Рынок как саморегулирующийся механизм. Модели частичного и общего равновесия.
Предпринимательство и прибыль.
Предпринимательство –самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).
Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).
Функции предпринимательства:
· Соединение других ресурсов – труда, капитала, земли – для производства товаров и услуг;
· Принятие основных решений связанных с деятельностью фирмы
· Осуществление нововведений в производстве или в сбыте продукции
· Взятие на себя рисков, вытекающих из выполнения предпринимательских функций
В рыночном хозяйстве вознаграждением за предпринимательство выступает прибыль.
Прибыль –это разность между валовым доходом и валовыми издержками.
Различают прибыль экономическую и бухгалтерскую.
Экономическая прибыль – это общая выручка за вычетом всех издержек и внешних и внутренних, включая нормальную прибыль.
Бухгалтерская прибыль – общая прибыль фирмы за вычетом только внешних издержек.
Источники экономической прибыли: 1) Экономическую прибыль можно рассматривать как вознаграждение за принятие предпринимателем риска, связанного с неопределенностью, присущей развитию рыночной экономики. 2) экономическую прибыль можно рассматривать как вознаграждение за инновации. 3) источником экономической прибыли может стать обладание монопольной властью на рынке
Функции прибыли: 1) Ожидание экономической прибыли стимулирует наиболее эффективное использование ресурсов.2) Существование экономической прибыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными способами их применения.
Рынок как саморегулирующийся механизм. Модели частичного и общего равновесия.
Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала.
Время от времени предложение полностью находит свой спрос и рынок приходит в сбалансированное состояние. Сбалансированность рынка, т. е. равенство между спросом и предложением, называется рыночным равновесием.
В неоклассической экономической теории существует два подхода к исследованию рыночного равновесия - по Вальрасу и по Маршаллу.
В подходе Вальраса акцент делается на том, что равновесие
устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса, или избыточного объема предложения на цену, т. е. посредством количественной (объемной) подстройки рыночного механизма.
В соответствии с трактовкой Маршалла, равновесие устанавливется автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложения, т. е. в результате ценовой подстройки, что соответствует большому долгосрочному периоду.
Помимо традиционной модели равновесия, существует модель краевого равновесия,возникающего при нулевой цене или при нулевых спросе и предложении.
Если экономическое благо находится в избыточном количестве по отношению к спросу, то перед нами - как свободное, или неэкономическое благо (например, чистый воздух, вода источника и т. д.); равновесие в таком случае наступает при нулевой цене.
Равновесие на «непроизводимые блага», характеризуется нулевым объемом спроса и предложения.
Рынки большинства нормальных товаров, спрос на которые обратно пропорционален цене, а предложение - прямо пропорционально цене, характеризуются единственностью равновесия.
Частичное равновесие – установление и устойчивость равновесия га рынке одного товара или отрасли;
Общее равновесие -равновесное состояние всей рыночной системы, что в микроэкономике означает одновременное достижение равновесия на всех рынках (на рынках благ и рынках ресурсов. С помощью модели общего экономического равновесия исследуется взаимосвязь всех рынков экономической системы.
Идеальным проводником информации в условиях совершенной конкуренции является ценовой сигнал, распространяющий сведения об изменении рыночной ситуации по всем рынкам.
Преобразованный ценовой сигнал возвращается на рынок первичной информации и оказывает на него уже внешнее воздействие. Такое явление называется эффектом обратной связи.Ценовые сигналы издают и получают все рынки одновременно, следовательно, эффект обратной связи включает в себя многократные отражения и преобразования ценовых сигналов в единицу времени.