Индивидуальный и рыночный спрос. В экономической теории принято различать индивидуальный спрос, как спрос отдельного покупателя на определенный товар
В экономической теории принято различать индивидуальный спрос, как спрос отдельного покупателя на определенный товар, и рыночный спрос, т. е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Если обозначить через qij индивидуальный спрос на i-й товар j-го покупателя, то рыночный спрос можно выразить как
где Qi ¾ рыночный спрос, n ¾ число покупателей на рынке.Кривая индивидуального спроса, имея, как и кривая рыночного спроса, отрицательный наклон, т. е. отражая уже описанную обратную зависимость между спросом и ценой, не является плавной, а имеет, скорее, ступенчатый вид.
Неценовые факторы спроса
Среди других неценовых факторов, определяющих объем спроса, следует отметить:· доходы потребителей (I), определяющие величину потребительского бюджета;· цены на другие товары (Pa ... Рn), часть которых тесно связана между собой, например, взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары;· вкусы покупателей (T), на которые влияет множество факторов ¾ от изменчивой моды до национальных традиций;· общее число покупателей или размер рынка (N);· ожидания покупателей, включая инфляционные (W);· прочие факторы (B).
С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде:
QD = f (P, I, Pa...Pn, T, N, W, B).
Если изменение цены в графической интерпретации спроса означало движение вдоль кривой спроса, то изменение неценовых факторов спроса ведет к сдвигу кривой спроса вправо или влево.
Допустим, вследствие уменьшения дохода произошло уменьшение потребительского бюджета и обусловленного им спроса. В нашем примере из-за этого кривая спроса сместится из положения D в положение D2 и при прежней цене колбасы станут покупать меньше (Q2 вместо Q).
Соответственно противоположное событие ¾ рост дохода ¾ приведет к увеличению спроса это сдвиг кривой от D к D1).
ßСдвиги кривой спроса
Действие неценовых факторов спроса (детерминант спроса) зачастую может нейтрализовать влияние цены, т. е. изменение количества покупаемых товаров может происходить внешне независимо от движения цен. Например, если повышение цен и увеличение дохода будут происходить одновременно, то на графике вполне может возникнуть траектория, обозначенная нами точками A, B и С. При первом взгляде на нее может складывается впечатление, что нарушен закон спроса: ведь несмотря на рост цен (от РА до РС) физический объем спроса растет (от QА до QС). В действительности негативное влияние роста цен здесь просто маскируется ростом доходов. Рост цен сократил бы размеры спроса, но из-за роста дохода кривая спроса последовательно перемещалась из положения D2 в положение D, а затем и D1, что вызвало увеличение спроса. Легко видеть, что не будь этого смещения и продолжай действовать кривая спроса D2, даже подъем цен от РА до РB неминуемо вызвал бы резкое снижение спроса.Для выявления влияния того или иного фактора на размер спроса следует абстрагироваться от влияния всех других факторов, т. е. воспользоваться принципом «при прочих равных условиях». Для этого надо, чтобы все параметры, кроме анализируемого, оставались неизменными. Рассмотрим некоторые из перечисленных неценовых факторов спроса: