Формы учебно-исследовательских работ
Учебно-исследовательская работа студентов
Выполнение самостоятельных учебно-исследовательских работ студентами имеет большое значение в учебном процессе. Работа над исследованием способствует углублению теоретических знаний, выработке практических навыков сбора, обработки и анализа материала.
В наши дни исследовательский поиск – неотъемлемая часть любой профессии. Если в науке цель исследования - производство новых знаний, то в образовательной среде - это приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности.
Основными формами учебно-исследовательской деятельности являются реферат, курсовая работа (проект), выпускная квалификационная работа.
Формы учебно-исследовательских работ
2.1 Реферат
Реферат - краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата (ГОСТ 7.9-95).
Одним из видов рефератов является учебный реферат.
Учебный реферат -это самостоятельная исследовательская работа обучающегося, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. В реферате студент делает обзор нескольких работ, посвящённых одной из проблем данной дисциплины / МДК. Представление реферата предусматривается учебными рабочими программами и является одной из форм самостоятельной работы студента.
Наиболее оптимальная структура оформления исследовательской работы в форме реферата:
- Титульный лист:
наименование организации-учредителя,
полное наименование учебного заведения,
вид работы (реферат),
дисциплина / профессиональный модуль, МДК
название темы (без кавычек),
сведения об исполнителе: Ф.И.О. студента, курс, специальность, вид,
очная / заочная форма обучения,
сведения о преподавателе (Ф.И.О. преподавателя),
а также город и год выполнения (без слова «год»).
В верхнем поле указывается учредитель и полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается вид работы (реферат) и дисциплина. Ниже по центру заголовка указывается название реферата. Это название пишется без кавычек. Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО студента, специальность и т.д. Ещё ниже – ФИО преподавателя, проверившего работу. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы без слова «год».
- Оглавление реферата.
Содержание работы традиционно состоит из следующих частей: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы или список использованных источников.
- Введение.
Введение является очень важной частью работы, так как в нём обучающийся обязан аргументировано обосновать выбор темы: степень её изученности, актуальность; дать краткий обзор использованной литературы. Кроме того, во введении формулируются цель работы и задачи, которые требуется решить для реализации цели. Одна задача ставится на один параграф реферата.
- Основная часть.
Содержит материал, отобранный для рассмотрения проблемы, распределённый по параграфам, а также сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведённые факты. Каждый параграф должен иметь название. Желательно, чтобы он начинался с формулировки задачи, на решение которой он направлен, и заканчивался формулировкой выводов по задаче. Объём – не менее 10 страниц.
- Заключение.
В заключении формулируются выводы по параграфам, вытекающим из основной части, обращается внимание на выполнение поставленных целей и задач. Выводы должны быть согласованы с целями и задачами, заявленными во введении.
- Список использованной литературы или список использованных источников.
2.2 Курсовая работа
Курсовая работа (проект) - один из видов учебной работы студента, предусмотренный учебным планом специальности.
Курсовая работа представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в изучаемой области науки и выполняется с целью углубленного изучения отдельных тем соответствующих учебных дисциплин и овладения исследовательскими навыками.
В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
– закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине/профессиональному модулю;
– выработка умений применять полученные знания для решения конкретных профессиональных задач;
– приобретение навыков творческого мышления, обобщения и анализа;
– приобщение к работе со специальной и нормативной литературой;
– применение современных методов организационного, правового, экономического и социального анализа, оценки, сравнения, выбора и обоснования предлагаемых решений;
– развитие интереса к научно-исследовательской работе.
Основные композиционные элементы курсовой работы:
- Титульный листявляется первой страницей работы и заполняется по определенным правилам.
Титульный лист содержит:
наименование организации-учредителя,
полное наименование учебного заведения,
вид работы (курсовая работа),
дисциплина / профессиональный модуль, МДК
название темы (без кавычек),
сведения об исполнителе: Ф.И.О. студента, курс, специальность, вид,
очная / заочная форма обучения,
сведения о руководителе (Ф.И.О. преподавателя),
а также город и год выполнения (без слова «год»).
Примечание: титульный лист не нумеруется, но считается первой страницей.
