Основные логистические функции между предприятиями

1. Формирование хозяйственных связей с поставщиками для поставки материальных ресурсов, их поддержание и корректировка

2. Определение объемов и направлений материальных потоков

3. Прогноз объемов перевозок грузов

4. Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение уровней каналов товародвижения

5. Создание, размещение складов и управление хранением и преобразованием запасов

6. Управление запасами готовой продукции (товаров) в сфере обращения

7. Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения

8. Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке и т.д.)

9. Управление складскими операциями (сдача и приемка грузов по количеству и по качеству, хранение, подсортировка и т.д.)

Также выделяют внутрипроизводственные логистические функции:

1) планирование товара;

2) планирование услуг;

3) упаковка;

4) снабжение производства сырьем, материалами, комплектующими частями и другими видами материальных ресурсов;

5) пополнение запасов в системе распределения;

6) контроль за производственными процессами;

7) проектирование и развитие складского хозяйства предприятия;

8) финансирование закупок оборудования;

9) управление транспортом;

10) управление запасами

Понятие логистической системы является главным в логистике. Сложная организационная система, состоящая из фрагментов звеньев, объединенных в одном процессе управления материальными и сопутствующими процессами, является логистической. Между элементами-звеньями логистической системы установлены определенные функциональные связи и отношения. Некоторый экономический и функциальнообособленный объект называется логистическим звеном системы. Он выполняет свою узкую роль, определенную логистическими операциями и функциями. Существует несколько типов звеньев логистической системы: генерирующие, преобразующие и поглощающие. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых представлены сразу три основных типа, скомбинированные в различных сочетаниях.

Еще одним понятием логистики является логистическая цепь. Большое количество звеньев логистической системы представляют логистическую цепь.

Следующее понятие в логистике - логистическая сеть. Логистическая сеть - это большое количество звеньев логистической системы, находящихся во взаимосвязи между собой по материальным или сопутствующим им информационным и денежным потокам в границах логистической системы.

Логистическим каналом считается упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя полный объем логистических цепей или их участников, проводящее материальные потоки от поставщика материальных ресурсов, нужных для изготовления конкретного типа товара, до непосредственных потребителей.

Под понятие логистического канала подпадают внешние, внутрипроизводственные и макрологистические группы в пределах определенных рамок каждой логистической операции. Поэтому принципиально важным является понятие об общих логистических издержках.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из функций логистики представляет собой однородную (с точки зрения цели) совокупность действий.

К основным логистическим функциям относят планирование материального обеспечения производства, управление ходом выполнения производственных заказов, управление запасами, управление распределением продукции. К логистическим функциям могут быть также отнесены прогнозирование, контроль, регулирование.

Логистическая цепь. Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемой логистической цепью.

Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции по проведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления. Основными звеньями логистической цепи являются:

§ поставщики материалов;

§ склады;

§ транспорт;

§ распределительные центры;

§ производители товаров;

§ потребители продукции.

Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Различают макро- и микрологистические системы.

Макрологистическая система – это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или групп стран.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем:

1. с прямыми связями – доведение материального потока до потребителей осуществляется без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей;

2. эшелонированные – в таких системах материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит по крайней мере через одного посредника;

3. гибкие – в этом случае доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников. Например, снабжение запасными частями: отгрузка деталей редкого спроса обычно производится с центрального склада непосредственно в адрес получателя, а отгрузка стандартных деталей – со склада посредника.

Микрологистические системы представляют собой структурные составляющие макрологистических систем, класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой (производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы).

Так ли логистика страшно далека от нашей повседневной жизни?
Мы не будем здесь рассматривать мужчин с их пристрастием к скоростным транспортным средствам и крепким наливным грузам. Давайте разберем, какую же роль играет логистика в жизни женщины.
Начнем с логистики снабжения. Опыт работы в закупках у любой женщины – с первого слова «дай». И кто, как не женщина, знает, где можно купить подешевле, а где покачественнее, и на чем нужно сэкономить, чтобы еще и на новые туфли хватило. А как женщина выбирает себе партнера? Это же полный аналог задачи выбора поставщика с оценкой претендентов по критериям. Что лучше: молодой и только перспективный или уже с виллой на берегу океана и лысиной? Вот тут важно не ошибиться с подбором весовых коэффициентов критериев. Проще тендер объявить…
В управлении запасами женщине равных нет. К чему эта формула Уилсона, если когда и сколько покупать гречки до восполнения оптимального запаса на кухне женщина легко определяет на глаз. Вот где профессионализм! А загляните в кухонный шкаф. Все расставлено в соответствии с принципами оптимальности складской логистики: часто используемые кастрюли впереди, соль и перец на расстоянии вытянутой руки, пространство полок используется максимально, первым делом уничтожаются продукты, положенные на хранение раньше других и т.д.
Посмотрите, как женщина возвращается с работы домой. Ее маршрут занимает минимум времени при максимальной эффективности, что соответствует требованиям разработки маршрутов в транспортной логистике. Ей нужно зайти в магазин (решив по пути задачу линейного программирования о покупке по минимальной цене набора продуктов с ограничением по их питательности и полезности), заплатить по счетам в банке (управление финансовыми потоками, к сожалению исходящими), встретить подружку и обсудить с ней последние новости: кто, когда и с кем был замечен (управление информационными потоками, этим искусством женщина владеет в совершенстве), ну и не забыть забрать ребенка из детсада (это же логистика возвратов, да простят меня за такое сравнение).
Пора приступать к приготовлению ужина. Вот тут то и начинается бережливое производство. Все муды, потери по-нашему, искореняются на корню. Проверьте сами: отсутствуют ненужные перемещения в поисках ложки или полотенца, во время ожидания моется посуда, про дефекты и говорить нечего (горячее сырым не бывает), перепроизводство – Шарику (так и было задумано). В результате ужин готов точно-во-время, домочадцы еще не лежат в голодном обмороке и не пришлось разогревать уже остывшее.
Можно долго говорить о способах распределения выстиранных и отглаженных рубашек мужу. Или о результатах упорядочения содержимого сумочки по системе 5С. Женщине не надо проводить АВС-анализ, чтобы убедиться, что переклеить обои в гостиной сейчас важнее, чем выправить какую-то вмятину на заднем крыле.
Получается, что логистика у женщины в крови, хотя она об этом даже не догадывается…

Управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) как научная дисциплина изучает ресурсы промышленных, логистических и торговых предприятий, а также принимаемые людьми решения в отношении процессов межорганизационного взаимодействия для преобразования, трансформации и использования этих ресурсов на всей протяженности цепи создания стоимости от источников исходного сырья до конечного потребителя. С практической точки зрения это системный подход к интегрированному планированию и управлению всем потоком информации, материалов и услуг от конечного потребителя через предприятия и склады до поставщиков сырья.

Цепь поставок (процессное понимание) — это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.

Цепь поставок (объектное понимание) — это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.

Управление цепями поставок УЦП/SCM - сформировалось как естественное продолжение интегрированной логистики.

Наши рекомендации