Сравнительный анализ разных концепций фирмы

Окружение, в котором функционируют предприятия, представляет собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции мира и общества возникают новые уровни ее организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся условия и трансформируют их. В таком процессе постоянно возникают новые среды для существования и развития предприятий, что влечет и изменения в их внутренней среде. Чтобы выявить закономерности, происходящих процессов, необходимо проследить основные тенденции развития внутренних системных изменений.

Изменения как философское понятие, характеризует форму бытия объектов и явлений, любое их движение и взаимодействие, переход от одного состояния в другое, включающий и пространственное перемещение тел, и внутренние превращения форм. Оно включает в себя как количественные, так и качественные трансформации самих тел и законов движения материи. Таким образом, изменения охватывают все процессы развития и возникновения новых явлений, и как категория философского знания стоит в одном ряду с такими базовыми понятиями - рост, эволюция, развитие.

В раскрытии сущности данной категории важную роль играет определяющий термин – организационные, который отражает специфику осуществляемых и происходящих изменений. Поэтому целесообразно уточнить это понятие, используя положения теории организации и системную методологию.

При всем многообразии понятия «организация» выделяются два основных определения термина, предполагающих изучение организации как а) явление и как б) процесс (табл.1).

Таблица 1. Основные точки зрения на феномен «организации»

Термин Трактовка
Организация как явление Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных частей целого, обусловленные внутренним законами его строения.
Организация как процесс Совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей и отношений между частями целого.

В теории менеджмента организация определяется как социально-экономическая система (организация как явление), принципиальным элементом которой является человек. Основными внутренними переменными социально-экономической системы являются: цели, структура, задачи, технология, люди .

Общая теория систем позволяет рассматривать организацию как систему и классифицировать эту категорию, по следующим трем признакам: структура, пространство и время (табл.2).

Таблица 2. Основные аспекты «организации» в рамках общей теории систем

Аспекты понятия «организа- ция» Сущность «организации» в рамках данного аспекта Основные положения Последователи теории
Структура Это совокупность экономических объектов и субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сферах производства, распределения, обмена, потребления и образующих единое целое Система – это не только совокупность элементов, но и упорядоченность отношений между ними. Структура отражает механизм работы системы Р.Акофф, В.Садовский
Пространственные характеристики Это область взаимодействия экономики, культуры, политики, социологии, психологии и др., идентифицированная в соответствии с целями и задачами исследования Система – относительно устойчивая часть окружающего мира, выделенная исследователем с помощью идентифицирующих признаков, обладающая внутренними и внешними связями С.Бир, У.Эшби, Г.Клейнер
Время и динамические характеристики Это система многоцелевого функционирования Система – совокупность некоторых элементов, наделенная определенными принципами функционирования, имеющая целенаправленное поведение и реализующая принцип обратной связи Л.Берталанфи, С.Бир, И.Ансофф, Д.Форрестер

Основываясь на предыдущих дефинициях, под организационными изменениями в общем виде будем понимать процессы преобразования или движения структуры, функционирования и поведения системы. Здесь важно отметить целенаправленность действий, существование некоторого переходного процесса и наличие двух состояний - желаемого и существующего.

С точки зрения внутренней адаптации базисными изменениями в любой системе являются структурные преобразования, кающиеся ее элементов, связей и отношений между ними, ведущих в свою очередь к изменениям в поведении и функционировании всей системы.

Как было отмечено выше, «изменения» стоят в одном ряду с понятиями характеризующим процессы развития. Изучение процесса развития организации в современной экономической теории способствовало возникновению следующих основных концепций:

- неоклассической или оптимизационной;

- поведенческой или предпринимательской:

- институциональной;

- эволюционной.

В рамках оптимизационной концепции развитие исследуют классическая и неоклассическая теория фирмы (А.Сит, А.Маршал, Дж.Хикс, Дж.Робинсон, К.Эрроу и др.) [2]. В этих теориях исследование поведения фирмы строится на следующих ключевых предпосылках:

- Фирма - неотъемлемая часть рынка, элемент его структуры, преобразующий ресурсы в продукцию на основе определенного технологического процесса.

