Всемирная торговая организация
1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация, ВТО (World Trade Organization, WTO), учитывающая нормы действовавшего до 1994 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле, ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT).
ГАТТ
Генеральное соглашение по тарифам и торговле играло ведущую роль в регулировании международной торговли. Оно представляло собой многостороннее международное соглашение, содержащее свод правовых норм, на которых основывались торговые отношения между странами-участницами. Соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран. В 1994 г. участниками ГАТТ было 118 государств.
ГАТТ выполняло три функции:. .
оказание воздействия на государственную торговую, политику путем выработки правил мировой торговли;
форум для переговоров по либерализации торговли;
урегулирование споров.
Основной целью ГАТТ было обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем:
ликвидации таможенных и других торговых ограничений;
устранения всех форм дискриминации в международной торговле в целях повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости;
повышения реальных доходов населения и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.
Принципы ГАТТ:
· осуществление торговли без дискриминации (принцип наиболее благоприятствуемой нации: все договаривающиеся стороны при установлении и отмене пошлин обязаны обеспечивать каждой стране одинаково благоприятные условия);
· защита отечественной промышленности только путем установления таможенных пошлин, а не количественных ограничений и иных мер;
· сокращение пошлин в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их повышение в дальнейшем;
проведение консультаций между странами-участницами для урегулирования проблем торговли;
· обеспечение справедливой конкуренции в результате развития международной торговли;
· заключение региональных торговых соглашений;
· предоставление льготного режима для развивающихся стран;
· установление особых норм регулирования международной торговли текстилем и одеждой.
В структуру ГАТТ входили: сессия договаривающихся сторон, совет представителей, комитеты, рабочие группы, органы по урегулированию споров и секретариат.
До 1994 г. прошли восемь так называемых торговых раундов, целью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров.
1947 — Женева/Швейцария;
1949 — Аннеси/Франция;
1951 —Торки/Великобритания;
1956 — Женева/Швейцария;
1960-1961 — Женева/Швейцария (Диллон-раунд);
1964—1967 — Женева/Швейцария (Кеннеди-раунд);
1973—1979 — Женева/Швейцария (Токио-раунд);
1986-1993 — Женева/Швейцария (Уругвайский раунд).
До 1963 г. в результате 5 туров переговоров были согласованы некоторые взаимные уступки участников по снижению таможенных тарифов, меры по сокращению и регулированию нетарифных торговых барьеров.
В 1964—1967 гг. был проведен 6-й тур переговоров (Кеннеди-раунд), в ходе которого была достигнута договоренность о снижении тарифов в течение 5 лет в среднем на 35%. В ходе этого раунда впервые была сделана попытка существенно ограничить нетарифный протекционизм и был согласован антидемпинговый кодекс.
В 1973-1979 гг. проходил 7-й тур переговоров (Токио-раунд), в рамках которого было намечено поэтапное снижение таможенных пошлин (примерно на 33% на промышленные товары) в течение 8 лет начиная с 1 января 1980 г., а также был достигнут определенный прогресс в сокращении нетарифных барьеров в международной торговле.
В 1986—1993 гг. был проведен Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, в ходе которого была согласована организационная структура, намечены планы и графики работы переговорных групп, образован специальный орган, призванный наблюдать за выполнением обязательств государств-участников не вводить торговые ограничения, противоречащие ГАТТ, и постепенно отменить существующие ограничения. Были созданы 15 переговорных групп: по таможенным тарифам, по нетарифным барьерам, по товарам природного происхождения, по текстилю и одежде, по сельскохозяйственным товарам, по тропическим товарам, по субсидиям и компенсационным пошлинам, по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, по защитным мерам в торговле, по функционированию системы ГАТТ, по соглашениям в рамках ГАТТ, по процедурам разрешения споров, по торговле услугами.
Уругвайский раунд выявил многочисленные конфликты среди участников, особенно по вопросам о распространении правил ГАТТ на торговлю сельскохозяйственными товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность. Сохраняющиеся противоречия в торговле аграрными товарами и в области субсидирования сельскохозяйственного производства, особенно между США и ЕС, а также между развивающимися и промышленно развитыми странами, не позволили, как намечалось, подписать в декабре 1990 г. заключительный документ.
Заключительный акт Уругвайского раунда (118 государств-участников, подписан в 1994 г.) распространяется на все сферы переговоров, зафиксированные в Декларации Пунта-дель-Эсте 1986 г. (в первой части Декларации речь шла о движении товаров в целях дальнейшей либерализации и расширения мировой торговли, усиления роли ГАТТ, совершенствования мировой торговой системы и поощрения мирового сотрудничества путем усиления координации торговой политики, во второй части — о создании рамочных условий для торговли услугами), за исключением результатов переговоров о доступе к рынку (обещания многих стран сократить или отменить определенные таможенные пошлины и нетарифные ограничения в сфере торговли товарами), а также первоначальных договоренностей о либерализации торговли услугами.
