Тема 13. Инфляция и безработица
Основные проблемы темы
1. Инфляция и ее основные причины. Формы инфляции. Социально-экономические издержки инфляции.
2. Антиинфляционная политика, формы ее реализации.
3. Рынок труда: спрос, предложение, равновесие, различные модели.
4. Занятость населения. Безработица: показатели, виды, издержки. Закон Оукена. Основные формы государственного регулирования рынка труда.
5. Социальная политика государства: принципы и показатели реализации. Особенности социальной политики и социальной зашиты населения в России.
6. Доходы: основные виды, основные источники, причины неравенства. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.
Методические указания
В идеальной модели рыночной экономики национальный объем производства устойчиво возрастает, а уровень цен остается стабильным или по крайней мере изменяется незначительно. Все ресурсы используются полностью и эффективно. Отсутствует инфляция. Однако действительность далека от идеала. Вместо стабильного уровня цен во многих странах наблюдается продолжительный рост среднего уровня цен на все товары и услуги.
Первый вопрос. Инфляция всегда выражает обесценение денег, снижение их покупательной способности. Причиной инфляции может быть как превышение спроса над предложением (инфляция спроса), так и отставание спроса от предложения (инфляция издержек). Количественную оценку инфляционным процессам дают индексы роста цен.
В зависимости от характера инфляции и темпов нарастания инфляционных процессов различают три типа инфляции: умеренная инфляция, галопирующая инфляция и гиперинфляция. В зависимости от роста цен по разным товарным группам принято выделять сбалансированную и несбалансированную инфляцию. В зависимости от степени предвидения инфляция подразделяется на ожидаемую и неожидаемую инфляцию. В зависимости же от степени распространения инфляционных процессов принято выделять локальную и мировую инфляцию.
Формы инфляции многообразны, но в их основе лежат либо внешние причины (рост цен на мировых рынках, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса и отрицательное сальдо платежного баланса), либо внутренние (связаны с деформациями экономики, с монополией государства на денежную эмиссию, с монопольным положением крупных производителей и их возможностью диктата цен на рынках, с монополией профсоюзов на рынке труда и их возможностью влиять на уровень оплаты труда, с непомерно высокими налогами или процентными ставками за кредит).
Второй вопрос. Управление инфляцией предполагает разработку и осуществление антиинфляционной политики: политики противодействия грозящей инфляционной напряженности (использование комплекса мер, направленных как на ослабление избыточного спроса, так и на усиление совокупного предложения) или политики отбрасывания инфляции (использование как политики "замкнутой цепи" (предотвращение повышения цен), так и политики "зарплата - цена").
В качестве относительно самостоятельной формы реализации стратегии антиинфляционного регулирования выступает политика восстановления равновесия в условиях инфляции. Основными направлениями этой политики являются бюджетная и денежная политика, а также политика в области заработной платы.
Третий вопрос. Существуют разные теоретические подходы к анализу механизма функционирования рынка труда.
В основе классической модели рынка труда лежат постулаты классической политической экономии. Приверженцы классической модели рынка труда полагают, что полная занятость является нормой рыночной экономики, наилучшей экономической политикой - политика невмешательства государства.
Несколько иной подход к объяснению функционирования рынка труда в неоклассической модели рынка труда. Согласно неоклассической модели рынка труда, этот рынок, как и все прочие, действует на основе ценового равновесия и главным регулятором рынка труда является цена рабочей силы. Безработица объявляется добровольной. Причиной безработицы якобы является отказ рабочих трудиться за меньшую заработную плату.
В отличие от неоклассического, кейнсианский подход к объяснению функционирования рынка труда предполагает, что рынок труда находится в состоянии постоянного и фундаментального неравновесия. В экономике, таким образом, не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость, и полная занятость скорее случайна, а не закономерна. Роль регулятора рынка труда по данной модели отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать неравновесие на рынке труда.
Монетаристская модель рынка труда отрицает необходимость государственного вмешательства для обеспечения занятости и стабилизации экономики. Представители монетаристского подхода ставят во главу угла денежно-кредитные методы обеспечения занятости и стабилизации экономики, т.е. необходимость использовать такие рычаги, как учетная ставка центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах центрального банка.
Следующий шаг в изучении темы - четвертый вопрос - связан с более детальным анализом занятости и незанятости работников. Традиционно в экономической науке занятое население представляют лица старше 16 лет, работающие по меньшей мере час в неделю за плату или по меньшей мере 15 часов в неделю без оплаты в семейном бизнесе и не работающие только во время отпуска и во время болезни. Показателем занятости населения является уровень занятости.