- Функционирование фирмы – реакция на изменение цен на ресурсы и товары.

- Изучение поведения индивидуального потребителя представляет собой шаг на пути к анализу поведения группы потребителей на рынке, т.к. спрос отдельных индивидов объединяется.

- Одним из главных мотивов поведения совокупности экономических субъектов является движение к стабильному равновесию между спросом и предложением.

- Нестабильность, ситуация неравновесия носят случайный характер и рассматриваются как временные колебательные процессы.

Отсюда развитие фирмы определяется экзогенными факторами – конкуренцией на рынке и ценовой информацией. Так, Дж Хикс, описавший динамику функционирования экономической системы, связывает ее с изменениями действительных и ожидаемых цен. А Дж. Робинсон описывает многообразие поведения фирмы в зависимости от структуры рынка, рыночной власти, конкуренции, монополии, ценовой дискриминации.

Оптимизационная концепция предусматривает при объяснении целей и поведения фирмы использование максимизационного подхода. В качестве его основных компонентов можно выделить:

· Определение целевой функции или параметров оптимизации.

· Объяснение правил принятия решений об изменениях, как обоснованного выбора из полного множества альтернативных действий при известных ограничениях.

В неоклассической концепции поведение фирмы рассматривается как аддитивное по отношению к поведению индивидов, в качестве целевой функции в большинстве случаев берется максимизация прибыли или ожидания прибыли, а правило движения фирмы к цели (т.е. принятие решений об изменении) – рациональный выбор из множества известных альтернатив. Причем в неоклассических теориях допускается, что рациональное решение - оптимальное с точки зрения ожидаемых результатов.

К оптимизационной концепции, также можно отнести менеджериальные концепции фирмы (В.Баумоль, Я.Маршак, Д.Миллер, Р.Маррис и др.), т.к. в них для объяснения динамики фирмы также используется максимизационный подход, изменяется лишь целевая функция.

Резюмируя вышеизложенное, имеем, что в оптимизационных концепциях экономические изменения – реакция на экзогенные факторы, направленная на оптимизацию ее параметров (прибыли, совокупной выручки, темпов роста и т.д.), основанная на полной информации и рациональном характере принятия решений. В структурном аспекте это скорее изменения в производственной функции организации, изменение характера производственных отношений.

Положительной стороной исследуемой концепции является ее прикладной характер в вопросах экономического анализа внешних требований к организации, а также измеряемых количественных показателей и критериев экономических изменений микроуровня.

В качестве недостатков концепции выступают – отсутствие анализа эндогенных факторов изменений, а также смещение акцента исследований на структуру рынка, как основного определяющего фактора развития системы. Допущение о рациональности поведения субъектов и аддитивности их предпочтений не позволяет использовать теорию при исследовании механизмов принятия решений, правил и алгоритмов изменений.

Основные положения данной концепции выступают в дальнейшем базой для сравнения в других научных направлениях, рассматривающих изменения как процесс, носящий кумулятивный характер и зависящий не только от внешних, но и от внутренних факторов.

Основу поведенческой концепции в экономической теории закладывали труды Г.Саймона, Д.Марча, Д.Линдблома, В.Врума, где фирма рассматривается как с позиции реальных процессов, так и в ракурсе процессов познания, коллективных процессов коммуникаций и принятий решений [4].

Г.Саймон определяет фирму как адаптивную систему, включающую материальные, человеческие, социальные компоненты, связанные коммуникационной сетью и общим стремлением ее членов сотрудничать друг с другом для достижения общих целей.

В бихевиористической концепции фирма не отождествляется с рынком, а противостоит ему. Изменения определяются и внешними, рыночными факторами и внутренними процессами фирмы. В отличии от «атомизма» неоклассических концепций, предусматривающего что свойства системы есть свойства его элементов, здесь присутствует «холизм» - подход при котором подчеркивается влияние связей между элементами на свойство всей системы в целом и преобладание социальных отношений над психофизическими качествами индивидов.

