Краткосрочное рыночное предложение и его эластичность
Кривая рыночного предложения отражает суммарный объем продукции, поставляемый всеми фирмами, предлагающими стандартизированный продукт на рынок при любой возможной цене.
Объем производства отрасли – это суммарное предложение всех отдельных фирм, следовательно, кривую рыночного предложения можно получить, суммируя по горизонтали индивидуальные кривые предельных издержек всех фирм, работающих на рынке. Процедура суммирования аналогична процедуре получения рыночного спроса как суммы индивидуальных спросов, поэтому предлагается для самостоятельного задания.
Факторы, определяющие общее рыночное предложение:
- количество фирм в отрасли;
- средний размер фирмы в отрасли, измеряемый производственной мощностью;
- цены переменных ресурсов;
- технология, применяемая в отрасли.
Последние три фактора воздействуют на кривые предельных издержек индивидуальных фирм.
Например, чем выше цена переменного ресурса, тем выше предельные издержки фирмы. На графике рост цен на ресурс вызовет сдвиг вверх кривые предельных и средних издержек и уменьшит рыночное предложение.
Напротив, улучшение технологии снизит предельные и средние издержки, и общее рыночное предложение увеличится.
Эластичность рыночного предложения по цене измеряет скорость реакции объема производства отрасли на изменение рыночной цены товара.
Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает процентное изменение предлагаемого количества продукции в ответ на однопроцентное изменение цены:
. (12.1.2)
Так как кривая рыночного предложения имеет положительный наклон (предельные издержки отдельных фирм возрастают), коэффициент эластичности предложения всегда больше нуля.
Величина коэффициента эластичности предложения зависит от темпа, с которым увеличиваются предельные издержки при росте объема выпуска продукции. Как правило, чем больше выпуск, тем более неэластичным по цене становится предложение. В экстремальном случае с достижением максимального использования производственных мощностей кривые предельных издержек будут иметь наклон, равный бесконечности. Это означает, что коэффициент эластичности предложения достигает нуля в краткосрочном плане с приближением к третьей стадии производства. Это так называемое абсолютно неэластичное предложение, когда предприятия и оборудование отрасли настолько загружены, что необходимо строить новые мощности, чтобы увеличить объем выпуска.
Другая крайность – абсолютно эластичное предложение; это имеет место, когда предельные издержки постоянны. Например, такси на нерегулируемом рынке. Люди всегда могут нанять такси при тех же издержках, независимо от того, сколько такси имеется на рынке.
В долгосрочном плане все ресурсы переменны. Фирмы могут успеть расширить производство, новые фирмы могут начать операции. Долгосрочное предложение поэтому, как правило, более эластично, чем краткосрочное.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите условия, которые должны преобладать, чтобы отрасль была совершенно конкурентной. Будет ли кривая спроса конкурентной фирмы с необходимостью горизонтальной линией, если покупатели этой фирмы не знают цены у других фирм?
2. Почему равенство предельного дохода и предельных издержек является существенным для максимизации прибыли во всех рыночных структурах?
3. При каких условиях фирма продолжит действовать на рынке как продавец, даже если не сможет получать от этого прибыль?
4. Если цена капитала растет, цена краткосрочного равновесия для совершенно конкурентной отрасли не изменяется. Правильно или нет это утверждение? Объясните.
5. Предположим, конкурентная фирма на краткосрочном временном интервале получает экономическую прибыль. Продумайте, насколько эффективно фирма использует факторы производства.
Тесты для самопроверки
1. Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает:
а) с кривыми предельной и средней выручки;
б) с кривыми средней и общей выручки;
в) с кривыми предельной и общей выручки;
г) с кривой общей выручки.
2. На коротком временном интервале фирма с целью минимизации потерь или максимизации прибыли не будет производить продукцию, если:
а) цена меньше, чем минимальные средние переменные издержки;
б) цена меньше, чем минимальные средние издержки;
в) цена меньше средних фиксированных издержек;
г) доход фирмы не покрывает всех издержек.
3. Фирма выпускает товар в условиях совершенной конкуренции и продает его по цене Р = 14. Функция полных издержек фирмы: TC = 2q + q3. При каком объеме производства прибыль фирмы будет максимальна:
в) 22;
б) 8;
в) 12;
г) 14?
4. Конкурентная фирма продает школьные тетради по цене 6 руб. за штуку. Общие издержки производства 10 тыс. тетрадей составили 80 тыс. руб., в том числе постоянные - 15 тыс. руб. При этом средние переменные издержки производства оказались минимальными. Наилучшей стратегией фирмы в краткосрочном периоде является:
а) прекращение производства;
б) сокращение выпуска;
в) увеличение выпуска;
г) сохранение неизменного объема продаж.
5. Известно, что издержки конкурентной фирмы заданы формулой TC = 16 + q2. Если рыночная цена на продукцию снижается, то при каком объеме выпуска в краткосрочном периоде фирма не будет получать экономической прибыли:
а) 8;
б) 6;
в) 4;
г) 2?