Тема 7. Фирма в условиях несовершенной конкуренции
Основные черты несовершенной конкуренции. Основные условия возникновения монополии и ее виды.
Условия максимизации прибыли или минимизации убытков фирмы - монополиста на краткосрочном временном интервале.
Механизм максимизации прибыли фирмы - монополиста на долгосрочном временном интервале.
Особенности монополистической конкуренции, ее экономические последствия.
Особенности олигополии и ее основные формы.
Основные формальные теории олигополии и их особенности.
Тема 8. Рынок факторов производства
Рынки производственных ресурсов.
Спрос фирмы на ресурсы в условиях совершенной конкуренции.
Кривая спроса и ценовая эластичность спроса па производственные ресурсы.
Спрос на производственные ресурсы в условиях несовершенной конкуренции. Максимально прибыльное равновесие.
Заработная плата и ее формы. Рынки природных ресурсов. Капитал и процентный доход с капитала.
Предпринимательский доход и экономическая прибыль.
Тема 9. Общее равновесие и экономическая эффективность
Анализ общего равновесия. Два взаимозависимых рынка – движение к общему равновесию. Достижение общего равновесия.
Эффективность при обмене. Выгоды торговли. Эффективные распределения. Равновесие потребителей на конкурентном рынке.
Справедливость и эффективность. Граница возможных полезностей. Справедливость и совершенная конкуренция.
Эффективность в производстве. Эффективность вложений. Равновесие производителя на конкурентном рынке факторов.
Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство.
Тема 10. Рынки с асимметричной информацией
Неопределенность качества и рынок «лимонов». Рынок подержанных автомобилей. Значение асимметричной информации.
Рыночные сигналы. Простая модель сигналов на рынке труда. Гарантии и поручительство.
Моральная нагрузка.
Асимметричная информация на рынке труда: теория эффективной заработной платы.
Тема 11. Внерыночные воздействия и общественные блага
Внешние эффекты. Корректирующие налоги и субсидии. Теорема Коуза. Борьба с загрязнением окружающей среды. Способы преодоления трудностей на рынке.
Общественные блага. Проблемы безбилетника. «Провалы» рынка. Функции и роль государства в рыночной экономике.
Общественный выбор. Теория общественного выбора.
Планы семинарских занятий по курсу
«Микроэкономика»
Тема 1. Введение в микроэкономику
1. Основные экономические понятия. Экономические модели.
2. Выбор и ограничения в экономике.
3. Позитивный и нормативный анализ.
4. Микроэкономика и макроэкономика.
5. Методология микроэкономики.
Литература
1. Баликоев В.З.Общая экономическая теория: Учебник для эконом. вузов / В.З. Баликоев. – М.: Омега-Л, 2008. – 732 с. Гл. 1.
2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. Ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с. Гл.2.
3. Долан Э. Рынок: микроэкономическая модель. / Э. Долан, Д. Линдсей СПб.: Питер, 2006. Гл. 1.
4. Гальперин В.М. Микроэкономика. Учебник. В 3-х т. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. – СПб.: Омега-Л, 2008. – 1040. Т.1. Гл. 1.
5. Воробьёв В.А. Микроэкономика: учебное пособие / В.А. Воробьёв, А.В. Бондарь, Н.Н. Сухарева. – Минск: БЭГУ, 2009. – 415 с. Гл. 1.2.
6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2006. – 576 с. Гл. 1.
7. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник / Ю.Н. Черемных. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 848 с. Гл. 1.
Тема 2. Основы теории спроса и предложения
Первое занятие
1. Потребитель как субъект экономических отношений, формирующий спрос. Спрос и факторы, на него влияющие.
2. Производитель как субъект экономических отношений, формирующий предложение. Предложение и факторы, на него влияющие.
3. Равновесная цена. Значение цен в рыночной экономике.
Литература
1. Баликоев В.З.Общая экономическая теория: Учебник для эконом. вузов / В.З. Баликоев. – М.: Омега-Л, 2008. – 732 с. Гл. 4.
2. Макконнелл К. Экономикс. Краткий курс / К. Макконел, С. Брю. – М.: ИНФРА-М. 2008. – 950 с. Гл.4.
3. Воробьёв В.А. Микроэкономика: учебное пособие / В.А. Воробьёв, А.В. Бондарь, Н.Н. Сухарева. – Минск: БЭГУ, 2009. – 415 с. Гл. 4.
4. Гальперин В.М. Микроэкономика. Учебник. В 3-х т. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. – СПб.: Омега-Л, 2008. – 1040. Т.1. Гл. 2.
5. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник / Ю.Н. Черемных. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 848 с. Гл. 4.
6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2006. – 576 с. Гл. 3.
7. Пиндайк Р., Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. - М.: Экономика, 2010. – 510 с. Гл. 6.
8. Экономика: Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2008. – 830 с. Гл. 5.
Второе занятие
1. Эластичность спроса по цене и выручка продавцов (расходы покупателей).
2. Другие виды эластичности спроса.
3. Эластичность предложения.
4. Адаптация спроса и предложения к изменениям рыночных условий.
Литература
1. Воробьёв В.А. Микроэкономика: учебное пособие / В.А. Воробьёв, А.В. Бондарь, Н.Н. Сухарева. – Минск: БЭГУ, 2009. – 415 с. Гл. 5.
2. Макконнелл К. Экономикс. Краткий курс / К. Макконел, С. Брю. – М.: ИНФРА-М. 2008. – 950 с. Гл.22.
3. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. Ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с. Гл. 7.
4. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник / Ю.Н. Черемных. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 848 с. Гл. 4.
5. Экономическая теория. / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с. Гл. 5.
6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2006. – 576 с. Гл. 3.
7. Пиндайк Р., Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. - М.: Экономика, 2010. – 510 с. Гл. 6.