- Оглавлениерасполагается сразу же после титульного листа. В оглавлении обозначаются Введение, названия глав и параграфов, заключение, список использованных источников, а также страницы, на которых указаны эти названия. Оглавлениеобычно располагается на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению по содержанию и форме. Названия глав и параграфов в тексте должны совпадать с названиями в оглавлении. Названия отдельных глав и параграфов не должны совпадать с общим названием работы (с темой).
Титульный лист и оглавление оформляются в последнюю очередь, после завершения работы в чистовом варианте.
- Введение должно быть максимально четким и сжатым (объем введения - составляет обычно десятую часть от общего объема работы), и включать ряд обязательных элементов:
1. Определение актуальности избранной темы;
2. Формулировка проблемы и круга вопросов, необходимых для ее решения;
3. Определение цели работы и задач, подлежащих решению для раскрытия темы;
4. Определение предмета и объекта исследования;
5. Выбор методов исследования. Основные из них - общие методы: наблюдения и описания, сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный, компонентного анализа, статистический анализ, аналитико-синтетическая переработка информации.
6. Характеристика источников, из которых извлекался фактический материал, а также оценка этого материала в количественном и качественном отношении;
7. Степень разработанности изучаемого вопроса в науке;
8. Важность темы для науки и практической деятельности.
Во введении можно описывать и другие вопросы, обусловленные спецификой темы. Во избежание перегрузки введения лишними сведениями часть материала может быть перенесена в теоретическую главу.
- Основная часть работы содержит данные, полученные в результате исследования, их систематизацию и объяснение. Основная часть делится на главы; обычно их 2, реже 3. Главы состоят из нескольких параграфов.
1-я глава носит теоретический характер. В ней на основе изученной литературы излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению. Дается их оценка. Излагается собственная позиция студента, в том числе в отношении используемых терминов. Уточняется предмет исследования. Рассматривается история вопроса, которому посвящена работа. Сопоставляются различные точки зрения ученых.
2-я глава носит аналитический или практический характер. В ней дается углубленный анализ изучаемой проблемы на конкретном практическом материале с использованием различных методов и приемов исследования. При этом необходима не просто констатация фактов, но выявление тенденций развития. Материал описывается, анализируется, факты и явления оцениваются с различных точек зрения, обобщаются. Выводы подкрепляются иллюстрациями и данными из научной литературы. От полноты и качества анализа прямо зависят глубина и обоснованность предлагаемых выводов и рекомендаций.
Расположение разделов и подразделов работы должно отражать логику исследования. Объем основной части определяется характером работы. Ни одна глава по объему не может быть меньше введения. Обязательными для научной работы являются логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы. Каждая глава включает в себя несколько параграфов. В конце каждой главы делается вывод.
- Заключение обязательно должно быть связано с содержанием работы и не должно быть длинным. В заключении формулируются общие выводы, высказываются предложения, связанные с решением проблемы, подводятся итоги работы, суммируются и обобщаются, сводятся воедино выводы отдельных глав и параграфов.
- Список использованной литературы или список использованных источников.
2.3 Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа (диплом) – это законченное исследование на заданную тему, позволяющее в комплексе оценить знания по специальности и соответствие квалификационным требованиям, проведенное лично автором под руководством научного руководителя.
ВКР свидетельствует о способности автора к систематизации и использованию полученных во время учёбы теоретических и практических знаний по общепрофессиональным, специальным дисциплинам и профессиональным модулям при постановке и решении разрабатываемых в ВКР вопросов и проблем, а также степени подготовленности студента к самостоятельной практической работе по специальности в соответствии с полученной квалификацией.
Выпускная квалификационная работа является одной из форм государственной итоговой аттестации по конкретной специальности, поэтому особенности содержания основной части, тематика ВКР, критерии оценки работы обговариваются в локальном нормативном акте «Программа государственной итоговой аттестации по специальности …».
В целом, наиболее оптимальная структура выпускной квалификационной работы:
- Титульный лист
- Оглавление
- Введение
- Основная часть:
Глава I. (на усмотрение автора теоретическая часть работы может содержать не одну главу)
Глава II. (на усмотрение автора практическая часть работы может содержать не одну главу)
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложения:
Фотографии; Мультимедийные презентации на диске.