Показатели рентабельности производства.

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько рублей прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

самые распространенные показатели, которые позволяют сделать основные выводы о работе фирмы:

а) Рентабельность производственной деятельности. Данный показатель означает, сколько денежных средств получено за один вложенный рубль затрат. Рентабельность производственной деятельности R,%, вычисляется по формуле:

где, R - рентабельность производственной деятельности, %;

П - прибыль, руб.;

З - затраты, руб.

б) Рентабельность продаж. Показатель означает, сколько копеек прибыли получено с одного рубля товарооборота. Рентабельность продаж R,%, вычисляют по формуле:

где, R - рентабельность продаж, %;

П - прибыль, руб.; В - выручка, руб.

Величина показателя рентабельности продаж широко варьируется в зависимости от сферы деятельности предприятия. Объясняется это различиями в скорости оборота средств, связанными с различиями в размерах используемого капитала, необходимого для хозяйственных операций, в сроках кредитования, величине складских запасов. Длительный оборот капитала делает необходимым получение большей прибыли, чтобы достичь удовлетворительных результатов. Более быстрый оборот капитала приносит те же результаты и при меньшей величине прибыли в расчете на объем выручки.

в) Рентабельность основных средств. Показатель означает, сколько прибыли получено на один рубль основных фондов. Рентабельность основных фондов R,%, вычисляют по формуле:

где, R - рентабельность основных фондов, %;

П - прибыль, руб.;

Оф - стоимость основных фондов, руб.

г) Рентабельность оборотного капитала. Данный показатель означает, сколько прибыли получено с одного рубля оборотных средств. Рентабельность оборотного капитала R,%, вычисляют по формуле:

где, R - рентабельность оборотного капитала, %,

П - прибыль, руб.;

Об - оборотные средства, руб.;

д) Общая рентабельность. Общая рентабельность R,%, вычисляется по формуле:

60.Выручка фирмы: общая, средняя, предельная.

Для описания изменения выручки при увеличении количества продаваемой продукции на всех типах рынка используются показатели валовой, средней и предельной выручки (R – англ. revenue – доход).

Валовая выручка (TR) – это ее общая величина при разных возможных количествах реализуемой продукции. TR= Р*Q.

Средняя выручка (АR) – это выручка, приходящаяся на единицу продукции при разных возможных объемах продаж. .

Предельная выручка (МR) – это прирост объема выручки при продаже дополнительной единицы продукции Q: .

При любом типе рынка фирма максимизирует прибыль (разницу между выручкой и издержками), достигая объема выпуска, при котором предельная выручка равна предельным издержкам (МR=МС). Если МR>МС, фирма упускает часть прибыли, которую она могла бы получить, произведя дополнительное количество продукции, которая обеспечит прирост выручки больший, чем прирост затрат на нее. Если МR<МС, фирма теряет часть прибыли, так как предельная (последняя) единица продукции обходится ей дороже, чем получаемый от нее прирост выручки от ее продажи. Следовательно, фирме следует сократить объем выпуска продукции до оптимального, при котором МR=МС.

Наши рекомендации