Тема 13. Инфляция и безработица

Основные проблемы темы

1. Инфляция и ее основные причины. Формы инфляции. Социально-экономические издержки ин­фляции.

2. Антиинфляционная политика, формы ее реализации.

3. Рынок труда: спрос, предложение, равновесие, различные модели.

4. Занятость населения. Безработица: показатели, виды, издержки. Закон Оукена. Основные формы государственного регу­лирования рынка труда.

5. Социальная политика государства: принципы и показатели реализации. Особенности социальной политики и социальной зашиты населе­ния в России.

6. Доходы: основные виды, основные источники, причины неравенства. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.

Методические указания

В идеальной модели рыночной экономики национальный объем производства устойчиво возрастает, а уровень цен оста­ется стабильным или по крайней мере изменяется незначи­тельно. Все ресурсы используются полностью и эффективно. Отсутствует инфляция. Однако действительность далека от идеала. Вместо стабиль­ного уровня цен во многих странах наблюдается продолжи­тельный рост среднего уровня цен на все товары и услуги.

Первый вопрос. Инфляция всегда выражает обесценение денег, снижение их покупательной способности. Причи­ной инфляции может быть как превышение спроса над пред­ложением (инфляция спроса), так и отставание спроса от предложения (инфля­ция издержек). Количественную оценку инфляцион­ным процессам дают индексы роста цен.

В зависимости от характера инфляции и темпов нарастания инфляционных процессов различают три типа инфляции: уме­ренная инфляция, галопирующая инфляция и гиперинфляция. В зависимости от роста цен по разным товарным группам принято выделять сбалансированную и несбалансированную инфляцию. В зависимости от степени предвидения инфляция подразделя­ется на ожидаемую и неожидаемую инфляцию. В зависимости же от степени распространения инфляционных процессов при­нято выделять локальную и мировую инфляцию.

Формы инфляции многообразны, но в их основе лежат либо внешние причины (рост цен на мировых рын­ках, сокращение поступлений от внешней торговли, отрица­тельное сальдо внешнеторгового баланса и отрицательное саль­до платежного баланса), либо внутренние (связаны с деформациями экономики, с монополией государства на денежную эмиссию, с монопольным положени­ем крупных производителей и их возможностью диктата цен на рынках, с монополией профсоюзов на рынке труда и их воз­можностью влиять на уровень оплаты труда, с непомерно вы­сокими налогами или процентными ставками за кредит).

Второй вопрос. Управление инфляцией предполагает разработку и осущест­вление антиинфляционной политики: политики противодействия грозящей инфляционной напряженности (использование ком­плекса мер, направленных как на ослабление избыточного спроса, так и на усиление совокупного предложения) или политики от­брасывания инфляции (использование как политики "замкнутой цепи" (предотвращение повышения цен), так и поли­тики "зарплата - цена").

В качестве относительно самостоятельной формы реализа­ции стратегии антиинфляционного регулирования выступает политика восстановления равновесия в условиях инфляции. Основ­ными направлениями этой политики являются бюджетная и денежная политика, а также политика в области заработной платы.

Третий вопрос. Существуют разные теоретические подходы к анализу меха­низма функционирования рынка труда.

В основе классической модели рынка труда лежат постулаты классической политической экономии. Приверженцы классиче­ской модели рынка труда полагают, что полная занятость явля­ется нормой рыночной экономики, наилучшей экономической политикой - политика невмешательства государства.

Несколько иной подход к объяснению функционирования рынка труда в неоклассической модели рынка труда. Согласно неоклассической модели рынка труда, этот рынок, как и все про­чие, действует на основе ценового равновесия и главным регу­лятором рынка труда является цена рабочей силы. Безработица объявляется добровольной. Причиной безработицы якобы яв­ляется отказ рабочих трудиться за меньшую заработную плату.

В отличие от неоклассического, кейнсианский подход к объ­яснению функционирования рынка труда предполагает, что рынок труда находится в состоянии постоянного и фундамен­тального неравновесия. В экономике, таким образом, не суще­ствует никакого механизма, гарантирующего полную занятость, и полная занятость скорее случайна, а не закономерна. Роль регулятора рынка труда по данной модели отводится государст­ву, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, мо­жет ликвидировать неравновесие на рынке труда.

Монетаристская модель рынка труда отрицает необходи­мость государственного вмешательства для обеспечения занято­сти и стабилизации экономики. Представители монетаристского подхода ставят во главу угла денежно-кредитные методы обеспечения занятости и стабилизации экономики, т.е. необхо­димость использовать такие рычаги, как учетная ставка цен­трального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах центрального банка.

Следующий шаг в изучении темы - четвертый вопрос - связан с более детальным анализом занятости и незанятости работников. Традиционно в экономической науке занятое население представляют лица старше 16 лет, работающие по меньшей мере час в неделю за плату или по меньшей мере 15 часов в неделю без оплаты в се­мейном бизнесе и не работающие только во время отпуска и во время болезни. Показателем занятости населения является уро­вень занятости.

