Из Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬтаТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТиКИ
НА 2012 ГОД
И период до 2014 года
Москва
Декабрь 2011
Основные показатели федерального бюджета
На 2012 год и период до 2014 года
Показатель | 2010 (отчет) | 2011 (оценка) | Проект бюджета | ||
Экономические условия | |||||
Цена на нефть, долл./баррель | 78,2 | 108,0 | 100,0 | 97,0 | 101,0 |
ВВП, млрд. руб. | 44 939,2 | 53 332,0 | 58 683,0 | 64 803,0 | 72 493,0 |
Инфляция, декабрь к декабрю, % | 108,8 | 106,5 | 106,0 | 105,5 | 105,0 |
Курс доллара, среднегодовой, руб. | 30,4 | 28,6 | 28,7 | 29,4 | 30,5 |
Основные параметры бюджетной системы | |||||
Доходы, млрд. руб. | 15 737,5 | 20 335,1 | 21 438,7 | 23 358,5 | 26 237,1 |
Расходы, млрд. руб. | 17 614,5 | 20 179,0 | 22 354,8 | 24 413,7 | 26 728,0 |
Справочно: расходы на душу населения, руб. в месяц | 10 272,0 | 11 775,8 | 13 045,5 | 14 257,0 | 15 608,5 |
Основные параметры федерального бюджета, млрд. руб. | |||||
Доходы - всего | 8 305,4 | 11 211,3 | 11 779,9 | 12 705,9 | 14 091,8 |
Расходы - всего, в том числе | 10 117,5 | 11 019,4 | 12 656,4 | 13 730,6 | 14 582,9 |
Обслуживание государственного долга | 195,0 | 266,6 | 388,4 | 482,3 | 579,2 |
Условно утвержденные расходы | - | - | - | 343,3 | 833,6 |
Дефицит | -1 812,1 | 192,0 | -876,6 | -1 024,7 | -491,1 |
Справочно, млрд. руб. | |||||
Объем Резервного фонда на конец года | 775,2 | 1 673,5 | 2 235,4 | 2 825,7 | 3 963,7 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года | 2 695,5 | 2 604,2 | 2 659,9 | 2 668,7 | 2 798,7 |
Государственный внутренний долг на конец года, млрд. руб. | 2 940,4 | 4 555,0 | 6 330,9 | 7 873,2 | 9 221,8 |
Государственный внешний долг на конец года, млрд. долл. | 40,0 | 40,8 | 48,4 | 59,4 | 69,0 |
Содержание:
Основные показатели проекта федерального бюджета на 2012 год и период до 2014 года. - 2 -
Введение. - 4 -
1. Цели и задачи бюджетной политики на 2012 год и период до 2014 года - 7 -
2. Финансовое обеспечение государственных обязательств и общенациональных приоритетов. - 11 -
3. Повышение эффективности бюджетных расходов. - 16 -
4. Новое качество жизни. - 22 -
4.1 Содействие занятости населения. - 23 -
4.2 Достойная оплата труда. - 25 -
4.3 Забота о пенсионерах. - 27 -
4.4 Социальная защита населения. - 30 -
4.5 Повышение качества и доступности медицинской помощи. - 35 -
4.6 Повышение обеспеченности населения благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами. - 39 -
4.7 Повышение доступности и качества образования. - 41 -
4.8 Спорт и молодежная политика. - 46 -
4.9 Культурное и духовное развитие. - 48 -
5. Инновационное развитие и модернизация экономики. - 50 -
5.1. Промышленная политика. - 50 -
5.2. Развитие транспортной и дорожной инфраструктуры.. - 51 -
5.3. Развитие энергетической инфраструктуры.. - 57 -
5.4. Поддержка ядерных технологий. - 59 -
5.5. Развитие агропромышленного комплекса. - 60 -
5.6. Наука, инновации и информационно-коммуникационные технологии - 63 -
5.7. Сохранение природных богатств. - 69 -
6. Обеспечение национальной безопасности. - 71 -
6.1. Поддержание обороноспособности страны и защита от внешних угроз - 73 -
6.2. Борьба с преступностью и обеспечение национальной безопасности - 73 -
7. Сбалансированное региональное развитие. - 74 -
8. Эффективное государство. - 84 -
8.1. Гарантии финансовой устойчивости. - 84 -
8.2. Государственный долг. - 85 -
8.3. Макроэкономическая стабильность. - 88 -
8.4. Повышение качества и конкурентоспособности налоговой системы - 91 -
8.5. Федеральные целевые программы и государственные инвестиции - 95 -
Введение
«Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств».
Из Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации
Июня 2011 года
В 2012 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысят 155,2 тыс. рублей, а к 2014 году – достигнут 182,9 тыс. рублей.
Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги – образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.
Граждане – и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг – должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.
Для решения этой стратегической задачи Правительством Российской Федерации с начала 2000-х годов были последовательно утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства на 2000 -2004 годы, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, а также мероприятия по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2003-2004 годы).
В 2000 году вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.
Результатом данных реформ стало формирование в Российской Федерации современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами путем:
создания целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, установления единых принципов бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований);
ликвидации "необеспеченных федеральных мандатов" и упорядочения основных социальных обязательств;
введения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
создания и развития системы Федерального казначейства, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств Российской Федерации, управление единым счетом федерального бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;
установления механизма сбережения нефтегазовых доходов и ограничений дефицита федерального бюджета, направленного на повышение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и снижение влияния на бюджетную систему Российской Федерации внешних экономических рисков;
поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (приоритетных национальных проектов, докладов о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований, государственных (муниципальных) заданий, проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года);
перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";
создания законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и придание этому процессу публичности;
создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ.
Новым этапом модернизации управления общественными финансами Российской Федерации стало принятие в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
Мероприятия Программы направлены на создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Ключевым направлением Программы является переход к утверждению федерального бюджета в «программном» формате.
К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая для их разработки нормативная и методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации, которая должна быть завершена в декабре 2011 года.
Полностью перейти к программной структуре расходов федерального бюджета планируется с 2013 года.
С этой целью одновременно с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в Государственную Думу представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации.