В условиях несовершенной конкуренции
Первое занятие
1. Определение и максимизация прибыли чистой монополии по принципу сопоставления TR и ТС.
2. Определение и максимизация прибыли монополиста по принципу сопоставления MR и MC.
3. Рынок монополистической конкуренции и максимизация прибыли фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде (графический анализ).
4. Модели олигополий: равновесие Дж. Нэша и модель Курно.
5. Последствия монополизма. Антимонопольная политика государства и её особенности в России.
Второе занятие(для самостоятельного освоения)
1. Чистая монополия и чисто монопольный рынок. Сущность, причины образования, цели и основные формы монополий.
2. Монополия и конкуренция. Формы, методы и последствия монополистической конкуренции. Рыночная власть (коэффициент Лернера).
3. Олигополия: сущность, особенности, формы и модели.
4. Олигополия, основанная на тайном сговоре. Лидерство в ценах и ценообразование по принципу «издержки плюс».
Темы докладов, рефератов, сообщений
1. Особенности формирования монополизма в России.
2. Государственная монополия: сущность и особенности.
3. История развития монополизма в мировой экономике.
4. Неценовая конкуренция на современном рынке.
Вопросы и задания для практической и самостоятельной работы
1. Чем отличается рынок чистой монополии от монополистического и олигополистического рынков?
2. В чём причины появления рынка чистой монополии?
3. Чем отличается государственный монополизм от частного?
4. В чём особенности расположения и взаимосвязи кривых спроса и предельного дохода на рынке чистой монополии?
5. Назовите основные направления антимонопольной политики.
6. При каких условиях на монополистическом и олигополистическом рынках фирмы оказываются в равновесии?
7. Чем отличается поведение фирмы на монополистическом рынке в краткосрочном и в долгосрочном периоде?
8. Проанализируйте основные модели олигопольного рынка.
9. В чем плюсы и минусы олигополии и чистой монополии?
10. Прокомментируйте следующие утверждения: «С монополизацией рынка конкуренция не исчезает»; «Сегодня экономика России может развиваться в отсутствии монополизма»; «Чистая частная монополия является менее опасной для общества, чем олигополия»; «В России следует ликвидировать всякий монополизм».
11. Антимонопольная политика государства включает: а) запретные меры; б) либерализацию рынка; в) усиление государственного монополизма; г) увещевание; д) контроль над слияниями фирм.
12. В краткосрочном периоде на монополистическом рынке фирма может: а) нести потери; б) получать экономическую прибыль; в) получать нормальную прибыль; г) получать среднюю прибыль.
13. Кривая предельного дохода на рынке чистой монополии расположена ниже кривой спроса, потому что: а) кривая спроса является прямой линией; б) вся кривая спроса всегда является высоконеэластичной; в) прирост валового дохода от реализации последующей единицы продукции меньше цены, по которой она была продана; г) монополист всегда стремится получить максимальную прибыль.
14. Кривая предельного дохода чистой монополии находится: а) выше кривой спроса; б) ниже кривой спроса; в) на кривой спроса; г) параллельно кривой спроса; д) всё неверно.
15. Кривая спроса на монопольном рынке имеет вид: а) восходящей; б) U-образной; в) нисходящей; г) всё неверно.
16. Кривая спроса на рынке чистой монополии является: а) восходящей; б) U-образной; в) нисходящей; г) всё неверно.
17. Модель Курно – это модель рынка: а) монополии; б) олигополии; в) чистой монополии; г) совершенной конкуренции; д) дуополии.
18. На олигопольном рынке цены могут устанавливаться: а) сговором фирм; б) фирмой-лидером; в) по принципу «издержки плюс»; г) только спросом и предложением товаров; д) всё верно.
19. Олигополия – это рыночная структура, где действует: а) небольшое количество конкурирующих фирм; б) большое количество конкурирующих фирм с однородным товаром; в) много конкурирующих фирм с дифференцированными товарами; г) одна крупная фирма.
20. При достижении чистой монополией объёма производства, максимизирующего прибыль: а) цена равна предельному доходу; б) цена равна предельным издержкам; в) максимизируется прибыль на единицу продукции; г) цена превышает предельные издержки.
21. Чистая монополия может максимизировать прибыль путём: а) понижения закупочных цен; б) повышения цен реализации; в) сокращения производства; г) расширения производства; д) всё верно.
22. Чистая монополия на российском рынке может быть представлена: а) множеством государственных предприятий, выпускающих одинаковую продукцию; б) одной мелкой фирмой, выпускающей уникальную продукцию; в) господством трёх фирм в отрасли; г) господством одной крупной фирмы в отрасли; д) всё верно.
23. Экономическую прибыль предприятия можно определить путём: а) деления разности цены и предельных издержек на количество проданной продукции; б) вычитания валовых издержек из валового дохода; в) деления прибыли от единицы продукции на количество проданной продукции; г) умножения разности цены и средних валовых издержек на количество проданной продукции.