Определение требований к уровню профессионального образования
Должностям разных категорий и групп должностей на гражданской службе соответствуют разные уровни ответственности.
Для качественного исполнения должностных обязанностей гражданские служащие должны обладать соответствующими уровню ответственности знаниями и навыками. Указанные знания и навыки приобретаются в рамках получения профессионального образования посредством освоения профессиональных образовательных программ по конкретным направлениям подготовки и специальностям соответствующего уровня профессионального образования или в результате дополнительного профессионального образования, а также в в ходе последующей трудовой или служебной деятельности.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
среднее профессиональное образование;
высшее образование – бакалавриат;
высшее образование – специалитет, магистратура;
высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Подготовка выпускников в образовательных организациях отвечает данной цели. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования и высшего образования по соответствующим направлениям подготовки и квалификации (степени) содержат компетенции, которыми должны обладать выпускники. Исходя из содержания указанных федеральных государственных образовательных стандартов, компетенции, под которыми понимаются профессиональные навыки и умения, предполагающие профессиональные знания, различаются в зависимости от уровня профессионального образования.
Таким образом, для создания на гражданской службе эффективной системы квалификационных требований, а также востребованности выпускников с конкретными компетенциями, государственным органам рекомедуется руководствоваться изложенным гибким подходом, предусматривающим установление уровней профессионального образования в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы.
Указанный подход не противоречит положениям Федерального закона № 79-ФЗ в связи с тем, что требования к уровню профессионального образования в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ входят в число квалификационных требований к должностям гражданской службы.
Положение пункта 1 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ, согласно которому в должностной регламент включаются квалификационные требования к образованию, предоставляет возможность установления государственным органом уровня профессионального образования.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.
Положения части 5 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ требуют определения применительно к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы соответствующих уровней профессионального образования: высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Пунктом 4 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования.
Следует отметить, что указанный подход не противоречит принципу равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе как отдельному виду государственной службы Российской Федерации, предусмотренного частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 4 Федерального закона № 79-ФЗ, так как обеспечивает замещение должностей гражданской службы лицами, обладающими необходимыми профессиональными и деловыми качествами.
Рекомендуемые требования к уровню профессионального образованияв зависимости от группы и категории, к которой относится должность гражданской службы, приведены в Таблице 1. Следует отметить, что в Таблице 1 приводится минимальный уровень профессионального образования, наличие которого необходимо кандидату, претендующему на замещение должности гражданской службы конкретной категории и группы, или гражданскому служащему, для поступления на гражданскую службу или замещения указанной должности.
Таблица 1
Категория и группа должностей гражданской службы | Уровень профессионального образования |
· Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы; · категория «помощники (советники)» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы; · категория «специалисты» высшей, главной и ведущей групп должностей. | высшее образование – специалитет, магистратура. |
· категория «специалисты» старшей групп должностей; · категория «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей. | высшее образование – бакалавриат. |
· категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей. | среднее профессиональное образование. |
В государственном органе рекомендуется включить Таблицу 1 или иную таблицу, содержащую иной подход по установлению требований к уровню профессионального образования в зависимости от группы и категории, в организационной документ государственного органа для последующего составления профилей должностей и должностных регламентов.