Тема 7. Сравнительный анализ кейнсианской и монетарной концепций государственного регулирования
1. Исторические предпосылки возникновения теорий и правительственных программ стабилизации экономики.
2.Концепция Дж. М. Кейнса об «основном психологическом законе», «мультипликаторе инвестиций», и «эффективном спросе».
3.Меры государственного регулирования экономики в учении Дж. М. Кейнса.
4.Неолиберализм как альтернатива кейнсианству.
5. Чикагская школа неолиберализма. Монетарная концепция регулирования экономики М. Фридмена.
Темы рефератов (докладов)
1.Структура и основные идеи работы Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
2.Кейнсианская макроэкономическая модель.
3.Экономические учения последователей Дж. М. Кейнса.
4. Фридменовская концепция борьбы с инфляцией.
5. Отличие учения М. Фридмена и Дж. М. Кейнса.
Задания
1.В чем, по Вашему мнению, М. Фридмен расходится Дж. М. Кейнсом в оценке кризиса 1929-1933 гг . и путей выхода из депрессии.
2. В чем, на Ваш взгляд, в современной России проявляется действие основного психологического закона, выведенного Дж. М. Кейнсом?
3. На какой из элементов совокупного спроса, по Вашему мнению, следовало бы активнее воздействовать в условиях экономики современной России? Свою точку зрения аргументируйте.
4.Составьте сравнительную характеристику неоклассического синтеза П. Самуэльсона и теории Дж.М. Кейнса по следующей схеме: а)проблема полной занятости; б) бюджетная политика; в) кредитно-денежная политика. В какой из этих двух теорий, по Вашему, сильнее выражена роль государства в экономике? Свой ответ аргументируйте.
5. В чем, по Вашему мнению, М. Фридмен расходится Дж. М. Кейнсом в оценке кризиса 1929-1933гг. и путей выхода из депрессии? Приведите сравнительый анализ монетаризма и кейнсианства по следующей схеме: а) отношение к безработице? б) отношение к инфляция; в) роль бюджетного дефицита; г).темпы роста денежной массы. Какие методы, на Ваш взгляд, шире используются сейчас в России – кейнсианские или монетаристские? Свой ответ аргументируйте.
Список первоисточников и литературы: [8], [10], [17], [22-24], [31], [37], [45], [53], [56], [58], [59].
Тема 8. Развитие экономической теории в России
1. Экономические взгляды М. И. Туган-Барановского.
2. Теория “длинных волн” Н. Д. Кондратьева.
3. Концепция трудового крестьянского хозяйства А. В. Чаянова.
4.Теория оптимального использования ресурсов А. В. Канторовича.
5. Развитие экономической теории в период современных реформ.
Темы рефератов (докладов)
1. А. В. Чаянов – защитник трудового крестьянства и кооперации.
2. И. В. Сталин: апология тоталитаризма в марксистском облачении.
3. В. И. Ленин – теоретик или политический вождь?
4. Л. И. Юровский и денежная реформа 1922 –1924 г г.
5. А.В. Канторович – создатель теории линейного программирования.
Задания
1. Как, на Ваш взгляд, сочетались теории Н. Д. Кондратьева и А. В. Чаянова о путях развития крестьянского хозяйства с проводимым в СССР курсом на коллективизацию?
2. Объясните причины, по которым теория оптимального использования ресурсов Л. Канторовича называлась в СССР теорией оптимального планирования.
Список первоисточников и литературы: [1], [6], [16], [20], [21], [25], [28-30], [39], [42], [46], [54-56], [60].
Вопросы к экзамену (зачету) по дисциплине «История экономических учений»
Введение
1. Основные направления современной экономической мысли.
2. Предмет и метод истории экономических учений.
3. Экономическая теория и экономическая политика.
Экономические воззрения эпохи дорыночных отношений
4.Античное представление об экономике. «Экономика» Ксенофонта. Экономические взгляды Платона.
5.Аристотель о способах достижения богатства. Экономика и хрематистика.
6.Развитие экономических идей в средние века с позиций религиозной этики. Фома Аквинский: отношение к прибыли, проценту, ренте, понятие «справедливой» цены.
Меркантилизм
7.Теория и политика меркантилизма. Взгляды Т.Мэна, А.Монкретьена.
8.Особенности русского меркантилизма, экономические программы А.Ордын-Нащокина, И.Г.Посошкова.
Физиократы
9. Представление школы физиократов о богатстве и его источниках. Взгляды на производительный труд и чистый продукт, на происхождение доходов различных групп общества.
10. Значение «Экономические таблицы» Ф.Кенэ. Товарные и денежные потоки. Концепция "Laisser faire"..
11. Сравните взгляды меркантилистов и физиократов.
Классическая школа
12. Зарождение трудовой теории стоимости в трудах У.Петти. Значение его работы «Политическая арифметика».
13.Экономическое учение А.Смита: теория стоимости, трактовки разделения труда, денег, капитала. Рынок как саморегулируемая система.
14. А.Смит как глава английской классической школы политэкономии. «Исследование о природе и причинах богатства народов». Концепция «человека экономического» и «невидимой руки»
15. Взгляды Д. Рикардо на стоимость, заработную плату, капитал, ренту. Закон сравнительных преимуществ.
16. Экономические воззрения Ж.-Б. Сея. Закон рынков Сея.
17. Теория народонаселения Т.Мальтуса.
18. Заслуга Д.С.Милля в обобщении и систематизации достижений классической школы.
19. Классическая школа: основные идеи и этапы становления.
Марксизм
20. Экономическое учение К.Маркса. Развитие трудовой стоимости в «Капитале»» Теория прибавочной стоимости.
Историческая школа
21. Историческая школа, ее особенности. Теория национальной политической экономии Ф.Листа.
22. «Новейшая» историческая школа. (В.Зомбарт, М.Вебер)ъ
Лозаннская школа
23. Лозаннская школа. Теория общего экономического равновесия Л.Вальраса. Оптимум В. Парето.