Итогами Уругвайского раунда стали создание новой многосторонней системы международной торговли и замена ГАТТ Всемирной торговой организацией (ВТО). Заключительный акт содержит:
· соглашение об образовании ВТО (заменяет ГАТТ после ратификации);
· соглашение о таможенных тарифах и торговле товарами 1994 г. с многочисленными меморандумами по отдельным товарным группам;
· протокол Уругвайского раунда (включен в ГАТТ в 1994 г.);
· генеральное соглашение по торговле услугами;
· меморандум по процедуре урегулирования споров (в случае установления нарушений согласованных торговых норм будущие члены ВТО обязаны, с одной стороны, отказаться от проведения односторонних акций, а с другой — привести в действие предусмотренный меморандумом механизм (консультации, создание органа по урегулированию спорных вопросов, выработка им решений, рассмотрение этих решений в апелляционной инстанции);
· процедуру контроля за торговой политикой договаривающихся сторон ГАТТ;
· решение об углублении согласования процессов мировой экономической политики;
· другие соглашения, касающиеся самых различных областей торговли (сельское хозяйство, текстиль и одежда, торговые барьеры, инвестиции в сфере торговле, антидемпинговая политика, торговые аспекты охраны интеллектуальной собственности и др.);
· решение о мерах помощи в случае негативного влияния реформ на развивающиеся страны, зависящие от импорта продовольствия.
Переговоры под эгидой ГАТТ в 60-х и 70-х гг. сократили таможенные барьеры с 25—30 до 3—4% и помогли утроить объем мировой торговли за 70—80-е гг.
ВТО
Подписанное в 1994 г. Соглашение об образовании Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала свою деятельность в 1995 г., предусматривает создание общих институциональных рамок, которые объединили бы предыдущие решения с решениями Уругвайского раунда и включили бы все принятые под патронажем ГАТТ договоренности и соглашения. Новая организация должна руководствоваться в своих действиях Меморандумом о правилах урегулирования споров (Understanding on Rules and Procedures Covering the Settlement of Disputes) и Механизмом пересмотра торговой политики (Trade Policy Review Mechanism).
Основной целью ВТО является коммерческая и экономическая ориентация государств-членов на повышение уровня жизни путем:
обеспечения полной занятости;
роста производства и торгового обмена товарами и услугами;
оптимального использования источников сырья в целях обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды.
ВТО имеет следующую структуру:
1. Конференция министров (раз в два года).
2. Всеобщий совет:
Комитет по урегулированию разногласий,
Комитет по пересмотру торговой политики (Trade Policy Review Mechanism, TPRM).
3. Вспомогательные органы:
Совет по услугам,
Совет по товарам,
Совет по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную собственность;
Комитет по торговле и развитию,
Комитет по бюджетным вопросам.
Согласно положениям ГАТТ и ВТО основным инструментом регулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф. В соответствующих документах содержатся правовые нормы, определяющие условия таможенного тарифного регулирования. Применение для целей регулирования внешней торговли других средств разрешается на основе решений Уругвайского раунда ГАТТ и некоторых других соглашений. Например, допускается принятие следующих мер:
административные ограничения внешней торговли по неэкономическим соображениям;
административные ограничения внешней торговли в целях выхода из тяжелого экономического положения (серьезный ущерб, нанесенный национальной промышленности, нарушение равновесия платежного баланса и др.);
пресечение недобросовестной конкуренции поставщиков иностранных товаров;
добровольные ограничения экспорта и импорта по взаимному согласию правительств или фирм стран — экспортеров и импортеров;
ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям (защита национальной безопасности, охрана окружающей среды и др.).
Однако иногда меры, принимаемые, например, по неэкономическим соображениям, сознательно используются в протекционистских целях. Достигнутые договоренности в рамках ГАТТ/ВТО существенно ограничили возможность произвольной трактовки правил регулирования внешней торговли и создали общие условия их применения. Например, к 2000 г. должны быть отменены добровольные ограничения экспорта и импорта, а срок действия мер против недобросовестной конкуренции ограничен пятью годами.
Для устранения такого серьезного препятствия в международной торговле, каким является расхождение национальных систем внешнеэкономического регулирования, ВТО проводит соответствующую унификацию. Например, установлены общие принципы определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров, действуют соглашения по техническим барьерам в торговле, по санитарным и фитосанитарным нормам и др.
Россия не является членом ВТО, поэтому ее торговые отношения с другими странами основаны не на соответствующих документах ГАТТ/ВТО, а на двусторонних торговых договорах и соглашениях, содержащих режим наибольшего благоприятствования. В то же время вступление в ВТО является одной из приоритетных задач внешнеторговой политики России.