доходов населения.
Вторая закономерность связана с первой и заключается в улучшении структуры спроса. Она имеет многоплановый характер и появляется в различных формах. Прогрессивные изменения структуры спроса характеризуют:
- возрастание доли платных услуг в общем объеме потребления и спроса;
- возрастание доли непродовольственных товаров в общем объеме спроса на товары;
- высокий уровень или высокие темпы роста спроса на культурно-бытовые и хозяйственные товары длительного пользования;
- повышение доли высококачественных и более ценных продуктов питания в общем объеме спроса и потребления;
- расширение и обновление ассортимента, повышение качества товаров и торговых услуг.
Территориальные индексы спроса характеризуют его развитие в пространстве в определенный момент времени.
Если спрос на конкретный товар изучается в пункте А, то территориальные индексы характеризуют его развитие в сравнении со спросом в пунктах В, С, Д и др.
Для территориальных и временных характеристик спроса важно сравнение индивидуальных его значений со средними, и расчет коэффициентов вариации. Методика этих расчетов подробно изложены в курсе «Экономическая статистика».
Показатели, характеризующие спрос и его развитие на рынке потребительских товаров соответствуют основным характеристикам любой рыночной категории натурально-вещественной, стоимостной, временной и пространственной.
I. Вещественная направленность спроса может быть характеризована с помощью следующих показателей:
- баланс денежных доходов и расходов населения;
- структура денежных расходов населения;
- общий объем потребления конкретного товара;
- среднегодовой объем потребления товара;
- степень соответствия душевого потребления рекомендуемым нормам потребления;
II. Рыночный спрос характеризуют:
- общий объем покупательных фондов населения;
- объем розничного товарооборота в тыс. руб. по территории за определенный период;
- степень удовлетворения товарооборотом покупательных фондов (в %);
- структура розничного товарооборота по товарным группам;
- объем и структура неудовлетворенного спроса по товарным группам;
-структура товарооборота по формам обслуживания;
- среднедушевой оборот по потребительским товарам по РФ за изучаемый период;
III. Развитие спроса во времени отражают:
- темпы изменения объема товарооборота в % к предыдущему и базисному периодам в целом и по структуре в действующих ценах;
- величины абсолютных отклонений объемов спроса за изучаемый период;
- индексы сезонных колебаний спроса;
- индексы структурных сдвигов в товарообороте.
IV. Территориальные различия
- территориальные индексы общего оборота по потребительским товарам;
- территориальные индексы оборота по отдельным группам;
- размер отклонений территориального объема спроса от среднероссийского, территориальных;
- отклонение среднедушевых показателей по товарообороту от среднероссийских