В литературе выделяют следующие наиболее существенные факторы, под воздействием которых формируются и формируют экономические взгляды и концепции.
Во-первых, потребности экономической практики.
Например, своей популярностью, возникшей во второй половине 70-х гг., теория предложения обязана обострившейся инфляции и безработице.
Во-вторых, труды и взгляды представителей более ранних концепций. Например. Дж. М. Кейнс не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов.
В-третьих, прогресс в областях знаний смежных с экономикой: статистике, математике, социологии и др.
В-четвертых, расширение и изменение взглядов на предмет экономической науки. Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как «экономия» — наука о домашнем хозяйстве. Термин «экономия» впервые был предложен Ксенофоитом. В произведениях средневековых ученых-схоластов экономические проблемы рассматривались в рамках учения о справедливости. Экономические вопросы в эту эпоху трактовали с позиции Священного Писания в рамках канонического права.
Становление капитализма предопределило возникновение самостоятельной науки — политической экономии. В 1615 г. Антуан Монкретьен публикует «Трактат политической экономии», давший название будущей науке. Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества Выразителем его интересов стала первая школа, возникшая в политической экономии — меркантилизм. Целью исследования меркантилистов были поиски источников буржуазного богатства, объектом изучения стала капиталистическая торговля.
Классики политической экономии пытаются найти источник богатства уже в сфере производства.
Во второй половине XIX в. капитализм утвердился в развитых странах. Разработка общих принципов политической экономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики, качественный анализ вытесняется количественным. Понятие «политическая экономия» вытесняется понятием «экономике». Под «экономике» понимается наука о поведении человека в процессе принятия решения о производстве и потребление благ в условиях ограниченных ресурсов. Появление нового термина связано с именем Альфреда Маршалла, выпустившего в 1890 г . книгу «Принципы экономике». Книга А. Маршалла стала основой для современных курсов микроэкономики.
Подлинную революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 г. «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Кейнса. С его именем связано рождение нового направления экономической мысли — кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы микроанализа.
Таким образом, на развитие и содержание экономической науки воздействуют многие тесно взаимосвязанные факторы.
При изучении истории экономических учений исследуется развитие метода экономической науки. Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью общечеловеческой, в том числе экономической культуры.
Потребовались сотни лет, чтобы сформировались сегодняшние направления экономической мысли: неоклассическое, марксистское, неокейнсианское, неоинституциональное, неолиберальное.
Целью изучения истории экономических учений является:
1. Углубление и расширение знания по экономической теории, понимание внутренней логики, взаимосвязи экономических категорий, законов, концепций;
2. Повышение и общей культуры, расширение кругозора в области общих, специальных и отраслевых экономических наук, понимание причин эволюции научных положений, идей, уяснение их связи с происходящими изменениями в экономической практике,
3. Знакомство с выдающимися экономистами мира и изучение сформулированных ими концепций.
Задачи изучения экономических учений:
1. Изучение не только общепризнанных в данный период выводов, но и дискуссий, споров, того, что сталкивает экономистов и движет науку вперед;
2. Систематизация обширной экономической литературы в соответствии с основными направлениями
экономической мысли;
3. Чтение основополагающих книг по экономической теории, написанных в разные периоды истории.
После изучения курса студенты должны знать основные концепции курса, к которым относятся:
1. Эволюция предмета и метода экономической теории;
2. Отражение мира хозяйства в общественном сознании докапиталистических эпох;
3. Исторические корни основных направлений современной экономической мысли: классическая, историческая школы, маржинализм;
4. Формирование неоклассического направления и его современные тенденции;
5. Кейнсианство и становление современной макроэкономики;
6. Альтернативные течения современной экономической мысли: институционализм и неолиберализм;
7. Особенности развития российской экономической мысли.
Студенты должны уметь:
1. Излагать основные факты истории экономической мысли в пределах программы курса,
2. Показать общую логику становления и развития основных научных школ;
3. Определить их вклад в прогресс экономической теории;
4. Выявлять исторические корни основных направлений современной экономической мысли;
5. Ориентироваться в структуре современного экономического знания.
Формы проведения занятий:
-Занятия проводятся в форме лекций и семинарских занятий.
-Формы контроля: промежуточный контроль состоит из контрольного теста и написания реферата.
-Итоговый контроль — зачет, который предполагает ответы на 2 теоретических вопроса.