Динамика развития фирмы рассматривается не как дискретные отклонения от равновесия, а как непрерывный процесс принятия решений и постоянного выбора. Акцент исследований делается на правилах принятия решений, в противовес оптимизационному подходу, и рассматривается как поиск удовлетворительных, а не оптимальных альтернатив. Выбор решений и выявление их последствий осуществляется в процессе поиска и в зависимости от конкретных условий.

Таким образом, изменения фирмы в данной концепции - это поиск и отбор новых правил принятия решений под воздействием внутренних и внешних факторов, носящих многоцелевой, часто противоречивый характер. В структурном аспекте это изменения информационно-конгнитивных коммуникационных отношений.

Основным недостатком направления является отсутствие критериев для оценки выбранных решений, оценки влияния различных внешних факторов. Но несмотря, на это целесообразность использования подхода при анализе поведения фирмы и ее субъектов, возникновении конфликтов внутри организации обоснованна.

Рассматривая фирму как институциональное соглашение, как систему отношений, между определенными институтами, возникающих для эффективной замены рыночной координации, институциональная концепция (Д.Норт, Р.Коуз, О.Уильмсон и др.) расширяет представления о субъектах микро-уровня, которые имеют собственную функцию полезности, регулирующую их поведение [3].

Выгода от их взаимодействия внутри фирмы объясняется существованием транзакционных издержек, связанных с неопределенностью, высокой стоимостью получения информации, ее ассиметрией в распределении между участниками рыночного обмена.

Таким образом, поведение фирмы зависит от заключенных внешних и внутренних соглашений и контрактов, которые минимизируют транзакционные издержки и определяют возможности и ограничения фирмы.

Как и неоклассическая теория, данная концепция признает такие рыночные факторы как конкуренцию и механизм формирования цен, поэтому основной акцент в исследовании смещен на институциональные источники изменений. Под институтами подразумеваются формальные и неформальные правила и определенные характеристики принуждения к их выполнению. Они представляет собой устойчивую во времени «субстанцию», несущую в себе весь накопленные ранее опыт и наделенную способностью к изменениям.

Согласно концепции Д.Норта, именно институциональные ограничения, институциональная структура определяют поведение организации, задают направления и рамки для изменений, обеспечивают зависимость от траектории развития. Такие изменения являются непрерывными и часто направлены на реализацию интересов уже существующих организаций.

Исходя из вышеизложенного очевидно, что в институциональной концепции изменения – непрерывные и обусловлены взаимодействием между институтами и организациями в условиях конкуренции, дорогостоящей и неполной информации. В структурном аспекте это изменения контрактных и неформальных организационных отношений.

Данное направление позволяет исследовать институты с точки зрения эффективности размещения ресурсов и восприятия, принятия решений. Но дать точный ответ на наличие взаимосвязи между институциональными изменениями и изменениями самой организацией оно не может.

В эволюционной концепции, представителями которой являются Р.Нельсон, Дж.Сильверберг, С.Уинтер, Дж.Меткапф, фирма рассматривается как один из объектов в среде подобных, которую можно уподобить биологической популяции.

Поведение фирмы определяется как взаимоотношениями между членами популяции, так и внутренними устойчивыми, технологическими, инвестиционными управленческими операциями. В концепции Р.Нельсона и С.Уинтера эти операции называются «рутинами», они используются фирмой практически автоматически, без «технологии обдумывания». В «рутинах» хранится и запоминается путем «делания» наиболее существенная координирующая информация об организации, они подобно биологическим генам наследуют, транслируют информацию и обладают способностью изменяться во времени и мутировать.

Изменения фирмы обуславливаются реакцией на воздействие внешних и внутренних сигналов и обуславливаются «рутинами поиска». Подчеркивается случайный, вероятностный характер поиска, выбора и принятия решений, определяющий динамику фирмы. Фирма изменяется, постоянно ведет поиск и сохраняет «рутины», пока они обеспечивают рентабельность и выживаемость на рынке.