Вынужденную и добровольную незанятость представляет безработица. Основными показателями безработицы являются уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы, соответствующий целесообразному уровню полной занятости в экономике, представляет собой естественный уровень безработицы. Естественным уровнем безработицы считается уровень безработицы 6-8%. Он отражает фрикционную и структурную безработицу. Циклическая безработица связана с колебаниями объема валового национального продукта. Иногда выделяют и такие формы безработицы, как технологическая скрытая, сезонная, региональная и текучая.
Многообразие форм безработицы находит свое отражение в самых разных видах потерь, которые принято подразделять на экономические и социальные издержки безработицы. Отрицательную связь между уровнем безработицы и величиной роста валового национального продукта иллюстрирует и закон А. Оукена. Согласно закону А. Оукена, при каждом увеличении уровня безработицы на 1% темп роста реального валового продукта снижается на 2% .
Комплекс экономических, административных законодательных и организационных мер государства по защите работников от финансовых потерь, вызванных безработицей, представляет собой государственное регулирование рынка труда. Можно выделить две основные формы государственного регулирования рынка труда: прямое и косвенное. Основными структурными элементами системы регулирования рынка труда являются биржи труда и частные посреднические фирмы.
В заключение о взаимосвязи безработицы и инфляции впервые зафиксированной в 50-е годы А. Филлипсом в виде кривой. Эта кривая показывает обратную зависимость между темпами инфляции и долей безработных: чем выше темп инфляции, тем ниже доля безработных. За низкий уровень безработицы приходится расплачиваться высоким уровнем инфляции.
По пятому вопросу отметим, какую бы макроэкономическую проблему мы не рассматривали, всегда существует ее связь с социальной сферой и социальной политикой государства. Социальная политика государства представляет собой политику государства, направленную на решение социальных проблем: гарантирование членам общества минимального дохода; поддержание и развитие способностей членов общества и прежде всего способности к труду; обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг.
Способом реализации социальной политики государства является система социальной защиты и социальных гарантий.
Социальная защита экономически активного населения осуществляется по нескольким направлениям: во-первых, это меры государства, связанные с подготовкой к квалифицированной трудовой деятельности, во-вторых, меры обеспечивающие доступность реализации способностей в процессе трудовой и производственной деятельности, в-третьих, меры, связанные с обеспечением процесса трудовой и производственной деятельности, в-четвертых, меры, направленные на создание новых рабочих мест, и поддержка работников, лишившихся возможности трудовой деятельности. Основными же элементами системы социальных гарантий являются такие гарантии, как обязательства общедоступности и бесплатности образования, обязательства реализации способностей в процессе трудовой и производственной деятельности, обязательства недопустимости принудительного труда и обязательства минимизации потерь в связи с прекращением трудовой деятельности.
Реализация социальной политики государства может иметь различные подходы. Социальный подход предполагает что общество должно гарантировать каждому члену доходы, не позволяющие ему опуститься ниже черты бедности. Рыночный подход означает, что общество берет на себя обязательство только лишь создания условий каждому члену общества для проявления экономической активности и получения дохода.
Особенностью социальной политики российского государства является ее нацеленность на минимизацию потерь перехода от централизованного типа экономики к децентрализованному. Реализация социальной политики государства в России строится на следующих принципах: четкое разграничение ответственности за реализацию социальной политики между федеральными и местными органами власти; учет социальных нормативов при формировании бюджетов разного уровня; устранение монополизма в предоставлении социальных услуг; разгосударствление организаций и учреждений социальной сферы; корректировка социальной политики с учетом складывающейся экономической ситуации.
Шестой вопрос. Доход характеризует сумму денежных поступлений из всех возможных источников в течение определенного периода. Основными формами дохода являются: заработная плата, процент, рента и предпринимательский доход. Основными источниками этих доходов может быть и хозяйственная деятельность в рамках правовых норм, и противоправная хозяйственная деятельность.
Для определения доходов населения используются и такие понятия, как номинальный, располагаемый и реальный доходы. Получение доходов населением сопровождается неравенством. Основными причинами неравенства доходов населения выступают различия в способностях, образовании и обучении, в профессиональных предпочтениях и готовности рисковать, неравенство владением собственностью и монополия на рынке, а также удача, связи, несчастья и дискриминация.
Степень неравенства в распределении дохода и богатства графически может быть показана с помощью кривой Лоренца, которая наглядно отражает долю дохода, приходящуюся на разные группы населения. Чем больше вогнутость кривой Лоренца, тем более неравномерным является распределение дохода. Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется также индекс концентрации доходов населения, или коэффициент Джини. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов.