Тема 4. Основы общественного воспроизводства
Цели освоения дисциплины
Сформировать у студентов систему экономического мышления на основе глубокого понимания явлений, процессов и отношений в экономике страны, а также определяющих их факторов, способов и средств решения экономических проблем.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению: 080100.62 Экономика
Программа входит общепрофессиональный цикл.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины /модуля
В результате изучении дисциплины обучающийся должен обладать следующими обязательными компетенциями:
- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
- способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);
- способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);
- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные понятия, категории и инструменты экономической теории; закономерности функционирования рыночной экономики.
Уметь: работать с источниками социально-экономической информации и статистики; применять полученные знания к анализу экономической реальности; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада; организовать работу малой группы для выполнения конкретного задания.
Владеть: современными методами сбора, обработки и анализа социально-экономических показателей; навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений; приемами и методами экономического анализа.
4. Структура и содержание аудиторной работы по дисциплине/ модулю |
4.1 Тематический план дисциплины/модуля |
N | Раздел Дисциплины/ Модуля | Семестр | Неделя семестра | Виды и часы аудиторной работы, их трудоемкость (в часах) | Текущие формы контроля | ||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | |||||
1. | Тема 1. Возникновение и этапы развития экономической теории | устный опрос, научный доклад | |||||
2. | Тема 2. Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы | устный опрос | |||||
3. | Тема 3. Объективные условия и противоречия экономического развития | устный опрос | |||||
4. | Тема 4. Основы общественного воспроизводства | 2,3 | устный опрос | ||||
5. | Тема 5. Товарная организация производства | устный опрос | |||||
6. | Тема 6. Деньги как категория товарного производства | устный опрос, защита рефератов | |||||
7. | Тема 7. Капитал | устный опрос | |||||
8. | Тема 8. Система отношений собственности в современной экономике | устный опрос | |||||
9. | Тема 9. Экономическая структура | устный опрос, защита рефератов | |||||
10. | Тема 10. Экономические системы | устный опрос, дискуссия | |||||
11. | Тема 11. Рынок и конкуренция | 6,7 | устный опрос, письменное тестирование | ||||
Итоговая форма контроля | экзамен | ||||||
Итого |
4.2. Содержание дисциплины Тема 1. Возникновение и этапы развития экономической теории лекционное занятие (2 часа): История возникновения и развития экономической мысли. Возникновение термина «Экономика». Меркантилизм. Школа физиократов. Ф.Кенэ. Классическая школа политической экономии. А.Смит, Д.Рикардо. Т.Мальтус. Марксистская экономическая теория. Неоклассическое направление. А.Маршалл. «Экономикс». практическое занятие (2 часа): Дж.М.Кейнс. Макро и микроэкономика. Современное неоклассическое направление. Современная экономическая теория как синтез основных направлений экономической науки. Развитие экономической мысли в трудах отечественных экономистов (И.Т.Посошков, А.В.Чаянов, Н.Д.Кондратьев, В.Леонтьев, Л.Кантарович и др.). Тема 2. Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы | |
лекционное занятие (2 часа): | |
Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория. Предмет экономической теории. Методы экономической теории. Метод научной абстракции. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. | |
практическое занятие (2 часа): Экономические категории и экономические законы. Функции экономической теории. Экономическая политика и экономические цели. Модель человека в экономической теории. Место экономической теории в системе общественных наук. | |
Тема 3. Объективные условия и противоречия экономического развития лекционное занятие (2 часа): Потребности: сущность и виды. Пирамида Маслоу. Закон возвышения потребностей. Экономические блага и их классификация. Естественные и социальные условия жизни. практическое занятие (2 часа): Экономический интерес как категория общественного производства. Потребность – материальная основа экономических интересов. Система экономических интересов, мотивов и стимулов. Мотивы и стимулы эффективного хозяйствования. Экономические законы как система. Закон экономии времени. Закон повышающейся производительности труда. |
Тема 4. Основы общественного воспроизводства
лекционное занятие (4 часа):
Понятие экономических ресурсов. Ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Альтернативная стоимость.
Экономические ресурсы и факторы производства. Труд. Капитал. Земля. Предпринимательство. Роль информации в современном производстве.
Вещественный и личный факторы производства. Средства производства. Рабочая сила. Производительные силы и производственные отношения.
Понятие общественного производства и общественного богатства. Классическая политическая экономия об общественном богатстве. Современные трактовки общественного богатства.
Производство: возможности и ограничения.
практическое занятие (4 часа):
Общее понятие о процессе воспроизводства. Процесс воспроизводства и его фазы: производство, распределение, обмен, потребление. Роль и место распределения в воспроизводственном процессе. Отношения обмена. Потребление как завершающая фаза процесса воспроизводства и его предпосылка.
Простое и расширенное воспроизводство. Необходимость раширенного воспроизводства. Экстенсивный и интенсивный типы расширенного воспроизводства. Показатели, характеризующие тип воспроизводства.
Народнохозяйственный кругооборот. Потоки и запасы. Простая модель народнохозяйственного кругооборота в закрытой экономике. Экономические агенты - участники экономического кругооборота. Домашние хозяйства. Фирмы. Государство. Иностранные государства.