Как и в институциональной концепции, поиск определяется «рутинами», применявшимися в прошлом, а не является обдуманным рациональным выбором из обширного списка альтернатив. Подчеркивается, что нет четкой границы между принятием решения, выбором действия и его осуществлением.

Эволюционная концепция фирмы связывает цели изменений, с динамическими критериями, меняющимися от периода к периоду и зависящими от логики ситуации, необходимости роста, расширения капитала, объема производства, рынка и пр.

Таким образом, изменения в данной концепции представлены в виде, непрерывного рутинизированного поиска, определяемого прошлым опытом и случайной комбинацией внешних сигналов: технологиями, ценами, спросом, конкуренцией, который обеспечивает динамику фирмы и отрасли в целом. В структурном аспекте она исследует скорее внутриотраслевую, чем внутрифирменную динамику отношений.

Достоинством данной концепции являются формальные модели экономических изменений, построенные на аппарате Марковских случайных процессов, позволяющие исследовать и связывать процессы экономического роста, конкуренции путем инноваций, изменений рыночной структуры. Но, как и в институциональном случае, концепция оставляет открытыми вопросы возникновения фирмы, систематизации внутрифирменных событий, механизмов и алгоритмов динамики внутрифирменного потенциала.

Рассмотренные концепции исследуют экономические изменения на микроуровне, в структурном аспекте, и при этом согласуются с выделенными внутренними элементами организации (рис.1) следующим образом (табл.3).

Таблица 3. Взаимосвязь концепций развития и основных элементов организации

Наименование концепции Направление исследуемых изменений Недостатки Направления согласований концепции с элементами организации
Неоклассическая Производственные процессы Не рассматривается влияние конгнитивных, институциональных ограничений Интеграция целей
Поведенческая Информационно-когнитивный аспект отношений Не исследуется механизм возникновения правил и их сочетаний в рамках социально-экономических микросистем Объединение людей
Институциональная Контрактные и неформальные внутриорганизационные отношения Не исследуется влияние организации на изменение институтов и институциональных изменений на транзакционные издержки Изменение в структуре и поведении
Эволюционная Внутриотраслевые отношения Не исследуется динамика внутреннего потенциала и координационных отношений Интеграция деятельности- технологии и задач

Приведенные в таблице направления согласований между концепциями и элементами организации позволяют выбрать стратегию организационных изменений в зависимости от приоритетности и степени развития внутреннего потенциала организации.

С точки зрения менеджмента фирмы классификационным признаком для описанных четырех разновидностей концепций развития организации является степень неопределенности при принятии решений и степень формализации этих решений, а также используемый метод управления. Согласно данным признакам соотношение концепции отражено в табл.4.

Таблица 4. Матрица соотношения концепций развития в зависимости от степени определенности при принятии решений и их формализаций

Разновидность концепций изменения организации Степень определенности при принятии решений
Высокая Низкая
Степень формализации УР Низкая и эвристический метод управления Эволюционная Поведенческая
Высокая и научный метод управления Неоклассическая Институциональная

Данная матрица позволяет связать процесс реализации организационных изменений с процессом управления организационными изменениями. Для раскрытия сущности приведенных концепций в рамках теории управления сопоставим их с имеющимися научными направлениями в менеджменте, табл.5.

Таблица 5. Взаимосвязь основных теорий управления и концепций развития организации

Основные теории управления Наименование концепций
Неоклассическая Поведенческая Институциональная Эволюционная
Научное управление Школа человеческих отношений Количественный подход Инновационный подход
Классическая административная школа Поведенческая школа Системный подход
Теории стратегий Теории лидерства Ситуационный подход
Теория принятия решений Интуитивистский подход  

Таким образом, знание сущности организационных изменений позволяет найти подходящий способ управления их реализацией, с учетом его основных преимуществ и недостатков.

Однако наращивание адаптационных способностей у организации в реальном масштабе времени, за счет переосмысления формы, структуры и способа ведения бизнеса является процессом неоднозначным и требующим креативного подхода, основанного на синтезе имеющихся концепций и теорий.

Наши рекомендации