Вынужденную и добровольную незанятость представляет безработица. Основными показа­телями безработицы являются уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы, соответст­вующий целесообразному уровню полной занятости в эконо­мике, представляет собой естественный уровень безработицы. Естественным уровнем безработицы считается уровень безрабо­тицы 6-8%. Он отражает фрикционную и структурную безра­ботицу. Циклическая безработица связана с колебаниями объ­ема валового национального продукта. Ино­гда выделяют и такие формы безработицы, как технологическая скрытая, сезон­ная, региональная и текучая.

Многообразие форм безработицы находит свое отражение в самых разных видах потерь, которые принято подразделять на экономические и социальные издержки без­работицы. Отрицательную связь между уровнем безработицы и величиной роста валового национального про­дукта иллюстрирует и закон А. Оукена. Согласно закону А. Оукена, при каждом увеличении уровня безработицы на 1% темп роста реального валового продукта снижается на 2% .

Комплекс экономических, административных законодатель­ных и организационных мер государства по защите работников от финансовых потерь, вызванных безработицей, представляет собой государственное регулирование рынка труда. Можно выде­лить две основные формы государственного регулирования рынка труда: прямое и косвенное. Основными структурными элементами системы регулирования рынка труда являются биржи труда и частные посреднические фирмы.

В заключение о взаимосвязи безработицы и инфляции впервые зафиксированной в 50-е годы А. Филлипсом в виде кривой. Эта кривая показывает обратную зависимость между темпами инфляции и долей без­работных: чем выше темп инфляции, тем ниже доля безработ­ных. За низкий уровень безработицы приходится расплачивать­ся высоким уровнем инфляции.

По пятому вопросу отметим, какую бы макроэкономическую проблему мы не рассматри­вали, всегда существует ее связь с социальной сферой и соци­альной политикой государства. Социальная политика государства представляет собой поли­тику государства, направленную на решение социальных про­блем: гарантирование членам общества минималь­ного дохода; поддержание и развитие способностей членов общества и прежде всего способности к труду; обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг.

Способом реализации социальной политики государства яв­ляется система социальной защиты и социальных гарантий.

Социальная защита экономически активного населения осуществляется по нескольким направлениям: во-первых, это меры государства, связанные с подготовкой к квалифициро­ванной трудовой деятельности, во-вторых, меры обеспечиваю­щие доступность реализации способностей в процессе трудовой и производственной деятельности, в-третьих, меры, связанные с обеспечением процесса трудовой и производственной дея­тельности, в-четвертых, меры, направленные на создание но­вых рабочих мест, и поддержка работников, лишившихся воз­можности трудовой деятельности. Основными же элементами системы социальных гарантий являются такие гарантии, как обязательства общедоступности и бесплатности образования, обязательства реализации способностей в процессе трудовой и производственной деятельности, обязательства недопустимости принудительного труда и обязательства минимизации потерь в связи с прекращением трудовой деятельности.

Реализация социальной политики государства может иметь различные подходы. Социальный под­ход предполагает что общество должно гарантировать каждо­му члену доходы, не позволяющие ему опуститься ниже черты бедности. Рыночный подход означает, что общество берет на себя обязательство только лишь создания условий ка­ждому члену общества для проявления экономической актив­ности и получения дохода.

Особенностью социальной политики российского государства является ее нацеленность на минимизацию потерь перехода от централизованного типа экономики к децентрализованному. Реализация социальной политики государства в России строит­ся на следующих принципах: четкое разграничение ответствен­ности за реализацию социальной политики между федеральны­ми и местными органами власти; учет социальных нормативов при формировании бюджетов разного уровня; устранение мо­нополизма в предоставлении социальных услуг; разгосударст­вление организаций и учреждений социальной сферы; коррек­тировка социальной политики с учетом складывающейся эко­номической ситуации.

Шестой вопрос. Доход характеризует сумму денежных поступлений из всех возможных источников в течение определенного периода. Ос­новными формами дохода являются: заработная плата, про­цент, рента и предпринимательский доход. Основ­ными источниками этих доходов может быть и хозяйственная деятельность в рамках правовых норм, и противоправная хо­зяйственная деятельность.

Для определения доходов населения используются и такие понятия, как номинальный, располагаемый и реальный доходы. Получение доходов населением сопровождается неравенством. Основными причи­нами неравенства доходов населения выступают различия в способностях, образовании и обучении, в профессиональных предпочтениях и готовности рисковать, неравенство владением собственностью и монополия на рынке, а также удача, связи, несчастья и дискриминация.

Степень неравенства в распределении дохода и богатства графически может быть показана с помощью кривой Лоренца, которая наглядно отражает долю дохода, приходящуюся на разные группы населения. Чем больше вогнутость кривой Ло­ренца, тем более неравномерным является распределение дохо­да. Для характеристики распределения совокупного дохода ме­жду группами населения применяется также индекс концен­трации доходов населения, или коэффициент Джини. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распре­делении доходов.

Наши рекомендации