Объект, предмет, структура курса
Т.В. Тарасова
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Краткий курс лекций
(Для неэкономических специальностей, направлений и
профилей подготовки)
Пенза
ПГТА 2013
Введение
В условиях рыночной экономики многие предприятия вынуждены адаптироваться к быстро меняющимся условиям внешней и внутренней среды, и самостоятельно находить пути для дальнейшего развития. Объективной необходимостью для большинства организаций стало освоение новых методов хозяйствования, инноваций, активное неформальное использование рациональных приемов Экономики, организации и управления производством. В настоящее время эти приемы и методы должны использовать инженерно-технические работники и специалисты различных уровней и отраслей.
Изучение теоретических и методологических основ экономики, организации и управления предприятиями является одним из элементов подготовки квалифицированных специалистов для любой сферы деятельности.
Изучение экономики предприятия (организации) начинается с рассмотрения их сущности, места, функций и роли в экономической системе страны. Предприятия являются основным производственным звеном реального сектора экономики любого государства: на них производятся средства и предметы труда, составляющие основу жизнедеятельности и обеспечения комфортного существования человека. Они являются главными источниками материального дохода и благополучия основной части населения и, к сожалению, главным фактором негативного воздействия на окружающую среду и вмешательства в природные процессы. На предприятии тесно переплетаются интересы отдельных личностей, трудового коллектива и общества, возникают и разрешаются многочисленные трудовые и социальные противоречия. Поэтому именно предприятия являются главными объектами и ведущими центрами социально-экономических преобразований в любой стране.
Экономические сложности в России на сегодняшний день во многом обусловлены кризисом в производственной сфере. Деятельность многих предприятий характеризуется дефицитом оборотных средств, нерациональным использованием материальных ресурсов, устаревшими материально-технической базой и технологиями, и как следствие, низкой конкурентоспособностью продукции и отсутствием средств на развитие производства. Такая ситуация объясняется действием как объективных, так и субъективных факторов – знаниями и умениями конкретных руководителей и экономистов.
Экономика предприятия (организации) дает инструментарий для технико-экономического обоснования функционирования организации, оценки хозяйственных результатов ее деятельности, выявления недостатков в хозяйственной политике предприятия и разработки организационно-технических мероприятий по ее совершенствованию.
Цель данного курса – это подготовка студентов к профессиональной деятельности, в области рационального управления экономикой и производством с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Студенты, изучившие данный курс должны:
иметь представление о структуре и взаимосвязи отдельных элементов экономики предприятия (организации);
оценивать производственно-хозяйственные результаты деятельности предприятия (организации), формулировать проблемы и выявлять резервы;
овладеть современными методами управления экономикой предприятия (организации), формулировать выводы и принимать управленческие решения;
знать принципы формирования и использования основного и оборотного капиталов;
уметь определять рациональные объемы производства в целом по предприятию (организации) и в разрезе по номенклатуре выпускаемой продукции и оценивать основные показатели производственной программы;
уметь грамотно, стройно и логически обоснованно излагать свои мысли, выполнять расчеты и обоснования, строить графики и диаграммы
Тема 1: Теоретические аспекты "Экономики и организации предприятия"
Объект, предмет, структура курса
Экономика – это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей на предприятиях разных форм собственности. Под предприятием в соответствии с действующим Российским законодательством понимается организация, которая использует разнообразные ресурсы, соответствующим образом их обрабатывает и получает товарную продукцию, оказывает определенные услуги или выполняет какие-либо работы с целью последующей реализации готового продукта на рынке. При этом предприятие должно строить свою деятельность так, чтобы получать определенную прибыль (для коммерческих организаций) или удовлетворять общественные или личные потребности людей (для некоммерческих организаций). В настоящее время 95% - это коммерческие организации.
Предметом исследования курса являются производственно-хозяйственные и организационно-экономические социальные отношения, которые складываются на предприятии в процессе его функционирования.
Курс включает в себя ряд блоков:
Блок ресурсов, где изучаются вопросы, связанные с номенклатурой, применяемых ресурсов, их количеством и ассортиментом, как используются ресурсы, поиск более рациональных заменителей, использование отходов производства.
Блок организации и управления на предприятиях: рациональная организация производства, эффективное управление производством, возможности рационализации вышеперечисленного.
Блок готовой продукции: качество продукции, система управления качеством, инновационные процессы и их влияние на результаты производства.
Блок конечных результатов: прибыль, рентабельность.
Дисциплина тесно связана с такими дисциплинами, как «Менеджмент», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности» и другими.