Понятие инфляции. Причины инфляции. Инфляция спроса и предложения.

Инфляция – это обесценение денег, снижение их покупательной способности.

Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен. Наряду с открытой (ценовой) имеет место скрытая (подавленная) инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците, ухудшении качества товаров.

Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

Например, переход на выпуск новых модификаций автомобилей с экономичными двигателями, соответствующими международным стандартам, очевидно, приведет к повышению отпускной цены: более совершенная и качественная продукция требует больших затрат и ценится выше. В то же время систематический рост цен на серийно производимые автомобили одной и то же модели без каких-либо улучшений, а нередко и с ухудшением отделки и понижением надежности в эксплуатации носит ярко выраженный инфляционный характер.

Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы, то есть спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться:

- дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы),

- чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики),

- опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и производительности труда,

- произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса и другие факторы.

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Например, в России в 90-е годы инфляционный процесс усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью отечественного экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. В Венгрии, экономика которой в большой мере зависит от состояния внешнеэкономических связей, именно внешний фактор (ухудшение условий международной торговли, увеличение внешнего долга) играл едва ли не определяющую роль в усилении инфляционных процессов. При этом политика наращивания экспорта и сдерживания импорта снижала насыщенность внутреннего рынка и (при неизменном спросе) порождала рост внутренних, оптовых и потребительских цен.

Инфляционный рост цен наряду с отмеченными факторами обусловливается более глубокими причинами (внутренними), имеющими основополагающий характер. Рассмотрим на примере России.

Одним из истоков инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, особенно военного машиностроения.

Неспособность преодолеть инфляцию порождается несовершенством хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, которые способны регулировать соотношение между денежной и товарной массой; что касается административных ограничителей, то они работали недостаточно эффективно.

Чтобы поддержать темпы, постоянно наращивались капиталовложения. В результате сдерживался рост потребления; эффективность капиталовложений снижалось, что отрицательно сказывалось на экономическом росте и текущем производстве. Средств на новую технологию не хватало, а непрерывные приросты фонда накопления не давали желаемого результата.

Противоречия и дефициты обусловливали потребность все в больших средствах, а финансовые и бюджетные ограничители были слабы или практически отсутствовали. Несбалансированность имела место не только на потребительском рынке. Ее основа – нарастающее в самом производстве, углубление материально-финансового неравновесия, недочеты в системе планирования, в механизме обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования.

Типы инфляций:

В зависимости от характера инфляции и темпов нарастания инфляционных процессов различают следующие типы инфляции:

1. Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен (до 10% в год). Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой.

2. Галопирующая инфляцияв отличие от ползучей является трудноуправляемой. Темпы ее роста от 10% до 100% в год. Инфляционные процессы проявляют себя неодинаково в странах с различным уровнем развития, разной социально-экономической структурой, с несхожим механизмом регулирования ценовых процессов. В послевоенный период капитализм пережил две большие волны инфляции6 при переходе от военной экономики к экономике рыночного типа (1945-1952 годы) и под воздействием «нефтяных шоков», резко перетряхнувших всю структуру мировых и внутренних цен (1974-1981 годы).

3. Гиперинфляция. Темпы ее роста превышают 100% в год. Особенность гиперинфляции состоит в том, что она становится практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, а производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам.

В России в 1992 году инфляция составляла 2610% в год, в Зимбабве в 2009 году – 200 млн. процентов, в Германии в 1923 году – несколько миллиардов процентов, а в Венгрии в 1945 году – 3,8 × 1024 процентов.

В зависимости от формы проявления:

1. Открытая инфляция – ничем не сдерживаемый, свободный и продолжительный рост цен.

2. Скрытая инфляция – государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита. При этом допускается снижение качества продукции без уменьшения цен на нее. Одновременно растут цены на «черном» рынке.

3. Инфляционный шок – одномоментное резкое повышение цен, которое может дать толчок для открытого ускоренного подъема цен.

С учетом места распространения:

1. Локальная – рост цен происходит в границах одной страны.

2. Мировая – инфляция охватывает группу стран или всю глобальную экономику.

Инфляция спроса и инфляция издержек

Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией покупателей (инфляцией спроса) и инфляцией продавцов (инфляцией издержек).

Инфляция спроса – это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство.

               
   
Спрос
 
Предложение
     
 
 

>

         
 
 
 
 
   
 
 

 
 

  Цены

 
 

Избыточный спрос приводит к взлету цен. Этот феномен можно охарактеризовать таким образом: слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров. В условиях рыночной экономики рост цен создает возможности для прибыли. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Давление безработицы в результате этого падает, что способствует повышению заработной платы, а следовательно, дальнейшему росту спроса и повышению цен. Между инфляцией и безработицей существует обратная связь.

               
   
Заработная плата
 
Цены на сырье, топливо    
     
 

         
 
 
 
 
   
 
 

   
 
 
 

В случае инфляции издержек механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменения условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.).

Совокупный спрос на рынке не стал избыточным, но предложение товаров сокращается под влиянием роста издержек производства. В свою очередь, это ведет к повышению цен, затем – к новому витку инфляции. В данном случае не спрос, а издержки (и сокращение выпуска и предложения) служат толчком к инфляции.

В реальности выделить два вида инфляции довольно трудно. Но важно учитывать, какой вид инфляции является генератором инфляционного роста цен.

Наши рекомендации