И его поведение на рынке продукта

Монополистическая конкуренция - это такая рыночная ситуация, при которой относительно большое количество фирм предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Продукция дифференцируется по качеству, спросу, оформлению, товарной марке, условиям продажи, послепродажному обслуживанию. Отсюда следует, что фирмы вступают в соперничество не только через цены, но и путем дифференциации продукции и услуг. Другой важной чертой рынка монополистической конкуренции является относительная легкость вступления в рынок. Фирмы, как правило, не являются крупными, а потому сравнительно не велик и требующийся для их становления начальный капитал.

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что теория монополистической конкуренции основывается на четырех принципиальных положениях.

1. Кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли; ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли, поскольку на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирме возможность получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде. Рассмотрим рис. 6.10.

 
  И его поведение на рынке продукта - student2.ru

И его поведение на рынке продукта - student2.ru И его поведение на рынке продукта - student2.ru И его поведение на рынке продукта - student2.ru И его поведение на рынке продукта - student2.ru И его поведение на рынке продукта - student2.ru

Рис. 6.10. Равновесие фирм в краткосрочном периоде

в условиях монополистической конкуренции

Рассмотрим рис. 6.10, максимизирующий прибыль объем производства достигается при равенстве предельного дохода и предельных издержек, т.е. находится в точке пересечения МС и MR. Поскольку соответствующая цена P превышает средние общие издержки (АТС), фирма зарабатывает прибыль, обозначенную заштрихованным прямоугольником.

2. Экономическая прибыль в краткосрочном периоде привлекает новые фирмы в отрасль. Появление каждой новой фирмы будет приводить к тому, что рыночный спрос покупателей на данный товар начнет распределяться на все большее количество фирм, и кривая спроса отдельной фирмы переместится влево (кривая D1), наконец наступит такой момент, когда экономическая прибыль фирмы станет нулевой и вход новых фирм прекратится. На рис. 6.11 такое состояние фирмы отмечено в точке B, где кривая средних общих издержек (АТС) лишь соприкасается с кривой спроса (D1).

3. В условиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы наступает тогда, когда цена продаваемого товара (т.е. величина среднего дохода) становится равной величине средних общих издержек (точка В), что обеспечивает безубыточность фирмы, т.е. получение ею нормальной прибыли. Однако отдельные фирмы и в долгосрочном периоде могут получать небольшую экономическую прибыль, если они имеют патент или их продукт чрезвычайно сложно воспроизвести конкурентам, а также за счет увеличения и улучшения качества рекламы.

4. В отрасль входит достаточное количество конкурирующих друг с другом фирм, так что каждая отдельная фирма проводит собственную ценовую политику, невзирая на реакцию конкурентов.

И его поведение на рынке продукта - student2.ru И его поведение на рынке продукта - student2.ru И его поведение на рынке продукта - student2.ru И его поведение на рынке продукта - student2.ru И его поведение на рынке продукта - student2.ru И его поведение на рынке продукта - student2.ru И его поведение на рынке продукта - student2.ru

Рис. 6.11. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

Если рассмотреть рис. 6.11, то можно увидеть, что при равновесии в точке В (в долгосрочном периоде) фирма, действуя в условиях совершенной конкуренции, обязательно увеличила бы выпуск продукции до уровня QC, поскольку в точке С она имеет минимальные средние общие издержки, т.е. она получила бы максимальную прибыль. Значит, в условиях монополистической конкуренции каждая фирма действует с полной загрузкой производственных мощностей и издержки на единицу товара более высокие, чем при совершенной конкуренции, однако производится более широкий ассортимент товаров. Иными словами, потребители приобретают товар по более высокой цене, чем могли бы при совершенной конкуренции, но благодаря дифференциации продукции они полнее реализуют свои разнообразные вкусы.

Наши рекомендации