Основные функции современного государства.

Большинство современных западных экономистов разделяют мнение о том, что даже в системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок.

Это прежде всего следующие функции:

1) регулирование внешних (или побочных) эффектов;

2) удовлетворение потребностей в коллективных благах (или в об­щественных товарах или чисто общественных благах.).

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в дан­ной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные.

Отрицательные эффекты связаны с издержками;

положительные — с выгодами для третьих лиц.

Таким образом, внешние эффекты показы­вают разность между социальными издержками (выгодами) и частны­ми издержками (выгодами).

Классический пример отрицательного эффекта — строительство Плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем тече­нии реки ухудшаются условия ловли рыбы.

Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой зе­мельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участ­ков улучшается без вложения капитала их владельцев.

Развитие образования дает прекрасный пример достижения поло­жительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигры­вает от того, что сограждане получают хорошее образование.

Чисто общественное благо — это такое благо, которое потребля­ется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.

Механизм рынка нацелен на удовлетворение только тех потреб­ностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребно­сти, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос, рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государ­ственное управление, единая энергетическая система и т.д. — эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и часто потребляют­ся коллективно и неизбирательны в потреблении.

Предоставление населению общественных товаров является функ­цией государства, а их финансирование осуществляется через центра­льный или местный бюджет. Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного това­ра, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. По этому система высшего образования может развиваться на сочета­нии рыночной и государственной основ.

Рассмотренные функции — это максимум того, что может де­лать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.

Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностью самого рыночного механизма.

Провалы(фиаско) рынка (market failures) — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное пользование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций. свидетельствующих о провалах рынка:

1) монополия;

2) несовершенная (асимметричная) информация;

3) внешние эффекты;

4) общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство.

В связи с этим в экономической литературе подчеркивается необходимость выполнения государством еще трех глобальных функций:эффективность, справедливость и стабильность.

Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон», который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельности государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции.

Справедливость.Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, ка­питалов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантиру­ет получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане.

Государство взяло на себя функцию пе­рераспределения доходов через налоги, а также поддержания нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Стабильность.Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержки экономической стабильности, сглаживания циклической формы развития экономики. Проводит оно и антиинфляци­онную политику.

Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя: обеспе­чение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка; поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики — изъятие части дохода хозяйству­ющих субъектов с целью формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных исследований; стимулирование развития таких направлений НТП Государство также берет на себя решение региональных проблем.

Макроэкономика.

Лекция 11

Наши рекомендации